УИД 28RS0007-01-2020-000305-20
ГД №2-175/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 года город Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Середа А.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Завитинского района Амурской области Коваленко В.В.,
представителя ответчика администрации города Завитинска – Пономарева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Завитинского района Амурской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации города Завитинска о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельных,
установил:
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящим исковым заявлением, в обоснование указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что теплоснабжение на территории муниципального образования городского поселения «Город Завитинск» Амурской области осуществляется в том числе находящимися в собственности муниципального образования г. Завитинска котельными № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9. Указанные котельные в соответствии с заключёнными концессионными соглашениями переданы во владение и пользование ресурсоснабжающим организациям, для осуществления деятельности по производству, передачи распределении тепловой энергии. Указанные котельные обеспечивают услугами по теплоснабжению социальные объекты, в том числе муниципальные образовательные учреждения (школы и детские сады), лечебное учреждение, многоквартирные дома, частный сектор. Вместе с тем, в нарушение требований Федерального закона "О теплоснабжении", Правил ТЭТЭУ, Правил № 103, утв. Приказом Минэнерго России, котельные №№ 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 г. Завитинска Амурской области, не оборудованы установками водоподготовки, не организован водно-химический режим, заключений об отсутствии необходимой водоподготовки в ходе проверки не представлено. Концессионными соглашениями указанные обязанности на ресурсоснабжающие организации не возложены, техническим заданием по реконструкции объектов соглашения не предусмотрены. По данному факту прокурором района 19 февраля 2020 года внесено представление об устранении нарушений закона и согласно ответу администрации города от 15 мая 2020 года, администрацией направлены запросы в ресурсоснабжающие организации об организации и планируемых мероприятиях по обеспечению соблюдения водно-химического режима оборудования, на которые получены коммерческие предложения на приобретение и монтаж оборудования химической водоподготовки. Таким образом, в настоящее время принятые администрацией города Завитинска меры не обеспечили фактическое устранение выявленных нарушений закона, полный комплекс мер, направленный на получение заключений об отсутствии необходимости водоподготовки на указанных котельных или мероприятия по установке оборудования по водоподготовке не выполнены, водно-химический режим работы котельных не осуществлён. Ненадлежащее исполнение администрацией города Завитинска полномочий в сфере теплоснабжения создаёт опасность возникновения технологических сбоев на объектах теплоснабжения, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде нарушения порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности, а также создаст социальную напряженность. Ссылаясь на Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления», «О теплоснабжении» просит обязать администрацию города Завитинска организовать водно-химический режим на котельных №№ 1,2,3,5,6,7,9 г. Завитинска Амурской области в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Из отзыва ответчика – администрации города Завитинска следует, что в соответствии с концессионными соглашениями объекты теплоснабжения, являющиеся муниципальной собственностью города Завитинска, котельные № 1,2,3,5,6,7,9 переданы ООО «ТПК» Дальстройсервис», ООО «Восток», ООО «Система», ИП Павляк В.С. Согласно п. 1 заключённых концессионных соглашений, концессионеры взяли на себя обязанность осуществлять производство и передачу распределения тепловой энергии с использованием объекта соглашения, в свою очередь концедент при этом передал права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Таким образом, по состоянию на 11 июня 2020 года права владения и пользования всеми котельными предоставлены вышеуказанным теплоснабжающим организациям, в свою очередь на них возложена обязанность осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использование объекта соглашения. При этом согласно приложению № 3 концессионного соглашения, заключённого с ООО «Система» работы по модернизации котельной №6 и иного имущества, также включают реконструкцию оборудования водоподготовки. Ссылаясь на федеральные законы «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, Правила оценки готовности к отопительному периоду считает, что организация водно-химического режима является неотъемлемой частью мероприятий по эксплуатации тепловых энергоустановок, которая должна обеспечиваться концессионером, при осуществлении последним деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, а также указывая, что ввиду отсутствия заключений о необходимости (или отсутствии необходимости) водоподготовки определить конкретный объём требований истца и заявленные им мероприятия по «организации водно-химического режима» не представляется возможным, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Из отзыва третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - генерального директора ООО «ТПК «Дальстройсервис» от 15 июня 2020 года следует, что в соответствии с условиями концессионного соглашения от 08 июля 2016 года, в период всего его действия на компанию не возложено обязанности по приобретению, установке оборудования водно-химической подготовки на котельных №1,3. При этом компания провела мониторинг организаций имеющих возможность поставки и установки систем водоподготовки на котельных и согласно полученного ответа от ООО «Современные энергосберегающие технологии», организация своими силами и средствами способна поставить и смонтировать на котельных систему водно-химической подготовки.
Как следует из отзыва представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Дальневосточного управления Ростехнадзора от 04 августа 2020 года, поскольку согласно Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок №115, целью организации водно-химического режима является обеспечение надёжной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, недопущение образования накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления, то считает предъявленные исковые требования законными и поддерживает в полном объёме.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: ООО «Восток», ООО «Система», ИП Павляк В.С., ООО «ТПК «Дальстройсервис» и представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Дальневосточного управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведения о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, с учётом мнения лиц, участвующих в деле и положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело рассмотрено в отсутствие не прибывших лиц.
В судебном заседании представитель истца, предъявленные исковые требования поддержал в полном объёме, настаивая на доводах, изложенных в иске.
Представитель ответчика администрации города Завитинска исковые требования не признал в полном объёме, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, просил в удовлетворении предъявленных исковых требований отказать в полном объёме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 3,4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в частности, по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении». Данное право также закреплено в Уставе городского поселения «Город Завитинск», принятом решением Завитинского городского Совета народных депутатов от 30 июня 2005 года № 16.
Одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О теплоснабжении», являются обеспечение надёжности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учётом требований, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно пункту 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года N 103 (далее – Правила №103), проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
В силу пункту 13 раздела III Правил №103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надёжного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, в частности, соблюдение водно-химического режима.
Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила №115), разделом 12 которых определяется водоподготовка и водно-химический режим тепловых энергоустановок и сетей.
Ответственность за выполнение настоящих Правил несёт руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.7 Правил №115).
Пунктом 12.1 Правил №115 предусмотрено, что необходимо организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла.
Согласно пункту 12.2 Правил №115, организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.
В соответствии с пунктом 12.8 Правил №115, до ввода тепловых энергоустановок в эксплуатацию следует наладить работу водоподготовки и системы деаэрации с привлечением специализированной организации, провести испытание на прочность и плотность деаэратора и аппаратов водоподготовки питательной и подпиточной воды.
Котельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами (пункт 12.6 Правил №115).
Согласно имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права: котельная №, расположенная по адресу: <адрес>А; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>А; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>А; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>А; котельная №, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию <адрес>.
В соответствии с:
- концессионным соглашением от 08 июля 2016 года, заключённым между администрацией городского поселения «Город Завитинск» (Концедент) и Обществом с ограниченной ответственностью «Торгово-производственная компания «Дальстройсервис» (Концессионер) права владения и пользования котельными № 1 и № 3 переданы ООО «ТПК «Дальстройсервис»;
- концессионным соглашением от 01 ноября 2018 года, заключённым между администрацией городского поселения «Город Завитинск» (Концедент) Обществом с ограниченной ответственностью «Система» (Концессионер) и Амурской областью, от имени которой выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, права владения и пользования зданием котельной № 6 передано ООО «Система»;
- концессионным соглашением от 13 октября 2017 года, заключённым между администрацией городского поселения «Город Завитинск» (Концедент), индивидуальным предпринимателем Павляк В.С. (Концессионер) и Амурской областью, от имени которой выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области права владения и пользования зданием котельной № 7 передано ИП Павляк В.С.;
- концессионным соглашением от 23 декабря 2016 года, заключённым между администрацией городского поселения «Город Завитинск» (Концедент) и обществом с ограниченной ответственностью «Восток» (Концессионер) права владения и пользования зданием котельной № 5 передано ООО «Восток»;
- концессионным соглашением от 29 августа 2017 года, заключённым между администрацией городского поселения «Город Завитинск» (Концедент), обществом с ограниченной ответственностью «Восток» (Концессионер) и Амурской областью от имени которой выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, права владения и пользования зданиями котельных № № 2, 9 переданы ООО «Восток».
Концессионеры принявшие указанные в концессионных соглашениях объекты - котельные № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 обязуются за свой сёет реконструировать, модернизировать имущество, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, горячее водоснабжение с использованием объектов Соглашений, а концедент обязуется предоставить концессионерам на срок, установленный соглашениями права владения и пользования объектами, для осуществления указанной деятельности.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьёй 10 Федерального закона "О концессионных соглашениях", концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, срок действия концессионного соглашения, описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения, срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения.
На основании изложенных правовых актов следует, что передача собственником администрации города Завитинска зданий котельных № 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 с оборудованием в пользование ООО «ТПК «Дальстройсервис», ООО «Восток», ООО «Система», ИП Павляк В.С., не освобождает орган местного самоуправления от установленной законом и отраслевыми подзаконными актами обязанности обеспечивать содержание, переданного во владение и пользование здания и имеющегося в нём теплоснабжающего оборудования.
Со стороны администрации г. Завитинска представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что нарушения, об устранении которых заявлено прокурором, были устранены.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством обязанность по организации водно-химического режима на указанных котельных, возлагается на собственника зданий, строении, сооружений и иных объектов, вырабатывающих тепловую энергию, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования к администрации города Завитинска являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьёй 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определённые порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Названный срок необходимо устанавливать с учётом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объёме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
В соответствии со статьёй 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии судом решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учётом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.
На основании изложенного, учитывая, что полномочия администрации города Завитинска по выполнению установленных требований являются расходными обязательствами, что требует принятия организационных и административно-хозяйственных мероприятий, а также учитывая, что начало отопительного периода, является препятствием для организации водно-химического режима, принимая во внимание отсутствие заложенных в бюджете администрации финансовых средств на текущий год и доводы представителя ответчика, о том, что в условиях коронавируса, некоторым предпринимателям предоставлялись отсрочки арендной платы, а некоторые и вовсе были освобождены от арендной платы, что также негативно сказалось на бюджете администрации города Завитинска, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда, до 01 октября 2021 года.
Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Иск прокурора Завитинского района Амурской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации города Завитинска о возложении обязанности организовать водно-химический режим на котельных, - удовлетворить.
Возложить на администрацию города Завитинска Амурской области обязанность организовать водно-химический режим на котельной №, расположенной по адресу: <адрес>А; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>А; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>А; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>; котельной №, расположенной по адресу: <адрес>.
Срок исполнения решения суда отсрочить до 01 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Ю.В. Данилова
Решение в окончательной форме принято 14 августа 2020 года.