Дело № 2- 823/2013 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2013 г. г. Ачинск Красноярского края
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.;
с участием истца Леликова Л.Д., представителя истца Мигиной А.В., действующей на основании устного ходатайства (л.д. 91);
при секретаре Саюк Е.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску
Леликова Л.Д. к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Ачинского района Красноярского края, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ о признании проживающим на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Леликов Л.Д., Леликова В.М. обратились в суд с иском к Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрации Ачинского района Красноярского края, ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>
Определением Ачинского горсуда от 16.04.2013 г. производство по делу в части требований Леликовой В.М. о признании проживающими на условиях социального найма, признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу – <адрес>, прекращено в связи с отказом истца от иска (л.д. 37).
Истцом Леликовым Л.Д. мотивированы исковые требования тем, что решением жилищной комиссии войсковой части 74008, на основании протокола № от 17 июня 2005 г. ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, в которой он проживал по ноябрь 2008 г., исполняя обязанности нанимателя жилого помещения.
В конце 2008 г. Леликов Л.Д. обратился в жилищную комиссию войсковой части 74008 с заявлением о взаимном обмене жилой площадью, а именно, квартиры по адресу: <адрес>, на квартиру по адресу: <адрес>. По решению жилищной комиссии обмен был разрешен, при условии погашения задолженности за жилищно-коммунальные услуги предыдущего пользователя жилого помещения в размере 79730 руб. 00 коп.
Леликов Л.Д. погасил долги по жилищно-коммунальным услугам в размере 79730 руб. 00 коп., вселился в квартиру по адресу: <адрес>. Встал на регистрационный учет и проживает в указанной квартире по настоящее время.
Ранее спорная квартира относилась к жилищному фонду военных городков закрытого типа. Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р, данный закрытый военный городок был исключен из Перечня жилищного фонда. Истец Леликов Л.Д. другого жилья не имеет и им не было использовано право на приватизацию жилья. При неоднократном обращении в различные инстанции, установить собственника жилищного фонда, в котором он проживает и статус жилья, не представилось возможным. В связи с данными обстоятельствами, истец вынужден был обратиться в суд с требованиями признать его проживающим на условиях социального найма в квартире по адресу – <адрес>, признании за ним права собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации. ( л.д. 3-5).
Определениями Ачинского городского суда от 08.02.2013 г. (л.д. 1), от 22.02.2013 г. (л.д. 41) в качестве третьих лиц по данному делу были привлечены: Администрация Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. В качестве соответчиков привлечены: ФГКУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Администрация Ачинского района Красноярского края, ФГУ «Центральное территориальное Управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ, Специальное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, 3-й отдел ФГУ «Центррегионжилье», Правительство РФ, Войсковая часть 58661-49 (до преобразования Войсковая часть 74008 (л.д. 47) (л.д. 1, 41 ).
Истец Леликов Л.Д., его представитель Мигина А.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме. При этом суду истец пояснил о том, что квартиры ему были предоставлены по месту работы в войсковой части 74008. При предоставлении жилых помещений, он не был уведомлен о том, что данные жилые помещения имеют статус служебного жилья. Представитель истца Мигина А.В. поддержала исковые требования истца Леликова Л.Д. При этом просила обратить внимание на то, что распоряжение Администрации Ачинского района от 02 марта 2005 года о включении в число служебных квартиры, в которой проживает Леликов Л.Д., не соответствует закону, поскольку оно было принято без извещения на то жильцов, проживающих в квартире на иных условиях и со ссылкой на нормы закона, в частности ЖК РСФСР, утративших своей действие с 01 марта 2005 года в связи с принятием нового ЖК РФ.
Против рассмотрения дела в порядке заочного производства истец и его представитель не возражали.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГУ «Центрального территориального Управления имущественных отношений», Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Правительства РФ о времени и месте судебного заседания извещенны надлежащим образом, в суд не явились. (л.д. 97-99).
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явилась, просила рассмотреть дело в его отсутствие ( л.д. 97-99, 105-109).
Представитель ответчика ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился. ( л.д. 74-76, 97-99, 105-109).
Представитель ФГКУ «Центррегионжилье» 3-го отдела г.Красноярска будучи извещенный надлежащим образом, в суд не явился, согласно представленного ходатайства, просил исключить из числа ответчиков данный отдел в связи с тем, что данный отдел не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, поскольку не является юридическим лицом, филиалом, либо представительством, а создан с целью обеспечения реализации задач и функций ФГУ « Центррегионжилье» МО РФ ( г. Екатеринбург»). (л.д. 71-73, 97-99, 105-109).
Представитель войсковой части 58661 (ранее №74008) начальник Захаров Д., о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя, против иска возражал. Пояснил, что спорная квартира является служебной (л.д. 54, 97-99, 105-109).
Представитель Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился (л.д. 97-99, 105-109).
Представитель Администрации Ачинского района Красноярского края Антоненко И.В., действующая на основании доверенности, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Против требований истца не возражала, указав о том, что в реестре муниципальной собственности Ачинского района, спорная квартира отсутствует (л.д. 27, 28, 97-99, 105-109).
Представитель Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края Глава сельсовета Стальмаков П.В. Антоненко И.В., просил дело рассмотреть в его отсутствие. (л.д. 51-52, 97-99, 105-109).
Представитель Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, будучи извещенным надлежащим образом, в суд не явился, представив отзыв, согласно которого указал о том, что спорный объект в реестре государственной собственности Красноярского края не значится. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1, имущество вооруженных сил относится к федеральной собственности, уполномоченным органом по управлению которого является ТУ ФА по управлению государственным имуществом в Красноярском крае. В связи с чем, Агентство не является надлежащим ответчиком по настоящему иску. (л.д. 51, 97-99, 105-109).
Руководствуясь ст. 233 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в прядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст.6 ЖК РФ, в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991 N 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" устанавливает запрет на приватизацию квартир, находящихся в домах закрытых военных городков, а также на служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
(в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1; Федеральных законов от 01.05.1999 N 88-ФЗ, от 20.05.2002 N 55-ФЗ, от 29.12.2004 N 189-ФЗ, от 11.06.2008 N 84-ФЗ)
Перечень закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, имеющих жилищный фонд, по представлению Министерства обороны РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р.
Распоряжением Правительства РФ № 1779-р от 11.10.2011 г. «О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской федерации ( далее Перечень), подраздел «Красноярский край» был исключен полностью, а также указанны исключенные из Перечня закрытые военные городки поименно, в том числе и Ачинский район, д. Каменка.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 г. № 487-р «О внесении изменений в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации», жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из Перечня, a именно Ачинского района д. Каменка, передается органам местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"№ 1541-1 от 04.07.1991г. передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 указанного выше Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» (далее – Постановление № 1053) функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Министерство обороны РФ. Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны организаций.
Постановлением № 1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
В соответствии с п. «и» ч. 2 постановления № 1053 Министерство обороны РФ осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2008г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», № 1054 «О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ» изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
Однако порядок передачи жилых помещений Министерства обороны РФ гражданам в собственность до настоящего времени не разработан.
До настоящего времени жилищный фонд Ачинского района д. Каменка в муниципальную собственность Ачинского района не передан, тогда как жилищный фонд закрытого военного городка, исключенного из вышеназванного Перечня, относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательств, свидетельствующих о наличии особого статуса спорного жилого помещения, а именно включения спорной квартиры в число служебных, стороной ответчика в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в установленном законом порядке.
Из представленных истцом данных отдела имущественных отношений администрации Матвеево-курганского р-на, Администрации Ключинского сельсовета Ачинского района Красноярского края, Ивановского сельского поселения Москалевского района Омской обл., ФГУП «Ростехинвентаризации» Леликов Л.Д. с 1991 по 18.02.2013 г. не принимал участие в приватизации жилья на территории РФ (л.д. 36-40).
Леликов Л.Д. с 02.10.2002 г. состоял в трудовых отношениях с в/ч 74008, был принят в котельную электромонтером по 4 разряду. 10.11.2010 г. был уволен по сокращению штатов по п. 2 ст. 81 ТК РФ (л.д. 19-20).
17.06.2005 г. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008, Леликову Л.Д. была предоставлена квартира <адрес>. В указанной квартире Леликов Л.Д. был зарегистрирован 07.07.2005 г. Позже, в сентябре 2007 г. с ним был заключен договор найма (л.д. 35, 6-7).
Согласно распоряжения Администрации Ачинского района Красноярского края № №-Р от 29.12.2005 г. квартира <адрес>, была включена в число служебных (л.д. 119).
Из чего следует, что при предоставлении квартиры <адрес> Леликову Л.Д., квартира статуса служебного жилья не имела.
08.12.2008 г. на основании решения жилищной комиссии войсковой части 74008, Леликову Л.Д. была предоставлена служебная квартира <адрес> по взаимному обмену. (л.д. 48).
Истец Леликов Л.Д. в судебном заседании пояснил, что он не был поставлен в известность о том, что квартира <адрес> является служебной. Договор найма служебного жилья с ним не заключался. Условием обмена квартир являлось погашение долга по квартплате по квартире № за прежних нанимателей <данные изъяты>.
В указанной квартире Леликов Л.Д. был зарегистрирован 02.12.2008 г. (л.д. 8).
Согласно квитанций к приходному кассовому ордеру Леликов Л.Д. оплатил задолженность по квартплате в сумме 56201,91 руб. (л.д. 9), и, 23529,00 руб. (л.д. 10).
Истец Леликов Л.Д. с момента предоставления спорного жилого помещения постоянно проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные услуги, каких-либо претензий со стороны третьих лиц по проживанию к истцу не поступало. Представителями ответчиков факт проживания истцов в спорном жилом помещении также не оспорен, встречного иска к нему не предъявлялось.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили свидетели ФИО11, (л.д. 92), ФИО12 (л.д. 93).
Согласно выписки из реестра объектов муниципальной собственности Ачинского района квартира, расположенная по адресу: <адрес> реестре объектов муниципальной собственности Ачинского района отсутствует (л.д.29).
Согласно кадастрового паспорта от 04.04.2013 г. квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. (л.д. 121-122).
Как следует из распоряжения главы Ачинского района от 02 марта 2005 года, включена в число служебных квартир квартира 62 дома по улице <адрес>. (л.д. 30-32). Однако, несмотря на данное обстоятельство и тот факт, что оно не отменено и не оспорено, суд считает, что данный акт не может повлиять на право истца, связанного с приватизацией жилья, поскольку его нельзя признать в данной части законным, поскольку данный нормативный акт был принят Администрацией Ачинского района со ссылкой на закон (ст. 101 ЖК РСФСР), утративший свое действие с 01 марта 2005 года в связи с введением в действие нового ЖК РФ.
Как установлено судом, в спорном жилом помещении Леликов Л.Д. зарегистрирован и проживает с 02.12.2008 г. (выписка из домовой книги (л.д. 8) на основании протокола жилищной комиссии о выделении служебной жилой площади по адресу: <адрес>. Указанная квартира была предоставлена Леликову Л.Д. на неопределенный срок, без ограничения периодом трудовой деятельности в вой сковой части 740089 (л.д. 48). Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства, договор найма служебного жилого помещения с Леликовым Л.Д. не заключался, ордер на служебное жилое помещение не выдавался, уведомление о присвоении жилью статуса служебного, не направлялось, что противоречит назначению служебных жилых помещений (ст. 93 ЖК РФ).
Федеральным законом от 8.12.2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", определен порядок и сроки передачи военного недвижимого имущества в муниципальную и собственность субъектов РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 постановления от 24 августа 1993. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При таких обстоятельствах и требованиях закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в полном объеме, поскольку государством законодательно установлено право граждан на получение жилья в собственность, однако в данном случае не обеспечена возможность реализации этого права. Принимая во внимание, что истец по независящим от него причинам не может реализовать свои правомочия по приватизации жилого помещения в установленном законом порядке, учитывая, что в судебном заседании установлена законность основания вселения в спорное жилое помещение, истцами представлены документы о соблюдении порядка регистрации по месту жительства, исходя из фактических обстоятельств дела и требований закона, суд считает возможным признать за Леликовым Л.Д. в порядке приватизации право собственности на квартиру <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать Леликова Л.Д. проживающим на условиях социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Признать за Леликовым Л.Д. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Ачинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Сисюра