Дело № 2-1248\2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2015 года. г.Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Чапайкиной Е.П.,
при секретаре Ризен Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Насыбулина И.К. о признании незаконным отказа администрации г.Димитровграда Ульяновской области в предоставлении земельного участка, отраженного в письме от 06.02.2015 года *, понуждении к рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка от 02.02.2015 года в соответствии с требованиями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Насыбуллин И.К. обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании незаконным отказа администрации г.Димитровграда Ульяновской области в предоставлении земельного участка, отраженного в письме от 06.02.2015 года *, ссылаясь в обоснование требований на то что 02.02.2015 он обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по * для объекта физкультурно-оздоровительного назначения, в порядке, предусмотренном ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с правилами землепользования и застройки города Димитровграда Ульяновской области от 27.07.2011 * указанный земельный участок входит в зону Ж-1, в которой одним из основных видов разрешенного использования предусмотрено использование для объектов физкультурно-оздоровительного назначения.
12.02.2015 г., не дождавшись ответа администрации, им дополнительно был направлен протокол о намерениях. Ответ Главы администрации города, датированный 06.02.2015 г., содержал информацию о том, что схема расположения испрашиваемого им земельного участка утверждена постановлением администрации города от 21.02.2014 г. № 459 со ссылкой на Административный регламент об основаниях отказа в предоставлении земельного участка в случае его обременения правами третьих лиц.
Доводы администрации города о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на ранее согласованном земельном участке для третьих лиц, считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с данными, полученными в режиме общедоступной информации он-лайн с публичной кадастровой карты Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), испрашиваемый им земельный участок до настоящего времени не сформирован, является свободным от прав третьих лиц, входит в состав земель, государственная собственность на которые не разграничена, что указывает на возможность распоряжения им в установленном действующим законодательством порядке органом местного самоуправления, т.е. администрацией города. Соответственно, это указывает на то, что заявление о предоставлении ему в аренду земельного участка подано до регистрации прав третьих лиц на данный земельный участок.
При направлении отказа в его адрес администрацией города не было указано на реквизиты постановления, свидетельствующего о предварительном согласовании места размещения земельного участка, а также до настоящего времени сведения об испрашиваемом земельном участке не внесены в государственный кадастр объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1.3 Положения о рабочей группе установлено, что решения Рабочей группы носят рекомендательный характер для дальнейшего принятия решений администрацией города в соответствии с полномочиями, установленными действующим законодательством.
Не согласившись с решением администрации города, он направил жалобу в прокуратуру г.Димитровграда. Основанием для признания действий администрации города законными было то, что Положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством, предусмотрена приоритетность заключения договора аренды с лицом, первым подавшим заявление в адрес Главы администрации города о заключении договора аренды либо договора купли-продажи на испрашиваемый земельный участок. Данный довод считает несостоятельным, так как он просил предоставить ему единый земельный участок площадью 3600 кв.м., расположенный южнее * (западнее *). Однако ответ прокуратуры был дан в отношении двух земельный участков площадью 1640 кв.м. и 1602 кв.м. с адресами, отличными от испрашиваемого им. Также прокуратурой было указано на принятое обязательство ЗАО «Агентство недвижимости» по расселению барака по *, что он считает к делу не относящимся.
Администрацией города при направлении ответа на его заявление на данное обстоятельство не указывалось вообще.
Тем не менее, обязательство ЗАО «Агентство недвижимости» указывает на то, что земельные участки испрашивались для строительства, и процедура согласования земельных участков должна была производиться в соответствии со ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с утверждением постановления о предварительном согласовании места размещения объектов.
Однако им было подано заявление в порядке ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации и на единый земельный участок площадью 3600 кв.м.
06.02.2015 г. газетой «Муниципальный Вестник Заволжья» опубликовано Информационное сообщение муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства» о предоставлении земельный участков по ст.34 Земельного кодекса, в котором содержатся сведения о фактически им испрашиваемом земельном участке, однако поделенном на 2 части с видами разрешенного использования: физкультурно-оздоровительное назначение и объекты культурно-просветительских и зрелищных учреждений, то есть не для строительства жилого дома и детского сада в порядке ст.31 Земельного кодекса в соответствии с обязательствами ЗАО «Агентство недвижимости», а так, как испрашивалось им, но в других размерах, количествах.
В настоящее время земельный участок не сформирован, правами третьих лиц не обременен. Кроме того, согласование предоставления земельных участков осуществлено на заседании рабочей группы по выбору земельных участков в пользу юридического лица 12.02.2015 г. (после направление отказа на его заявку), а поданная им заявка рассматривалась в порядке ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации Рабочей группой по рассмотрению вопросов выбора земельных участков для элементов благоустройства. Ссылка в письме от 06.02.2015 г. идет на Административный Регламент по предоставлению земельног8о участка для целей, не связанных со строительством. Таким образом, заявление было подано им до момента утверждения схемы расположения одного земельного участка и материалов предварительного согласования. Постановление администрации города подготовлено в отношении двух участков, им не спрашиваемых. Кроме того, по приоритетности заявителя, первым внесшего на рассмотрение заявления о предоставлении земельного участка, не имеет отражения в федеральном законодательстве.
Таким образом, администрацией города были нарушены его права, предоставленные Земельным кодексом Российской Федерации. Им были соблюдены все требования законодательства при подаче заявления о предоставлении ему земельного участка.
Администрация города обязана была рассмотреть его заявление в точном соответствии с требованиями Земельного кодекса и нормативных актов, а в случае невозможности предоставления ему земельного участка обязана указать основание для отказа действующее на момент подачи заявления. Однако описанные им обстоятельства не соответствуют реальным обстоятельствам и не находят доказательств. Более того, ответ администрации города и прокуратуры также противоречат друг другу и указывают на различные основания для отказа.
Просил признать незаконным отказ администрации города Димитровграда Ульяновской области от 06.02.2015 г. № *, в качестве восстановления нарушенного права рассмотреть его заявление о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: *, площадью 3600 кв.м., для объектов физкультурно-оздоровительного назначения в порядке, установленном действующим законодательством.
В судебное заседание заявитель Насыбулин И.К. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель заявителя, Насыбуллин Р.И., действующий на основании нотариальной доверенности от 08.04.2015 г. (л.д.22), в судебном заседании уточнил требования, указав, что просит признать незаконным отказ администрации г.Димитровграда Ульяновской области в предоставлении Насыбулину И.К. земельного участка, отраженный в письме от 06.02.2015 года № * и обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области рассмотреть заявление Насыбулина И.К. о предоставлении земельного участка от 02.02.2015 года в соответствии с требованиями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В остальном суду дал аналогичные изложенным в заявлении пояснения.
Представитель администрации г.Димитровграда Шулимова О.В., действующая на основании доверенности от 26.12.2014 г. (л.д.34), в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что администрация г.Димитровграда на заседании Рабочей группы от 16.12.2013 г. по своей инициативе сформировала для себя земельный участок площадью 3516 кв.м. для благоустройства. 21.02.2014 г. было администрацией города принято постановление об утверждении схемы расположения земельного участка. 02.02.2015 г. в администрацию г.Димитровграда обратился Насыбулин И.К. с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка по * для объекта физкультурно-оздоровительного назначения. Поскольку на момент обращения действовало постановление администрации города от 21.02.2014 г. * об утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении которого просил Насыбулин И.К., ему на заседании Рабочей группы от 05.02.2015 г. в предоставлении участка было отказано на том основании, что земельный участок обременен правами третьего лица – администрации города.
25.12.2014 г. в администрацию обратилось ЗАО «Агентство недвижимости» с заявлением о предоставлении ему в аренду двух земельных участков на перекрестке улиц Суворова и Строителей для размещения объектов физкультурно-оздоровительного назначения. Фактически эти земельные участки расположены в том же месте, на которое претендовал в своем заявлении Насыбулин И.К. Заявление ЗАО «Агентство недвижимости» было рассмотрено на заседании Рабочей группы 15.01.2015 г., было принято решение повторно рассмотреть данное заявление ЗАО «Агентство недвижимости» после отмены постановления администрации города от 21.02.2014 г. № 459. 10.02.2015 г. постановление от 21.02.2014 г. № 459 было отменено. 12.02.2015 г. предоставление ЗАО «Агентство недвижимости» двух земельных участков было согласовано на заседании Рабочей группы. 27.02.2015 г. администрацией вынесены постановления об утверждении схем расположения данных земельных участков.
Поэтому полагает, что со стороны администрации города каких-либо нарушений прав Насыбулина И.К. допущено не было. На момент рассмотрения его заявления испрашиваемый им земельный участок был обременен правами третьего лица – администрации г.Димитровграда. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ЗАО «Агентство недвижимости», привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Фахриева Э.Х., действующая на основании доверенности от 12.03.2014 г. (л.д.32), в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала, суду пояснила, что не усматривает каких-либо нарушений прав Насыбулина И.К. при рассмотрении его заявления. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ЗАО «Агентство недвижимости», привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Ануров А.А., действующий на основании доверенности от 09.10.2014 г. (л.д.33), в судебном заседании против удовлетворения заявления также возражал.
Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Решением Городской Думы г. Димитровграда от 23.12.2009 г. № 24\315 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством.
Статья 1 указанного Положения также предусматривает, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области (далее по тексту - город), осуществляются на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Не допускается установление приоритетов и особых условий предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Земельные участки, находящиеся в собственности и (или) в ведении города, для целей, не связанных со строительством, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность за плату или в случаях, предусмотренных законодательством, бесплатно либо в аренду в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется по общим правилам, установленным статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с процедурой и критериями, установленными настоящим Положением, с учетом требований градостроительных, экологических, санитарных, противопожарных правил и нормативов.
Согласно ст.2 Положения, юридические или физические лица, заинтересованные в предоставлении в собственность либо передаче в аренду земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее по тексту - Заявители), обращаются с заявлением в Администрацию города Димитровграда Ульяновской области (далее по тексту - Администрация города). В заявлении указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок.
Администрация города после получения заявления направляет его в Комитет по градостроительной деятельности Администрации города Димитровграда Ульяновской области (далее по тексту - Комитет по градостроительной деятельности).
Комитет по градостроительной деятельности осуществляет сбор необходимой информации по испрашиваемому земельному участку для рассмотрения заявления о предоставлении в собственность либо передаче в аренду на заседании Рабочей группы при Администрации города по рассмотрению вопросов выбора земельных участков, расположенных на территории города Димитровграда Ульяновской области (далее - Рабочая группа), в порядке, установленном Положением о Рабочей группе, утверждаемым постановлением Администрации города.
(часть третья в ред. Решения Городской Думы г. Димитровграда от 26.12.2012 N 84/1008)
Рабочая группа рассматривает вопрос о возможности предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством. Критериями при рассмотрении вопроса предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются соответствие целей использования земельного участка градостроительной документации с учетом зонирования территории, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также отсутствие прохождения по соответствующим земельным участкам инженерных сетей. В случае, если на испрашиваемый земельный участок поступило несколько заявлений от заинтересованных в предоставлении лиц, преимущественным правом перед остальными обладает тот заявитель, чье заявление поступило ранее других. Решение Рабочей группы оформляется протоколом и направляется в трехдневный срок в Комитет по управлению имуществом города Димитровграда. Решение Рабочей группы носит рекомендательный характер.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, являются несоответствие целей предполагаемого использования земельного участка градостроительной документации с учетом зонирования территории, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также прохождение по ним инженерных сетей.
Как установлено в судебном заседании, 02.02.2015 года Насыбулин И.К. обратился в администрацию г.Димитровграда с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: *, ориентировочной площадью 3600 кв.м., для объектов физкультурно-оздоровительного назначения в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д.9).
05.02.2015 г. данное заявление Насыбулина И.К. было рассмотрено на заседании Рабочей группы при администрации города Димитровграда и принято решение об отклонении согласования выбора земельного участка. Отказ мотивирован тем, что ранее данный земельный участок согласован для благоустройства. Схема расположения земельного участка утверждена постановлением администрации города от 21.02.2014 г. № 459 (л.д.74).
06.02.2015 г. Главой администрации г.Димитровграда подписано письмо, в котором Насыбулину И.К. сообщено об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на п.2.8.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, поскольку земельный участок обременен правами третьих лиц (л.д.17).
Пункт 2.8.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением администрации г.Димитровграда от 29.06.2012 г. № 2337, в перечне оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги,если испрашиваемое заявителем право - аренда, действительно предусматривает обременение земельного участка правами третьих лиц.
Как установлено в судебном заседании, 21.02.2014 г. администрацией города издано постановление об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 3516 кв.м., примыкающего с восточной стороны к земельному участку по *, для элементов благоустройства (л.д.72).
После этого каких-либо дальнейших действий, предусмотренных ст.2 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством, администрацией города не проводилось.
В частности администрацией города не проведены в отношении данного земельного участка кадастровые работы и последующее обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Какое-либо решение, оформляемое постановлением Администрации города, о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо передаче его в аренду не принималось.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка Комитетом по управлению имуществом города не заключался.
Согласно сведениям, предоставленным ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области от 14.04.2015 г., сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: *, о площадью 3600 кв.м., в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д.61).
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, 25.12.2014 г. в администрацию города обратилось ЗАО «Агентство недвижимости» с заявлением о предоставлении ему в аренду двух земельных участков, расположенных на перекрестке улиц Суворова и Строителей, для размещения объектов физкультурно-оздоровительного назначения (л.д.38).
Как пояснила в судебном заседании представитель администрации города, фактически эти земельные участки расположены в том же месте, на которое претендовал в своем заявлении Насыбулин И.К.
15.01.2015 г. заявление ЗАО «Агентство недвижимости» было рассмотрено на заседании Рабочей группы при администрации города и принято решение повторно рассмотреть данное заявление ЗАО «Агентство недвижимости» после отмены постановления администрации города от 21.02.2014 г. № 459 (л.д.73).
Данное постановление администрации города от 21.02.2014 г. № 459 было признано утратившим силу (отменено) постановлением администрации от 10.02.2015 г. № 333 (л.д.75).
12.02.2015 г. предоставление ЗАО «Агентство недвижимости» двух земельных участков было согласовано на заседании Рабочей группы при повторном рассмотрении заявления (л.д.80).
27.02.2015 г. администрацией вынесены постановления об утверждении схем расположения данных земельных участков площадью 1602 кв.м., расположенного по *, и площадью 1604 кв.м., расположенного по * (л.д.76, 78).
Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что на момент рассмотрения заявления Насыбулина И.К. испрашиваемый им земельный участок на кадастровом учете не состоял, в аренду либо в собственность по соответствующему договору передан не был.
Практически аналогичное заявление ЗАО «Агентство недвижимости» о предоставлении тех же самых земель было отложено на заседании Рабочей группы от 15.01.2015 г. для повторного его рассмотрения после отмены постановления администрации города от 21.02.2014 г. № 459, чем администрация выразила свою незаинтересованность в личном использовании спорной земли. После отмены своего постановления администрация повторно рассмотрело заявление ЗАО «Агентство недвижимости» о предоставлении земельных участков.
Еще до отмены постановления 06.02.2015 г. газетой «Муниципальный Вестник Заволжья» было опубликовано Информационное сообщение муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства» о предоставлении земельный участков площадью 1602 кв.м., расположенного по *, и площадью 1604 кв.м., расположенного по *, в соответствии со ст.34 Земельного кодекса (л.д.18).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении Насыбулину И.К. земельного участка, датированный 06.02.2015 г., являлся преждевременным, не соответствующим принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленным в ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также продублированным в ст.1 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в собственности и (или) в ведении города Димитровграда Ульяновской области, для целей, не связанных со строительством.
Каких-либо доказательств реального обременения спорного земельного участка правами третьих лиц на момент рассмотрения заявления администрацией города суду не представлено.
Соответственно суд полагает, что имеются основания для удовлетворения уточненных требований Насыбулина И.К.
Следует признать незаконным отказ администрации * в предоставлении Насыбулину И.К. земельного участка, отраженный в письме от 06.02.2015 года *, и обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области рассмотреть заявление Насыбулина И.К. о предоставлении земельного участка от 02.02.2015 года в соответствии с требованиями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент подачи Насыбулиным И.К. заявления о предоставлении в аренду земельного участка и на момент его рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации г.Димитровграда Ульяновской области, отраженный в письме от 06.02.2015 года № *, в предоставлении Насыбулину И.К. земельного участка, расположенного по адресу: *, площадью 3600 кв.м.
Обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области рассмотреть заявление Насыбулина И.К. о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: *, площадью 3600 кв.м., от 02.02.2015 года в соответствии с требованиями ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, 27.04.2015 года.
Судья: Е.П.Чапайкина