Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1168/2018 ~ М-1227/2018 от 27.08.2018

Дело № 2а-1168/2018

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

р.п.Зубова Поляна 17 сентября 2018 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,

при секретаре Антоновой О.А.,

с участием в деле:

административного истца Дубровских Е.А.,

административного ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Абузовой М.Н., действующей на основании доверенности,

административного ответчика Саблина Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубровских Е.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» об оспаривании решения об отказе в предоставлении документов по адвокатскому запросу,

установил:

Дубровских Е.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту - ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия) об оспаривании решения об отказе в предоставлении документов по адвокатскому запросу.

Требования мотивированы тем, что 13 июля 2018 г. он, являясь адвокатом и представителем по доверенности осужденного Чалдаева А.Р., направил в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия запрос о предоставлении копий документов: постановления от 10 июля 2018 г. о выдворении Чалдаева А.Р. в штрафной изолятор, акта от 10 июля 2018 г. № 1976, решения дисциплинарной комиссии от 11 июля 2018 г. Указанные документы были запрошены в целях подготовки административного искового заявления о признании незаконным вышеприведённых решений. Письмом от 18 июля 2018 г. №14/ТО/48/12-380 ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия отказало в предоставлении данных документов по тем основаниям, что запрашиваемые документы являются документами служебного пользования. Считает незаконным принятое решение, поскольку в соответствии с Инструкцией о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 г. № 161-дсп, осужденный имеет право знакомиться с материалами своего личного дела и соответственно эти права принадлежат его представителю. В силу статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным информацию о порядке и об условиях отбывания наказания. Им - Дубровских Е.А. - было запрошено не личное дело Чалдаева А.Р., а лишь ряд документов, содержащих информацию об изменении последним порядка и условий отбывания наказания, поэтому они должны были быть предоставлены осужденному, и, следовательно, они не относятся к документам для служебного пользования. На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит суд признать незаконным решение ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия об отказе в предоставлении документов по адвокатскому запросу, выраженное в письме от 18 июля 2018 г. № 14/ТО/48/12-380.

При подготовке административного дела к судебному разбирательству определением суда от 29 августа 2018 г. к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен начальник ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия Саблин Д.Н.

В судебное заседание административный истец Дубровских Е.А. не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства извещён своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия - Абузова М.Н. в судебном заседании административный иск не признала в полном объеме, пояснив, что документы, запрошенные административным истцом по адвокатскому запросу в отношении осужденного Чалдаева А.Р., являются составной частью личного дела осужденного, следовательно, относятся к документам ограниченного распространения "Для служебного пользования", а потому получение информации из них осуществляться путём ознакомления с этими документами.

Административный ответчик Саблин Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён своевременно и надлежащим образом.

Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, и суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Реализуя конституционные предписания, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов дела следует, что 13 июля 2018 г. адвокат Дубровских Е.А. посредством адвокатского запроса обратился в ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия о выдаче надлежащим образом заверенных копий:

постановления дисциплинарной комиссии от 11 июля 2018 г. о привлечении Чалдаева А.Р. к дисциплинарной ответственности;

постановления от 10 июля 2018 г. о выдворении Чалдаева А.Р. в штрафной изолятор;

акта от 10 июля 2018 г. № 1976 в отношении осужденного Чалдаева А.Р.

Письмом от 18 июля 2018 г. №14/ТО/48/12-380 ФКУ ИК- УФСИН России по Республике Мордовия отказало в предоставлении данных документов по тем основаниям, что запрашиваемые документы являются документами служебного пользования.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, участниками процесса не оспариваются, и сомнения в их достоверности не вызывают.

В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью второй статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям части первой статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

Пунктом «в» части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания в виде водворения осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.

В соответствии с частью второй статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.

Таким образом, исходя из смысла статей 10, 12, 115 и 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право быть ознакомленными с документами, затрагивающими их права и обязанности, с документами о порядке и об условиях отбывания наказания, при этом права на получение копий этих документов им не предоставлено.

Данные законоположения согласуются с положениями Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 г. №161-дсп (далее по тексту - Инструкция).

Указанная Инструкция предусматривает ведение личных дел на осужденных. Личное дело является основным учётным документом на осужденного, имеет гриф ограниченного распространения «Для служебного пользования».

Инструкция устанавливает порядок ознакомления осужденного с документами личного дела и предоставляет осужденному возможность делать выписки из этих документов, в том числе из документов о наложенных взысканиях.

Решением Верховного Суда Российской федерации от 30 августа 2010 г. № ГКПИ10-683 указанная Инструкция признана не противоречащей федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Предусмотренный указанными выше правовыми актами порядок ознакомления осужденного с документами в отношении него также согласуется с положениями Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6.1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Вместе с тем пунктом 6 данной статьи предусмотрено, что в случаях, если законодательством Российской Федерации установлен особый порядок предоставления сведений, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующей категории сведений.

Положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (статьи 10, 12, 115 и 117) и Инструкции о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15 августа 2007 г. №161-дсп, установлен особый порядок предоставления сведений, содержащихся в личном деле осужденного.

Следовательно, рассмотрение адвокатского запроса осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории сведений.

Поскольку запрашиваемые адвокатом Дубровских Е.А. документы являются составной частью личного дела осужденного (основной учётный документ ограниченного пользования), то получение информации из запрашиваемых документов, в том числе по адвокатскому запросу, может осуществляться осужденным или адвокатом, являющимся его представителем, только путём ознакомления в установленном порядке с этими документами с возможностью производства этими лицами выписок из документов.

В связи с чем, доводы Добровских Е.А., приведенные в административном исковом заявлении отклоняются судом как несостоятельные.

Доводы административного истца о том, что отказом в предоставлении документов по адвокатскому запросу нарушены его права на оказание квалифицированной юридической помощи Чалдаеву А.Р., судом отклоняются, поскольку объем прав представителя на совершение действий от имени представляемого определяется условиями и границами прав последнего, при этом ни уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, ни специальными нормами выдача осужденному каких-либо копий документов из личного дела не предусмотрено.

Учитывая изложенное и установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях административных ответчиков нарушений прав Дубровских Е.А., следовательно, административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Дубровских Е.А. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» об оспаривании решения об отказе в предоставлении документов по адвокатскому запросу отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия Л.Н. Заренкова

1версия для печати

2а-1168/2018 ~ М-1227/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дубровских Евгений Александрович
Ответчики
начальник ФКУ ИК-4 УФСИН России по РМ Д.Н.Саблин
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия
Суд
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия
Судья
Заренкова Людмила Николаевна
Дело на странице суда
zubovo-polyansky--mor.sudrf.ru
27.08.2018Регистрация административного искового заявления
27.08.2018Передача материалов судье
29.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2018Судебное заседание
17.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2018Дело оформлено
26.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее