Решение по делу № 2-1487/2017 ~ М-1362/2017 от 23.10.2017

Дело № 2-1487/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 22 ноября 2017 года

    

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Смирновой О.А., с участием прокурора Кулакова М.Н., истца Горячих Е.В., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Губаха гражданское дело по иску Горячих Е.В. к Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о вселении в жилое помещение и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Горячих Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» о вселении ее в комнату по адресу: <адрес> и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения по указанному жилому помещению. В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, занимала ________________, но вселиться туда она не может, поскольку ответчик не дает на это соответствующее разрешение, мотивировав тем, что сначала необходимо встать на учет в качестве нуждающегося. Однако, собрав необходимый пакет документов для постановки на учет, она получила отказ, поскольку являлась неработающим трудоспособным гражданином. В настоящее время она встала на учет в Центр занятости населения г. Губахи (далее – ЦЗН г. Губахи), признана безработной и считает, что имеет право на вселение в испрашиваемое жилое помещение и заключение соответствующего договора социального найма, поскольку другого жилья у нее нет.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель Администрации городского округа «Город Губаха» Маркелова Н.С. иск не признала по доводам письменного отзыва.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего иск не обоснованным, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.

Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Исчерпывающий перечень граждан, которым предоставляются жилые помещения вне очереди указан в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, к таковым относятся: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии в соответствии со ст. 92, 94, 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

По смыслу закона жилое помещение в общежитии может предоставляться гражданам, поступившим на работу или учебу на предприятие или в учебное заведение, у которых отсутствует жилье в данном населенном пункте, с целью обеспечения для них возможности трудиться или учиться в организации, являющейся владельцем общежития. Предоставление жилья в общежитии носит временный характер, осуществляется в перечисленных целях и не является мерой улучшения жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Горячих Е.В. зарегистрирована ________________ по адресу: <адрес>, без указания комнаты. Со слов истца вселена туда на основании устного распоряжения директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Уральский химико-технологический колледж», при этом, в трудовых отношениях с названным учреждениям никогда не состояла и не обучалась в нем. Проживала там недолго, поскольку выехала в ________________, после возвращения в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ, стала вплоть до ДД.ММ.ГГГГ проживать в квартире своих родителей и брата по адресу: <адрес> После смерти родителей, ДД.ММ.ГГГГ, истец проживала с братом по адресу: <адрес> в его квартире. По сведениям ГУП "ЦТИ Пермского края" Горячих Е.В. в собственности жилых помещений не имеет, в приватизации не участвовала. Согласно Постановления администрации Губахинского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за , на основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ за , спорное общежитие ДД.ММ.ГГГГ передано из государственной собственности Пермского края в собственность Губахинского муниципального района, правопреемником которого является городской округ "Город Губаха". ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «<адрес>» уведомлением отказал в постановке Горячих Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку она не была признана малоимущей. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирована в ЦЗН г. Губахи в качестве гражданина, ищущего работу, с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после обращения в суд, Горячих Е.В. признана безработной. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации городского округа «<адрес>» , Горячих Е.В. включена в общий список граждан на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Указанные обстоятельства, кроме пояснений участников процесса подтверждаются письменными доказательствами: копией паспорта истца; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Горячих Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; справкой от ДД.ММ.ГГГГ из ЦЗН <адрес>; справкой ОАО «КРЦ-Прикамье» от ДД.ММ.ГГГГ; справкой ГУП "ЦТИ <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ; письмом ЦЗН <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ; постановлением главы Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ ; постановлением администрации Губахинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за .

Установив изложенные выше обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предусматривает определенный порядок обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право Горячих Е.В. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания ее малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения согласно установленной очередности по части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В то же время, истец, будучи зарегистрированной в спорном жилом помещении с 1998 года, не проживала в нем более 15 лет, мер к заключении договора социального найма до лета 2017 года не принимала, с соответствующим заявлением к ответчику не обращалась; принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с признанием ее малоимущей только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. уже после подачи иска в суд, следовательно, в настоящее время, истец права на получение жилого помещения не лишена, а потому, таковое нельзя признать нарушенным, реализация этого права осуществляется в соответствии с вышеуказанными нормами закона и в порядке общей очередности, поскольку Горячих Е.В. преимущественным правом на внеочередное получение жилого помещения не обладает, а предоставление ей жилого помещения, минуя эту очередность, приведет к нарушению закона и прав других «очередников», находящихся в равном положении с истцом. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о противоправности действий ответчика в части жилищных прав Горячих Е.В., истцом в материалы дела не представлено и судом не добыто, что свидетельствует об отсутствии оснований для получения истцом жилья по социальному найму вне очереди и, следовательно, вселении в испрашиваемое жилое помещение.

Вопреки доводам истца в материалах дела отсутствуют сведения о том, что она страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, которые перечислены в Перечне заболеваний утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", что давало бы ей внеочередное право на предоставление жилого помещения.

При этом, доводы Горячих Е.В. о нуждаемости в жилом помещении и сохранении по настоящее время регистрации в общежитии, правового значения по делу не имеют, поскольку данные обстоятельства не порождают право пользования истцом, указанным помещением. Сама по себе регистрация по месту жительства является лишь административным актом и одним из доказательств по делу при разрешении спора о праве пользования жилым помещением, но не более того.

Поскольку обязанность ответчика заключить договор социального найма с истцом может возникнуть только при наличии оснований для получения истцом жилья, которые по настоящему делу судом не установлены, то в удовлетворении оставшейся части исковых требований также следует отказать.

На основании изложенного, суд отказывает Горячих Е.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Горячих Е.В. в удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа «<адрес>» <адрес> о вселении в комнату по адресу: <адрес>, общежитие и об обязании заключить договор социального найма жилого помещения – комнаты по адресу: <адрес>, общежитие, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий И.А. Мухтарова

2-1487/2017 ~ М-1362/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Горячих Елена Владимировна
Ответчики
Администрация городского округа "Город Губаха" Пермского края
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Мухтарова И.А.
Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
23.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2017Передача материалов судье
23.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Судебное заседание
23.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2017Дело оформлено
18.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее