Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1459/2018 ~ М-1424/2018 от 29.05.2018

Дело № 2-1459/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 11 июля 2018 г.

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

в составе

судьи Ионовой О.Н.,

при секретаре Алексейкиной О.В.,

с участием:

истца Фомина В. В.,

ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия,

представителя ответчика Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности №07/626 от 10 мая 2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомина В. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить службу в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж и восстановить выплату досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

Фомин В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить службу в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж и восстановить выплату досрочной страховой пенсии по старости.

В обосновании иска указано, что истец состоит на учёте в ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия и ему была установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ с 12 апреля 2017 г. бессрочно. Однако, решением ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 23 апреля 2018 г. истцу, с 01 апреля 2018 г. прекращена выплата досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в связи с отсутствием права. Требуется 25 лет, по мнению ответчика, имеется 22 года 11 месяцев 09 дней. Не засчитан в специальный стаж: с 27 октября 1982 г. по 23 ноября 1984 г. - период службы в составе Вооруженных Сил СССР как период осуществления педагогической деятельности, поскольку отсутствует период осуществления педагогической деятельности до 01 октября 1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

С решением ответчика истец не согласен и считает его незаконным по следующим основаниям.

В период времени прохождения им службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 октября1982 г. по 23 ноября 1984 г. действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. Период его службы с 27 октября 1982 г. по 23 ноября 1984 г. в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, истец полагает, что вышеназванный период его службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Истец указывает, что на момент осуществления им службы в Советской Армии действующее правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

По мнению истца, иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение его конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, истец указывает, что часть 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ установлены основания прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии. Таковых оснований прекращения выплаты, по которым ему прекращена выплата страховой пенсии, оспариваемое решение не содержит.

Основывая свои требования на положениях Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», истец просит суд:

- признать незаконным и отменить решение заместителя начальника ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ФИО2 от 23 апреля 2018 года о прекращении с 01 апреля 2018 г. выплаты ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ-400 от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях»;

- обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить ему период с 27 октября1982 г. по 23 ноября 1984 г., службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в рядах Советской Армии в специальный стаж;

- обязать ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия восстановить с 01апреля 2018 г. ему выплаты досрочной страховой пенсии по старости;

- взыскать с ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия оплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец Фомин В.В. исковые требования поддержал по заявленным основаниям, просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Чигирева К.В. против удовлетворения исковых требований возразила по основаниям, изложенном в обжалуемом решение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

При рассмотрении дела установлено, что решением начальника ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 25 апреля 2017 г. Фомину В.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 апреля 2017 г., бессрочно.

23 апреля 2018 г. ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия было принято решение прекратить с 01 апреля 2018 г. выплату досрочной страховой пенсии по страсти с связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Фомину В.В. в связи с отсутствием права. Требуется 25 лет, имеется 22 года 11 месяцев 09 дней. Не засчитан в специальный стаж с 27 октября1982 г. по 23 ноября 1984 г. - период службы в составе Вооруженных Сил СССР как период осуществления педагогической деятельности, поскольку отсутствует период осуществления педагогической деятельности до 01 октября 1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Указанное решение пенсионного органа суд находит законным и обоснованным по следующим основаниям.

Из копии военного билета Фомина В.В. следует, что в период с 27 октября1982 г. по 23 ноября 1984 г. он проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР в рядах Советской Армии.

Как следует из трудовой книжки Фомина В.В., в период с 1985 г. по 1990 г. он обучался в Мордовском госуниверситете, в период с 06 августа 1990 г. по 18 октября 1993 г. работал в Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева на различных должностях, не связанных с педагогической деятельностью в понимании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Приказом от 19 октября 1993 г. Фомин В.В. принят на должность преподавателя спец дисциплин в среднее профессиональное техническое училище №29.

Судом установлено, что при рассмотрении заявления Фомина В.В. о досрочном назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом зачтен в добровольном порядке педагогический стаж его работы на должностях в учреждениях, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение, в количестве 22 года 11 месяцев 09 дней.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения 12 апреля 2017 г. Фомина В.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.

В силу подпункта "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.

Как следует из материалов дела, начало педагогической деятельности Фомина В.В.. имело место с 19 октября 1993 г., следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения, как установлено судом, у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности.

Таким образом, доводы истца о возможности включения периода службы его в армии в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения в связи с осуществлением им педагогической деятельности со ссылкой на Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397 основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Доводы иска о необоснованном отказе в зачете периода военной службы, не могут служить основанием для признания решения пенсионного органа незаконным, так как оснований для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью периода службы истца в Советской Армии с 27 октября 1982 г. по 23 ноября 1984 г. не имеется.

Поскольку на момент обращения истца Фомина В.В. с заявлением о назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ у истца отсутствовал необходимый стаж 25 лет, пенсионным органом принято обоснованное решение о прекращении ему выплаты досрочной страховой пенсии.

Довод истца о том, что часть 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ не содержит таких оснований прекращения выплаты, по которым ему прекращена выплата страховой пенсии оспариваемым решением, не может повлиять на выводы суда по данному спору по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ (ред. от 07 марта 2018 г.) «О накопительной пенсии» прекращение выплаты накопительной пенсии производится в случае, утраты застрахованным лицом права на назначенную накопительную пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы.

Из решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 23 апреля 2018 г. №39 следует, что ГУ - УПФ Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия выявило ошибку, допущенную при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установленной Фомину В.В., включен период службы в составе вооруженных сил с 27 октября 1982 г. по 23 ноября 1984 г., как период педагогической деятельности на основании частного определения Верховного суда Республики Мордовия от 28 февраля 2012 г. по делу по иску ФИО1 с 25 апреля 2017 г., и решил в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Из обжалуемого решения следует, что выплата пенсии прекращена истцу с 01 апреля 2018 г.

Таким образом, прекращая выплату истцу назначенной пенсии, ответчик действовал в соответствии с законодательством, регламентирующим порядок прекращения выплаты назначенной страховой пенсии.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Установив фактические обстоятельства дела и оценив представленные доказательства в соответствии с изложенной правовой позицией суд приходит к выводу, что исковые требования Фомина В.В. не подлежат удовлетворению.

При подаче искового заявления истцом Фоминым В.В., по квитанции от 29 мая 2018 г. оплачена государственная пошлина в размере 300 руб. (л.д. 6), при этом уплаченная государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, исчисленной в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований истцу отказано, понесенные им расходы по оплате государственной пошлины возмещению за счет ответчика не подлежат.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия,

решил:

исковые требования Фомина В. В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения о прекращении выплаты досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить службу в составе Вооруженных Сил СССР в специальный стаж и восстановить выплату досрочной страховой пенсии по старости, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

    

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия О.Н. Ионова

Мотивированное решение принято 13 июля 2018 г.

Судья - О.Н. Ионова

1версия для печати

2-1459/2018 ~ М-1424/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фомин Валерий Владимирович
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Ионова Ольга Николаевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
29.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.05.2018Передача материалов судье
30.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2018Подготовка дела (собеседование)
15.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2018Судебное заседание
11.07.2018Судебное заседание
13.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2018Дело оформлено
31.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее