Дело № 2-1411/2017 копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 декабря 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Кузнецовой О.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Лысьва гражданское дело по иску администрации города Лысьвы Пермского края к Управлению федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, отделу судебных приставов по городу Лысьве об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Лысьвы обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по г. Лысьве об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной Службы судебных приставов по Пермскому краю.
В судебном заседании представитель администрации г.Лысьвы Баландина О.А. исковые требования поддержала, пояснила, что решением Лысьвенского городского суда от 09.08.2017 № 2-906/2017 на Администрацию г. Лысьвы Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м. на территории г. Лысьвы.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по г. Лысьве 18.10.2017 возбуждено исполнительное производство № 77763/17/59027-ИП в отношении должника администрации г. Лысьвы.
03.11.2017 в адрес администрации г. Лысьвы поступило постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лысьве УФССП по Пермскому краю от 31.10.2017 № 59027/17/760656 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 (пятидесяти тысячи) рублей, в связи с неисполнением решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства не исполнен без уважительных причин.
Администрация г. Лысьвы не согласна с вынесенным постановлением и полагает, что взыскание исполнительского сбора возможно лишь при наличии вины должника, а именно, невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Считает, что не имеется оснований для признания причин неисполнения решения суда неуважительными, поскольку все действия по предоставлению жилых площадей указанным категориям граждан осуществляются органами местного самоуправления после получения денежных средств из бюджета Пермского края в форме субвенций.
Между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и администрацией г. Лысьвы было заключено соглашение № 7/ДС/2017 от 18.08.2017 «О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края из бюджета Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» согласно которого субвенции предоставляются бюджету Лысьвенского городского округа Пермского края в размере 2 093 033 руб. 98 коп., сроки перечисления субвенций – август 2017. 04.09.2017 между теми же сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению № 7/ДС/2017 от 18.08.2017, в котом указан срок перечисления субвенций – октябрь 2017. 30.10.2017 субсидии поступили на счет администрации г. Лысьвы.
Администрация г. Лысьвы как должник не уклоняется от исполнения и объективно не могла в пятидневный срок исполнить требование исполнительного документа о предоставлении жилого помещения, поскольку предоставление жилья осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений, приобретение жилья осуществляется за счет средств краевого бюджета. Процедура выделения денежных средств на приобретение жилья и приобретение жилья регламентируется нормативно-правовыми актами, имеющими определенный порядок исполнения, который не может быть реализован в течение пяти дней.
Поскольку одним из оснований для взыскания исполнительского сбора является отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения, соответственно при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Считает, что длительный порядок предоставления субвенций из краевого бюджета для приобретения жилого помещения является уважительной причиной и не зависит от должника. Решение суда об обязании предоставить жилое помещение ФИО3 вступило в силу 15.09.2017, на момент подачи заявления денежные средства для приобретения жилья ФИО3 выделены. Дополнила, что в настоящее время комитетом имущественных отношений администрации г. Лысьвы в рамках муниципального контракта от 01.11.2017 № 03563001363170000-0053895-02 для Шишкиной Л.С. приобретено жилое помещение, которое поступило в собственность муниципального образования Лысьвенский городской округ 01.12.2017. Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации г. Лысьвы от 01.12.2017 жилое помещение по адресу <адрес> принято в специализированный жилищный фонд, для предоставления детям-сиротам. Просила учесть, что обязанность по предоставлению жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в связи с изменениями в законодательстве возложено на органы местного самоуправления с 01.06.20017, в связи с чем ранее специализированный жилой фонд администрацией г. Лысьвы не формировался.
Администрация г. Лысьвы просит освободить администрацию г. Лысьвы от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Судебный пристав-исполнитель отдела службы судебных приставов по г. Лысьве УФССП по Пермскому краю Шумкова С.В. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель Управления ФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явился, с заявлениями и ходатайствами к суду не обращался.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исходя из положений ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с ч.2 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Решением Лысьвенского городского суда от 09.08.2017 № 2-906/2017 на администрацию г. Лысьвы Пермского края возложена обязанность предоставить ФИО3 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, общей площадью не менее 28 кв.м., жилой площадью не менее 14 кв.м. на территории г. Лысьвы.
Постановлением от 18.10.2017 на основании указанного решения суда в отношении администрации г. Лысьвы возбуждено исполнительное производство, срок для добровольного исполнения требований установлен 5 дней.
Постановлением от 31.10.2017 (л.д.11) в связи с неисполнением решения суда в 5-дневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства с администрации г. Лысьвы взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Принимая решение об удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, суд учитывает наличие доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины администрации г. Лысьвы в неисполнении требований исполнительного документа и о наличии таких причин неисполнения, которые предоставляют истцу основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что при своевременном получении постановления о возбуждении исполнительного производства, содержащего требование об исполнении требований исполнительного документа, и наличии информации о сроке исполнения обязательства должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
При этом суд также учитывает, что исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат. Решения судов о предоставлении жилых помещений исполняются за счет средств, специально на это предусмотренных.
Из содержания ст. 6 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций. Субвенции, предоставленные на осуществление государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования субвенций, полученных из бюджета Пермского края, не по целевому назначению взыскание указанных средств осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Согласно соглашению № 7/ДС/2017 от 18.08.2017 «О предоставлении субвенций бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края из бюджета Пермского края для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» заключенного между Министерством строительства и архитектуры Пермского края и администрацией г. Лысьвы субвенции предоставляются бюджету Лысьвенского городского округа Пермского края в размере 2 093 033 руб. 98 коп., сроки перечисления субвенций – август 2017. 04.09.2017 между теми же сторонами было заключено дополнительное соглашение № 1 к Соглашению № 7/ДС/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, в котом указан срок перечисления субвенций – октябрь 2017 (л.д. 14-19, 20-22).
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается. При отсутствии свободных жилых помещений и отсутствии в бюджете денежных средств, предназначенных на эти цели, администрация г. Лысьвы не могла произвольно приобрести жилое помещение для ФИО3 по исполнительному производству, затратив средства из других статей бюджета.
Судом установлено, что денежные средства из бюджета Пермского края были перечислены администрации г. Лысьвы лишь 30.10.2017, то есть после истечения срока, установленного для добровольного исполнения решения суда. После получения финансовых средств 01.11.2017 был заключен муниципальный контракт № 03563001363170000-0053895-02, согласно которому комитет имущественных отношений администрации г. Лысьвы приобретает для ФИО3 в собственность жилое помещение соответствующее требованиям.
Как следует из материалов исполнительного производства, о ходе исполнения решения суда администрация г. Лысьвы извещала судебного пристава-исполнителя.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в течение пяти дней для добровольного исполнения требований, разрешить вопрос о приобретении в муниципальную собственность и предоставлении ФИО3 жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным судом, не представлялось возможным, какого-либо уклонения от исполнения решения суда, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, суд находит возможным удовлетворить требования администрации г. Лысьвы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Лысьвы удовлетворить.
Освободить администрацию г. Лысьвы от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г. Лысьве Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю от 31.10.2017 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 77763/17/59027-ИП о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений ФИО3.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья Н.Р. Войтко