Судья Ноздрина О.О. Дело № 33-1078
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 апреля 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Букаловой Р•.Рђ., Курлаевой Р›.Р.,
при секретаре Поздняковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюк К.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) на решение Мценского районного суда Орловской области от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:
В«Рсковые требования Костюк Рљ.Рђ. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) об отказе в назначении Костюк К.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы Костюк К.А. по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей следующие периоды:
время работы с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> <адрес>;
время работы с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> № <адрес>;
время нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
время нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
время нахождения в командировках <дата>, <дата>.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить Костюк К.А. пенсию по старости с учетом указанных периодов специального стажа с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии - с <дата>.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Костюк К.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика по доверенности Фоминой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Костюк К.А., изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Костюк К.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
Р’ обоснование заявленных требований указывала, что решением пенсионного органа ей отказано РІ досрочном пенсионном обеспечении, РІ стаж педагогической деятельности РЅРµ были включены периоды работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> (далее – <...>) в„– <адрес> (<...> время работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> <...>), время нахождения РІ учебных отпусках, РЅР° курсах повышения квалификации, РІ командировках, РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской атомной электростанции (далее – Р§РђРРЎ).
РќРµ согласившись СЃ решением пенсионного органа, Костюк Рљ.Рђ. просила признать его незаконным, включить РІ стаж педагогической деятельности, дающей право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости период работы СЃ <дата> РїРѕ <дата> РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> <адрес> (<...>); время работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> (<...>) СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РІ учебных отпусках СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РЅР° курсах повышения квалификации СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РІ командировках <дата>, <дата>; время нахождения РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, Р° также обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию РїРѕ старости СЃ момента обращения – СЃ <дата>.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Приводит довод о неправомерности включения в стаж педагогической деятельности периода работы истца в должности мастера производственного обучения <...> № <адрес> (Украина) и <...> № <адрес> (<...>), поскольку компетентными органами Украины не представлены документы, подтверждающие, что указанные периоды учитываются (учитывались) при назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Украины, и что за указанные периоды производилась уплата страховых взносов.
Указывает, что факт и продолжительность работы истца в <...> № <адрес> (<...>) компетентными органами также не подтверждены.
Полагает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и командировках не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу Костюк К.А. полагала решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела, Костюк К.А. с <дата> года осуществляет педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях.
<дата> назначена старшей пионервожатой <...> № <адрес>, откуда в порядке перевода уволена <дата> в <...> № <адрес>.
С <дата> по <дата> истец работала в должности мастера производственного обучения в <...> <адрес>, с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> № <адрес>.
С <дата> по <дата> истец работала в Боровской неполной средней школе <адрес> (после переименования - <...> с <дата> по <дата> в должности старшей пионерской вожатой, с <дата> по <дата> учителем обслуживающего труда.
С <дата> по настоящее время Костюк К.А. работает в должности преподавателя в <...>» (после преобразований – <...>»).
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Костюк К.А. находилась на курсах повышения квалификации; в связи с обучением с <дата> года по <дата> в Орловском государственном университете по специальности «учитель географии» ей предоставлялись учебные отпуска с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а <дата> и <дата> – командировки.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата> истец находилась РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
<дата> Костюк К.А., полагая, что ею выработан необходимый стаж педагогической деятельности, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ей <дата> пенсионным органом было отказано.
РР· отказа ответчика следует, что РёРј самостоятельно включено РІ специальный стаж работы истца <...>, включая периоды работы РІ Украине РґРѕ распада РЎРЎРЎР . Отказано РІРѕ включении СЂСЏРґР° периодов, РІ том числе периода работы мастером производственного обучения СЃ <дата> РїРѕ <дата> РІ <...> в„– <адрес>, СЃ <дата> РїРѕ <дата> мастером производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> (как РЅРµ подтвержденных документально Рё РЅРµ имеющих доказательств включения РёС… РїСЂРё досрочном назначении пенсии РІ соответствии СЃ законодательством Украины); периодов учебных отпусков; времени нахождения РЅР° курсах повышения квалификации; дней нахождения РІ командировках; периодов нахождения РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально?экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ (как РЅРµ предусмотренные Рє зачету РІ специальный стаж действующим законодательством).
Указанные обстоятельства подтверждены копиями трудовой книжки истца, справки администрации <...> № от <дата>, справки Управления пенсионного фонда Украины в <адрес> от <дата>, архивной справки Министерства образования и науки, молодежи и спорта <адрес> государственной администрации Управления образования и науки Государственного учебного заведения «<...>» от <дата>, архивной справкой Отдела культуры архивного дела и туризма администрации <адрес> от <дата>, приказов о предоставлении отпусков, направлении на курсы повышения квалификации и в командировки, расчетных листков, удостоверения о краткосрочном повышении квалификации <...>», справками Бюджетного профессионального образовательного учреждения <адрес> «<...>» от <дата>, от <дата>.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности требований Костюк К.А. о включении вышеуказанных периодов работы в специальный стаж работы, за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, приходящегося на период работы последней в должности старшей пионерской вожатой в <...> <адрес>, и периодов оплачиваемых отпусков за работу в районе с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Решение СЃСѓРґР° РІ части отказа включить РІ специальный стаж истца периоды оплачиваемых отпусков Р·Р° работу РІ районе СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ никем РЅРµ обжалуется.
С выводами районного суда в части удовлетворенных им исковых требований судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и содержались в ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Частями 2-3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитывающая в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014
№ 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается прудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
РЎРїРёСЃРѕРє профессий Рё должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых РІ школах Рё РґСЂСѓРіРёС… учреждениях для детей дает право РЅР° пенсию Р·Р° выслугу лет РїРѕ правилам СЃС‚. 80 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССРот 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 № 463, действовавшими в соответствующие периоды, предусмотрены должности «мастер производственного обучения» и учреждения «училища всех наименований», «профессионально?технические учебные заведения всех типов и наименований».
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона о страховых пенсиях).
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение), в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССРза время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
РР· приведенных нормативных положений следует, что право РЅР° страховую пенсию имеют граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, застрахованные РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 15.12.2011 в„–167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РїСЂРё наличии определенных условий, РІ числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности, РІ течение которых уплачивались страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также иных периодов, засчитываемых РІ страховой стаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Закона о страховых пенсиях, частью 1 которой определено, что установление страховых пенсий и их выплата, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21).
Рные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, РІ иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях Рё представляются такими органами Рё организациями РЅР° бумажном носителем или РІ электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы РїРѕ собственной инициативе (часть 8 статьи 21).
Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958 н, определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подп. «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
РР· изложенного следует, что РїСЂРё назначении пенсии, РІ том числе досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, периоды работы Рё РёРЅРѕР№ деятельности, которые выполнялись гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° пределами территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РІ данном случае РІ Украине) Рё которые включаются РІ страховой стаж Рё стаж РЅР° соответствующих видах работ, РІ частности, РІ специальный стаж педагогической деятельности, Р° также РїРѕСЂСЏРґРѕРє исчисления Рё правила подсчета указанного стажа устанавливаются РІ соответствии СЃ нормами пенсионного законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (дата вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 №Ч-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
Рљ документам, подтверждающим периоды работы Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности (страховой стаж), РІ том числе периоды работы граждан РЅР° территории государств - участников Соглашения, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, РЅР° которых осуществлялась трудовая Рё (или) иная деятельность; архивные справки, выданные РІ соответствии СЃ требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Рти документы должны быть представлены гражданином РІ подлинниках или РІ РєРѕРїРёСЏС…, удостоверенных РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџСЂРё этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления Рё выплаты страховой пенсии, Р° также достоверность содержащихся РІ РЅРёС… сведений, РІ том числе путем направления запросов РІ компетентный орган государства - участника международного соглашения РІ области пенсионного обеспечения.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела суду были представлены подлинники трудовой книжки и справок соответствующих компетентных органов Украины (о чем свидетельствует факт их заверения судьей), документы иностранного государства переведены на русский язык надлежащим образом и из их совокупности следует, что факт работы истца в ПТУ № <адрес> и в <...> № <адрес> мастером производственного обучения (то есть, в должности и учреждении, работа в которых в Российской Федерации предусматривает льготное пенсионное обеспечение) нашел свое подтверждение, вывод суда первой инстанции о включении периодов работы истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в стаж педагогической деятельности Костюк К.А. является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы о необоснованности их включения в указанный стаж несостоятельными.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что право истца как работника образования на льготное пенсионное обеспечение предусматривалось и подп. «е» ст. 54 Закона Украины от 05.11.2011 №1788-XII «О пенсионном обеспечении» на территории Украины, действовавшим на период занятия ею соответствующей должности в вышеуказанные периоды.
Разрешая требования истца о включении в стаж педагогической деятельности периодов ее нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, районный суд пришел к выводу о том, что указанные периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, за которые работодатель производил отчисления по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в связи с чем включил их в специальный стаж для назначения пенсии.
Поскольку из отказа пенсионного органа усматривается, что периоды педагогической деятельности, в течение которых истец находилась в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, ответчиком зачтены в стаж педагогической деятельности (за исключением периода работы старшей пионерской вожатой), спорные периоды обоснованно включены в специальный стаж.
Указанный вывод сделан судом первой инстанции при правильном применении положений абзаца второго пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, взаимосвязанных положений абзаца шестого статьи 21, статей 116, 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации и аналогичных им положений, содержавшихся в данном кодексе и в Кодексе законов о Труде РСФСР, действовавших в вышеуказанные спорные периоды.
Более того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием работы, а истец направлялась на курсы повышения квалификации и в командировки в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и отчислений в пенсионный фонд.
Принимая во внимание, что ответчиком как при рассмотрении дела судом, так и в апелляционной жалобе не оспаривалось, что с учетом включения спорных периодов, необходимый специальный стаж, дающий Костюк К.А. право на досрочную страховую пенсию по старости, был ею выработан на момент обращения с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по досрочному назначению ей страховой пенсии по старости с <дата>.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от
5 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья Ноздрина О.О. Дело № 33-1078
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
16 апреля 2019 года город Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корневой М.А.,
судей Букаловой Р•.Рђ., Курлаевой Р›.Р.,
при секретаре Поздняковой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюк К.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) на решение Мценского районного суда Орловской области от 5 февраля 2019 года, которым постановлено:
В«Рсковые требования Костюк Рљ.Рђ. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) об отказе в назначении Костюк К.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы Костюк К.А. по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях для детей следующие периоды:
время работы с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> <адрес>;
время работы с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> № <адрес>;
время нахождения в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
время нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>;
время нахождения в командировках <дата>, <дата>.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) назначить Костюк К.А. пенсию по старости с учетом указанных периодов специального стажа с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии - с <дата>.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Костюк К.А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Букаловой Е.А., объяснения представителя ответчика по доверенности Фоминой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Костюк К.А., изучив доводы жалобы, возражений, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Костюк К.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонному) (далее - ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области, пенсионный орган) о признании права на досрочное пенсионное обеспечение.
Р’ обоснование заявленных требований указывала, что решением пенсионного органа ей отказано РІ досрочном пенсионном обеспечении, РІ стаж педагогической деятельности РЅРµ были включены периоды работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> (далее – <...>) в„– <адрес> (<...> время работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> <...>), время нахождения РІ учебных отпусках, РЅР° курсах повышения квалификации, РІ командировках, РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской атомной электростанции (далее – Р§РђРРЎ).
РќРµ согласившись СЃ решением пенсионного органа, Костюк Рљ.Рђ. просила признать его незаконным, включить РІ стаж педагогической деятельности, дающей право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости период работы СЃ <дата> РїРѕ <дата> РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> <адрес> (<...>); время работы РІ должности мастера производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> (<...>) СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РІ учебных отпусках СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РЅР° курсах повышения квалификации СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>; время нахождения РІ командировках <дата>, <дата>; время нахождения РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, Р° также обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию РїРѕ старости СЃ момента обращения – СЃ <дата>.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Мценском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Приводит довод о неправомерности включения в стаж педагогической деятельности периода работы истца в должности мастера производственного обучения <...> № <адрес> (Украина) и <...> № <адрес> (<...>), поскольку компетентными органами Украины не представлены документы, подтверждающие, что указанные периоды учитываются (учитывались) при назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством Украины, и что за указанные периоды производилась уплата страховых взносов.
Указывает, что факт и продолжительность работы истца в <...> № <адрес> (<...>) компетентными органами также не подтверждены.
Полагает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в учебных отпусках и командировках не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ, так как это не предусмотрено действующим пенсионным законодательством.
В возражениях на апелляционную жалобу Костюк К.А. полагала решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела, Костюк К.А. с <дата> года осуществляет педагогическую деятельность в различных образовательных учреждениях.
<дата> назначена старшей пионервожатой <...> № <адрес>, откуда в порядке перевода уволена <дата> в <...> № <адрес>.
С <дата> по <дата> истец работала в должности мастера производственного обучения в <...> <адрес>, с <дата> по <дата> в должности мастера производственного обучения в <...> № <адрес>.
С <дата> по <дата> истец работала в Боровской неполной средней школе <адрес> (после переименования - <...> с <дата> по <дата> в должности старшей пионерской вожатой, с <дата> по <дата> учителем обслуживающего труда.
С <дата> по настоящее время Костюк К.А. работает в должности преподавателя в <...>» (после преобразований – <...>»).
В периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> Костюк К.А. находилась на курсах повышения квалификации; в связи с обучением с <дата> года по <дата> в Орловском государственном университете по специальности «учитель географии» ей предоставлялись учебные отпуска с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, а <дата> и <дата> – командировки.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>. СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата>, СЃ <дата> РїРѕ <дата> истец находилась РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
<дата> Костюк К.А., полагая, что ею выработан необходимый стаж педагогической деятельности, обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии, в чем ей <дата> пенсионным органом было отказано.
РР· отказа ответчика следует, что РёРј самостоятельно включено РІ специальный стаж работы истца <...>, включая периоды работы РІ Украине РґРѕ распада РЎРЎРЎР . Отказано РІРѕ включении СЂСЏРґР° периодов, РІ том числе периода работы мастером производственного обучения СЃ <дата> РїРѕ <дата> РІ <...> в„– <адрес>, СЃ <дата> РїРѕ <дата> мастером производственного обучения РІ <...> в„– <адрес> (как РЅРµ подтвержденных документально Рё РЅРµ имеющих доказательств включения РёС… РїСЂРё досрочном назначении пенсии РІ соответствии СЃ законодательством Украины); периодов учебных отпусков; времени нахождения РЅР° курсах повышения квалификации; дней нахождения РІ командировках; периодов нахождения РІ дополнительных оплачиваемых отпусках Р·Р° работу РІ районе СЃ льготными социально?экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ (как РЅРµ предусмотренные Рє зачету РІ специальный стаж действующим законодательством).
Указанные обстоятельства подтверждены копиями трудовой книжки истца, справки администрации <...> № от <дата>, справки Управления пенсионного фонда Украины в <адрес> от <дата>, архивной справки Министерства образования и науки, молодежи и спорта <адрес> государственной администрации Управления образования и науки Государственного учебного заведения «<...>» от <дата>, архивной справкой Отдела культуры архивного дела и туризма администрации <адрес> от <дата>, приказов о предоставлении отпусков, направлении на курсы повышения квалификации и в командировки, расчетных листков, удостоверения о краткосрочном повышении квалификации <...>», справками Бюджетного профессионального образовательного учреждения <адрес> «<...>» от <дата>, от <дата>.
Установив приведенные выше обстоятельства, суд пришел к выводу об обоснованности требований Костюк К.А. о включении вышеуказанных периодов работы в специальный стаж работы, за исключением времени нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, приходящегося на период работы последней в должности старшей пионерской вожатой в <...> <адрес>, и периодов оплачиваемых отпусков за работу в районе с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Решение СЃСѓРґР° РІ части отказа включить РІ специальный стаж истца периоды оплачиваемых отпусков Р·Р° работу РІ районе СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии РЅР° Чернобыльской РђРРЎ никем РЅРµ обжалуется.
С выводами районного суда в части удовлетворенных им исковых требований судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные положения содержатся в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и содержались в ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Частями 2-3 статьи 30 Закона о страховых пенсиях установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитывающая в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014
№ 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской федерации от 29.10.2002 № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается прудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
РЎРїРёСЃРѕРє профессий Рё должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых РІ школах Рё РґСЂСѓРіРёС… учреждениях для детей дает право РЅР° пенсию Р·Р° выслугу лет РїРѕ правилам СЃС‚. 80 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССРот 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 № 463, действовавшими в соответствующие периоды, предусмотрены должности «мастер производственного обучения» и учреждения «училища всех наименований», «профессионально?технические учебные заведения всех типов и наименований».
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, определено, что периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона о страховых пенсиях).
13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение), в соответствии со ст. 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССРза время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения).
Частью 1 статьи 4 Закона о страховых пенсиях установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
РР· приведенных нормативных положений следует, что право РЅР° страховую пенсию имеют граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, застрахованные РІ соответствии СЃ Федеральным законом РѕС‚ 15.12.2011 в„–167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», РїСЂРё наличии определенных условий, РІ числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности, РІ течение которых уплачивались страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РІ Пенсионный фонд Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° также иных периодов, засчитываемых РІ страховой стаж.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Закона о страховых пенсиях, частью 1 которой определено, что установление страховых пенсий и их выплата, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21).
Рные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, РІ иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях Рё представляются такими органами Рё организациями РЅР° бумажном носителем или РІ электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы РїРѕ собственной инициативе (часть 8 статьи 21).
Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958 н, определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (подпункт «а» пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
В соответствии с подп. «а» пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила N 884н).
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
РР· изложенного следует, что РїСЂРё назначении пенсии, РІ том числе досрочной страховой пенсии РїРѕ старости, периоды работы Рё РёРЅРѕР№ деятельности, которые выполнялись гражданами Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° пределами территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РІ данном случае РІ Украине) Рё которые включаются РІ страховой стаж Рё стаж РЅР° соответствующих видах работ, РІ частности, РІ специальный стаж педагогической деятельности, Р° также РїРѕСЂСЏРґРѕРє исчисления Рё правила подсчета указанного стажа устанавливаются РІ соответствии СЃ нормами пенсионного законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
При этом периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (дата вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.04.2008 №Ч-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.
Рљ документам, подтверждающим периоды работы Рё (или) РёРЅРѕР№ деятельности (страховой стаж), РІ том числе периоды работы граждан РЅР° территории государств - участников Соглашения, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, РЅР° которых осуществлялась трудовая Рё (или) иная деятельность; архивные справки, выданные РІ соответствии СЃ требованиями законодательства государства - участника Соглашения. Рти документы должны быть представлены гражданином РІ подлинниках или РІ РєРѕРїРёСЏС…, удостоверенных РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџСЂРё этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления Рё выплаты страховой пенсии, Р° также достоверность содержащихся РІ РЅРёС… сведений, РІ том числе путем направления запросов РІ компетентный орган государства - участника международного соглашения РІ области пенсионного обеспечения.
Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела суду были представлены подлинники трудовой книжки и справок соответствующих компетентных органов Украины (о чем свидетельствует факт их заверения судьей), документы иностранного государства переведены на русский язык надлежащим образом и из их совокупности следует, что факт работы истца в ПТУ № <адрес> и в <...> № <адрес> мастером производственного обучения (то есть, в должности и учреждении, работа в которых в Российской Федерации предусматривает льготное пенсионное обеспечение) нашел свое подтверждение, вывод суда первой инстанции о включении периодов работы истца с <дата> по <дата> и с <дата> по <дата> в стаж педагогической деятельности Костюк К.А. является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы о необоснованности их включения в указанный стаж несостоятельными.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что право истца как работника образования на льготное пенсионное обеспечение предусматривалось и подп. «е» ст. 54 Закона Украины от 05.11.2011 №1788-XII «О пенсионном обеспечении» на территории Украины, действовавшим на период занятия ею соответствующей должности в вышеуказанные периоды.
Разрешая требования истца о включении в стаж педагогической деятельности периодов ее нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, районный суд пришел к выводу о том, что указанные периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, за которые работодатель производил отчисления по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в связи с чем включил их в специальный стаж для назначения пенсии.
Поскольку из отказа пенсионного органа усматривается, что периоды педагогической деятельности, в течение которых истец находилась в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации, ответчиком зачтены в стаж педагогической деятельности (за исключением периода работы старшей пионерской вожатой), спорные периоды обоснованно включены в специальный стаж.
Указанный вывод сделан судом первой инстанции при правильном применении положений абзаца второго пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, взаимосвязанных положений абзаца шестого статьи 21, статей 116, 173, 187 Трудового кодекса Российской Федерации и аналогичных им положений, содержавшихся в данном кодексе и в Кодексе законов о Труде РСФСР, действовавших в вышеуказанные спорные периоды.
Более того, для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием работы, а истец направлялась на курсы повышения квалификации и в командировки в связи с осуществлением педагогической деятельности с сохранением рабочего места, средней заработной платы и отчислений в пенсионный фонд.
Принимая во внимание, что ответчиком как при рассмотрении дела судом, так и в апелляционной жалобе не оспаривалось, что с учетом включения спорных периодов, необходимый специальный стаж, дающий Костюк К.А. право на досрочную страховую пенсию по старости, был ею выработан на момент обращения с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении, суд правомерно возложил на ответчика обязанность по досрочному назначению ей страховой пенсии по старости с <дата>.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Мценского районного суда Орловской области от
5 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мценском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё