Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-2007/2018 от 10.07.2018

Судья: Авраменко О.В.               Дело № 33а-2007

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2018 года                       город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,

при секретаре          Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича к Государственному Учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений от 17 января 2018 года о прекращении со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователей с регистрационного учета,

по апелляционной жалобе административных истцов на решение Железнодорожного районного суда города Орла от 28 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., объяснения административного истца Тимошевской Е.А., действующей от своего имени, а также от имени Смоляковой А.П., Пыхтиной И.В., Тимошевского А.В. на основании доверенностей, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя административного ответчика Чириковой О.Н., действующей на основании доверенности, пояснения специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11, исследовав новые доказательства и материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Смолякова А.П., Тимошевская Е.А., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. обратились в суд с административном иском к Государственному Учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ОРО ФСС, Учреждение) о признании недействительными решений о прекращении со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, снятии страхователей с регистрационного учета.

В обоснование исковых требований указывалось, что административные истцы имеют статус адвокатов, являются членами Орловской областной коллегии адвокатов «<...>» (далее по тексту- коллегия адвокатов), и в заявительном порядке были зарегистрированы в ГУ ОРО ФСС в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию).

В связи с этим, коллегия адвокатов ежемесячно перечисляла за каждого из истцов страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку в феврале 2017 г. на официальном сайте ГУ ОРО ФСС была размещена информация об изменении реквизитов для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование с указанием нового кода бюджетной классификации, а также налогового органа, администрирующего платеж, то в период с 1 марта по 20 декабря 2017 г. коллегия адвокатов ежемесячно перечисляла страховые взносы за истцов по новым реквизитам.

24 января 2018 г. ГУ ОРО ФСС направило истцам уведомление о прекращении с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2018 г., и о снятии их с регистрационного учета на основании решений от 17 января 2018 г.

Основанием для принятия указанных решений послужила неполная уплата страховых взносов в территориальное отделение ФСС за 2017 г. в срок до 31 декабря 2017 г.

Не согласившись с такими решениями, коллегия адвокатов обратилась в ГУ ОРО ФСС с заявлением об устранении ошибки администрирования платежей, ввиду своевременного исполнения истцами обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г., в том числе с марта по декабрь 2017 г., по реквизитам, указанным на официальном сайте Учреждения.

В ответе на указанное обращение от 27 февраля 2018 г., ГУ ОРО ФСС сообщило истцам о том, что реквизиты для уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не изменялись с 2013 г.; что перечисление страховых взносов с указанием другого кода бюджетной классификации () произведено не на счет страховщика, а на счет коллегии в налоговой службе, что исключает возможность проведения межведомственных расчетов.

По мнению административных истцов, решения от 17 января 2018 г. о прекращении правоотношений по обязательному социальному страхованию и о снятии страхователей с регистрационного учета, являются незаконными, поскольку ими своевременно исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г., а неправильное администрирование платежей не является основанием для лишения страхователей права на получение пособий по обязательному социальному страхованию.

По изложенным основаниям административные истцы просили суд признать незаконными и не подлежащими исполнению решения ГУ ОРО ФСС от 17 января 2018 г., а именно: решение , принятое в отношении Тимошевской Е.А., решение , принятое в отношении Пыхтиной И.В., решение , принятое в отношении Смоляковой А.П., решение , принятое в отношении Тимошевского А.В.; обязать засчитать оплату страховых взносов за 2017 г. в размере <...> руб. в отношении Смоляковой А.П., Пыхтиной И.В. и Тимошевской Е.А., а также оплату страховых взносов за 2017 г. в сумме <...> руб. в отношении Тимошевского А.В.; восстановить истцов в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 17 января 2018 г.

В суде первой инстанции административные истцы поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на правомерность оспариваемых решений ввиду неисполнения истцами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, обязанности по перечислению страховых взносов на счет страховщика.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.

    Считают, что ответчик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что информация об изменении реквизитов для уплаты страховых взносов, размещенная на официальном сайте Учреждения в феврале 2017 г., не имела отношения к лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Выражают несогласие с выводом суда о правомерности решений ГУ ОРО ФСС, ссылаясь на исполнение ими обязательств по уплате страховых взносов с указанием кода бюджетной классификации, главным администратором которого является Федеральная налоговая служба, а распорядителем средств - административный ответчик.

Приводят доводы о том, что в протоколах судебных заседаний допущены неточности при изложении показаний специалистов и свидетеля.

Административные истцы Смолякова А.П., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебной коллегией постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав показания специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11 о порядке учета поступлений страховых взносов и их распределения между бюджетами, исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ (далее по тексту - Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).В силу части 3 статьи 2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, адвокаты подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4.5 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лица, указанные в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом.

В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 790 утверждены Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту - Правила).

Исходя из положений пункта 7 Правил, в случае если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год в размере, установленном пунктом 3 настоящих Правил, до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года.

Как видно из материалов административного дела и установлено судом, адвокат Смолякова А.П. зарегистрирована в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ГУ ОРО ФСС с <дата> г., адвокаты Тимошевская Е.А. и Пыхтина И.В. добровольно вступили в указанные правоотношения с <дата>, адвокат Тимошевский А.В. - с <дата>

Исходя из данных, содержащихся в индивидуальных карточках страхователей Пыхтиной И.В., Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, в 2016 г. при уплате за себя страховых взносов ими использовался код бюджетной классификации (прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации).

По делу установлено, что в 2017 г. коллегия адвокатов «<...>», используя информацию, размещенную на официальном сайте Учреждения, предназначенную для иной категории страхователей, произвела перечисление страховых взносов за адвокатов Смолякову А.П., Тимошевскую Е.А., Пыхтину И.В. на общую сумму <...> руб., исходя из полной стоимости страхового года, а за адвоката Тимошевского А.В. в размере <...> руб., с указанием кода бюджетной классификации: (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

В связи с тем, что в силу с 1 января 2017 г. главным администратором данного кода бюджетной классификации в силу приказов Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред., действовавшей на 1 января 2017 г.) и Федеральной налоговой службы России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации», является ФНС России, то платежи, поступившие с указанием данного кода и получателя ИФНС России по г. Орлу, были отражены налоговым органом в карточке лицевого счета коллегии адвокатов «<...>».

Указанные обстоятельства подтверждены сообщением ИФНС России по г. Орлу от 18 апреля 2018 г. , показаниями свидетеля ФИО10 по обстоятельствам, связанным с уточнением налоговым органом в 2018 г. платежей, поступивших в период с 15 марта по 20 декабря 2017 г. от коллегии адвокатов, карточками расчета с бюджетом за период с 1 января по 10 мая 2018 г., подтверждающим уточнение платежей после завершения 2017 финансового года.

При этом платежи в размере <...> руб., перечисленные на основании платежных поручений ,, от <дата> за адвокатов Смолякову А.П., Тимошевскую Е.А., Пыхтину И.В., были уточнены Управлением Федерального казначейства по Орловской области в связи с несоответствием указанного плательщиком кода бюджетной классификации наименованию получателя платежа в лице ГУ ОРО ФСС, и отражены в индивидуальных карточках страхователей Пыхтиной И.В., Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, как единственное поступление платежей на счет ГУ ОРО ФСС в 2017 году.

Установив эти обстоятельства, суд правильно пришел к выводу о том, что административные истцы, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не уплатили страховые взносы за 2018 календарный год в срок до 31 декабря 2017 г., исходя из полной стоимости страхового года на счет страховщика, в связи с чем, ГУ ОРО ФСС 17 января 2018 г. правомерно приняло решения о прекращении с 1 января 2018 г. со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и снятии их с регистрационного учета, своевременно исполнив обязанность по направлению этих решений в адрес истцов.

С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку оспариваемые решения приняты с соблюдением законодательства, регулирующего спорные правоотношения, права и законные интересы административных истцов, которые подлежали бы восстановлению в судебном порядке, не нарушены.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, мотивированными, основанными на верном толковании выше приведенных законоположений, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном прекращении с истцами правоотношений по обязательному социальному страхованию отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку они противоречат исследованным судом доказательствам и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Несостоятельны, а потому не влекут отмену судебного акта, доводы апелляционной жалобы об исполнении истцами обязательств по уплате страховых взносов и возможности зачета данных средств за 2017 страховой год, поскольку исходя из системного толкования положений статей 5, 12,160.1, 218, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточнение платежей могло быть произведено на 2017 финансовый год до 31 декабря 2017 г. по заявлению истцов только администратором дохода бюджета - ФНС России на основании решения, подлежащего представлению в Управление Федерального казначейства по Орловской области, что усматривается и из пояснений допрошенных судом апелляционной инстанции специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11

Не влекут отмену принятого по делу судебного акта доводы жалобы об отсутствии у истцов информации о реквизитах для уплаты страховых взносов, и о недоказанности отнесения сведений, размещенных на официальном сайте Учреждения в феврале 2017 г. о новых реквизитах для уплаты платежей, к иной категории страхователей, поскольку до 2017 г. истцы своевременно и надлежащим образом вносили платежи на счет страховщика, а информация, самостоятельно полученная ими, не имела отношения к лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, и могла быть уточнена путем запроса в ГУ ОРО ФСС в течение 2017 финансового года.

Поскольку замечания на протокол судебного заседания были поданы административными истцами с пропуском срока, предусмотренного статьей 207 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно, с приведением правовой аргументации, отказал в удовлетворении заявления о восстановлении срока на подачу замечаний на протокол судебного заседания.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Орла от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья: Авраменко О.В.               Дело № 33а-2007

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2018 года                       город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Склярука С.А.,

судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,

при секретаре          Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича к Государственному Учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительными решений от 17 января 2018 года о прекращении со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и о снятии страхователей с регистрационного учета,

по апелляционной жалобе административных истцов на решение Железнодорожного районного суда города Орла от 28 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи областного суда Георгиновой Н.А., объяснения административного истца Тимошевской Е.А., действующей от своего имени, а также от имени Смоляковой А.П., Пыхтиной И.В., Тимошевского А.В. на основании доверенностей, поддержавшей апелляционную жалобу, возражения на жалобу представителя административного ответчика Чириковой О.Н., действующей на основании доверенности, пояснения специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11, исследовав новые доказательства и материалы дела, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

установила:

Смолякова А.П., Тимошевская Е.А., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. обратились в суд с административном иском к Государственному Учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ ОРО ФСС, Учреждение) о признании недействительными решений о прекращении со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, снятии страхователей с регистрационного учета.

В обоснование исковых требований указывалось, что административные истцы имеют статус адвокатов, являются членами Орловской областной коллегии адвокатов «<...>» (далее по тексту- коллегия адвокатов), и в заявительном порядке были зарегистрированы в ГУ ОРО ФСС в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию).

В связи с этим, коллегия адвокатов ежемесячно перечисляла за каждого из истцов страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку в феврале 2017 г. на официальном сайте ГУ ОРО ФСС была размещена информация об изменении реквизитов для уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование с указанием нового кода бюджетной классификации, а также налогового органа, администрирующего платеж, то в период с 1 марта по 20 декабря 2017 г. коллегия адвокатов ежемесячно перечисляла страховые взносы за истцов по новым реквизитам.

24 января 2018 г. ГУ ОРО ФСС направило истцам уведомление о прекращении с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2018 г., и о снятии их с регистрационного учета на основании решений от 17 января 2018 г.

Основанием для принятия указанных решений послужила неполная уплата страховых взносов в территориальное отделение ФСС за 2017 г. в срок до 31 декабря 2017 г.

Не согласившись с такими решениями, коллегия адвокатов обратилась в ГУ ОРО ФСС с заявлением об устранении ошибки администрирования платежей, ввиду своевременного исполнения истцами обязанности по уплате страховых взносов за 2017 г., в том числе с марта по декабрь 2017 г., по реквизитам, указанным на официальном сайте Учреждения.

В ответе на указанное обращение от 27 февраля 2018 г., ГУ ОРО ФСС сообщило истцам о том, что реквизиты для уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не изменялись с 2013 г.; что перечисление страховых взносов с указанием другого кода бюджетной классификации () произведено не на счет страховщика, а на счет коллегии в налоговой службе, что исключает возможность проведения межведомственных расчетов.

По мнению административных истцов, решения от 17 января 2018 г. о прекращении правоотношений по обязательному социальному страхованию и о снятии страхователей с регистрационного учета, являются незаконными, поскольку ими своевременно исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2017 г., а неправильное администрирование платежей не является основанием для лишения страхователей права на получение пособий по обязательному социальному страхованию.

По изложенным основаниям административные истцы просили суд признать незаконными и не подлежащими исполнению решения ГУ ОРО ФСС от 17 января 2018 г., а именно: решение , принятое в отношении Тимошевской Е.А., решение , принятое в отношении Пыхтиной И.В., решение , принятое в отношении Смоляковой А.П., решение , принятое в отношении Тимошевского А.В.; обязать засчитать оплату страховых взносов за 2017 г. в размере <...> руб. в отношении Смоляковой А.П., Пыхтиной И.В. и Тимошевской Е.А., а также оплату страховых взносов за 2017 г. в сумме <...> руб. в отношении Тимошевского А.В.; восстановить истцов в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 17 января 2018 г.

В суде первой инстанции административные истцы поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на правомерность оспариваемых решений ввиду неисполнения истцами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию, обязанности по перечислению страховых взносов на счет страховщика.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.

    Считают, что ответчик не представил доказательства, свидетельствующие о том, что информация об изменении реквизитов для уплаты страховых взносов, размещенная на официальном сайте Учреждения в феврале 2017 г., не имела отношения к лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Выражают несогласие с выводом суда о правомерности решений ГУ ОРО ФСС, ссылаясь на исполнение ими обязательств по уплате страховых взносов с указанием кода бюджетной классификации, главным администратором которого является Федеральная налоговая служба, а распорядителем средств - административный ответчик.

Приводят доводы о том, что в протоколах судебных заседаний допущены неточности при изложении показаний специалистов и свидетеля.

Административные истцы Смолякова А.П., Пыхтина И.В., Тимошевский А.В. надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебной коллегией постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав показания специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11 о порядке учета поступлений страховых взносов и их распределения между бюджетами, исследовав новые доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту- КАС РФ) предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством урегулированы Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ (далее по тексту - Закон об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).В силу части 3 статьи 2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, адвокаты подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 4.5 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, лица, указанные в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом.

В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.

Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. № 790 утверждены Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее по тексту - Правила).

Исходя из положений пункта 7 Правил, в случае если страхователь не уплатил страховые взносы за очередной календарный год в размере, установленном пунктом 3 настоящих Правил, до 31 декабря текущего года, правоотношения с ним по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года.

Как видно из материалов административного дела и установлено судом, адвокат Смолякова А.П. зарегистрирована в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ГУ ОРО ФСС с <дата> г., адвокаты Тимошевская Е.А. и Пыхтина И.В. добровольно вступили в указанные правоотношения с <дата>, адвокат Тимошевский А.В. - с <дата>

Исходя из данных, содержащихся в индивидуальных карточках страхователей Пыхтиной И.В., Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, в 2016 г. при уплате за себя страховых взносов ими использовался код бюджетной классификации (прочие неналоговые поступления в Фонд социального страхования Российской Федерации).

По делу установлено, что в 2017 г. коллегия адвокатов «<...>», используя информацию, размещенную на официальном сайте Учреждения, предназначенную для иной категории страхователей, произвела перечисление страховых взносов за адвокатов Смолякову А.П., Тимошевскую Е.А., Пыхтину И.В. на общую сумму <...> руб., исходя из полной стоимости страхового года, а за адвоката Тимошевского А.В. в размере <...> руб., с указанием кода бюджетной классификации: (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

В связи с тем, что в силу с 1 января 2017 г. главным администратором данного кода бюджетной классификации в силу приказов Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65-н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред., действовавшей на 1 января 2017 г.) и Федеральной налоговой службы России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-1/736@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации», является ФНС России, то платежи, поступившие с указанием данного кода и получателя ИФНС России по г. Орлу, были отражены налоговым органом в карточке лицевого счета коллегии адвокатов «<...>».

Указанные обстоятельства подтверждены сообщением ИФНС России по г. Орлу от 18 апреля 2018 г. , показаниями свидетеля ФИО10 по обстоятельствам, связанным с уточнением налоговым органом в 2018 г. платежей, поступивших в период с 15 марта по 20 декабря 2017 г. от коллегии адвокатов, карточками расчета с бюджетом за период с 1 января по 10 мая 2018 г., подтверждающим уточнение платежей после завершения 2017 финансового года.

При этом платежи в размере <...> руб., перечисленные на основании платежных поручений ,, от <дата> за адвокатов Смолякову А.П., Тимошевскую Е.А., Пыхтину И.В., были уточнены Управлением Федерального казначейства по Орловской области в связи с несоответствием указанного плательщиком кода бюджетной классификации наименованию получателя платежа в лице ГУ ОРО ФСС, и отражены в индивидуальных карточках страхователей Пыхтиной И.В., Смоляковой А.П., Тимошевской Е.А., добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, как единственное поступление платежей на счет ГУ ОРО ФСС в 2017 году.

Установив эти обстоятельства, суд правильно пришел к выводу о том, что административные истцы, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не уплатили страховые взносы за 2018 календарный год в срок до 31 декабря 2017 г., исходя из полной стоимости страхового года на счет страховщика, в связи с чем, ГУ ОРО ФСС 17 января 2018 г. правомерно приняло решения о прекращении с 1 января 2018 г. со страхователями правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и снятии их с регистрационного учета, своевременно исполнив обязанность по направлению этих решений в адрес истцов.

С учетом изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении иска, поскольку оспариваемые решения приняты с соблюдением законодательства, регулирующего спорные правоотношения, права и законные интересы административных истцов, которые подлежали бы восстановлению в судебном порядке, не нарушены.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, мотивированными, основанными на верном толковании выше приведенных законоположений, поэтому оснований для их переоценки не находит.

Доводы апелляционной жалобы о незаконном прекращении с истцами правоотношений по обязательному социальному страхованию отклоняются судебной коллегией в силу их несостоятельности, поскольку они противоречат исследованным судом доказательствам и основаны на неправильном толковании норм материального права.

Несостоятельны, а потому не влекут отмену судебного акта, доводы апелляционной жалобы об исполнении истцами обязательств по уплате страховых взносов и возможности зачета данных средств за 2017 страховой год, поскольку исходя из системного толкования положений статей 5, 12,160.1, 218, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, уточнение платежей могло быть произведено на 2017 финансовый год до 31 декабря 2017 г. по заявлению истцов только администратором дохода бюджета - ФНС России на основании решения, подлежащего представлению в Управление Федерального казначейства по Орловской области, что усматривается и из пояснений допрошенных судом апелляционной инстанции специалистов ФИО9, ФИО10, ФИО11

Не влекут отмену принятого по делу судебного акта доводы жалобы об отсутствии у истцов информации о реквизитах для уплаты страховых взносов, и о недоказанности отнесения сведений, размещенных на официальном сайте Учреждения в феврале 2017 г. о новых реквизитах для уплаты платежей, к иной категории страхователей, поскольку до 2017 г. истцы своевременно и надлежащим образом вносили платежи на счет страховщика, а информация, самостоятельно полученная ими, не имела отношения к лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию, и могла быть уточнена путем запроса в ГУ ОРО ФСС в течение 2017 финансового года.

Поскольку замечания на протокол судебного заседания были поданы административными истцами с пропуском срока, предусмотренного статьей 207 КАС РФ, суд первой инстанции обоснованно, с приведением правовой аргументации, отказал в удовлетворении заявления о восстановлении срока на подачу замечаний на протокол судебного заседания.

Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на его законность и обоснованность либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Орла от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смоляковой Анны Петровны, Тимошевской Елены Анатольевны, Пыхтиной Ирины Васильевны, Тимошевского Антона Викторовича - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

1версия для печати

33а-2007/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смолякова Анна Петровна
Тимошевская Елена Анатольевна
Тимошевский Антон Викторович
Пыхтина Ирина Васильевна
Ответчики
ГУ - Орловское региональное отд. Фонда социального страхования РФ
Суд
Орловский областной суд
Судья
Георгинова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
26.07.2018Судебное заседание
23.08.2018Судебное заседание
03.09.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее