Дело №2-77/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Шелаболиха 10 июня 2015 года
Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.
при секретаре Балагуровой Т.В.,
с участием представителя истца ФИО9,
ответчика ФИО3 и его представителя ФИО12, представителя ответчика ФИО10,
третьего лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Шелаболихинского района Алтайского края к ФИО3 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным и взыскании необоснованно полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Шелаболихинского района Алтайского края обратилась в суд с иском к ФИО3 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным и взыскании необоснованно полученных денежных средств, связанных с постановкой семьи ответчика на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и последующем получении целевой жилищной субсидии на строительство жилого помещения в сельской местности.
В поданном исковом заявлении ссылаются на то, что молодая семья ФИО13 на момент признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, проживала и была зарегистрирована в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 72,6 кв.м. На момент постановки на учет в указанном доме проживали 4 человека: ФИО1 (мать заявителя), ФИО3 (заявитель-ответчик), ФИО7 (жена заявителя) и несовершеннолетняя ФИО8 (дочь ответчика).
Сторона истца считает, что на каждого из совместно проживающих членов семьи Щеглаевых приходилось по 18,2 кв.м. общей площади жилого дома, при учетной норме, установленной на территории Верх-Кучукского сельсовета в 14 кв.м. на одного проживающего члена семьи. Соответственно, ФИО3 незаконно был признан в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий своей семьи и незаконно получил жилищную субсидию из средств краевого бюджета, переданных через районный бюджет по программе строительства жилья молодым гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, в связи с чем районная администрация и просит взыскать необоснованно полученную денежную выплату в размере 298 000руб. с обязанного ответчика ФИО3
По ходу судебного разбирательства истец уточнил свои исковые требования и дополнительно попросил суд признать незаконным и недействующим с момента принятия постановление администрации Верх-Кучукского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от 13.12.2011г. №61 «О признании ФИО3 нуждающимся в жилом помещении», как основание для последующего удержания части незаконно полученной жилищной субсидии на улучшение жилищных условий.
Участвующий в деле представитель истца ФИО9 в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме, утверждает, что ответчик ФИО3 незаконно получил из краевого бюджета, через районный бюджет, денежную субсидию на строительство жилья для семей, проживающих и работающих в сельской местности, так как ранее занимаемое его семьей жилое помещение по своей общей площади и количеству жильцов соответствовало установленной норме и улучшения их жилищный условий не требовалось.
Ответчик ФИО3 и представитель ответчика адвокат ФИО12 в судебном заседании, заявленный иск не признали, считают, что на момент обращения жилищная комиссия администрации Шелаболихинского района пришла к правильному выводу о признании семьи ФИО13, нуждающимися в улучшении своих жилищных условий, а поводу признания незаконным и недействующим с момента принятия постановления соответствующего органа местного самоуправления о признании ответчика нуждающимся в жилье, заявляют о пропуске срока исковой давности для обращения в суд и по этому самостоятельному основанию просят в иске отказать и поддержать верность принятого решения об удовлетворении заявления об улучшении жилищных условий заявителя и его семьи.
Привлеченная в процесс в качестве соответчика глава сельсовета <адрес> ФИО10 в судебном заседании находит оспариваемое постановление своей администрации от 13.12.2011г. №61 «О признании ФИО3, нуждающимся в жилом помещении» законным и обоснованным, его семья в тот период действительно нуждалась в каком-либо жилье, у них не было собственного дома или квартиры, они жили в половине дома матери, работали в сельскохозяйственном предприятии и соответствовали всем требованиям государственной программы по улучшению жилищных условий молодых семей в сельской местности, деньги получили под строгим контролем районной администрации, вложили свои средства и построили дом, просит заявленный иск отклонить.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО1 суду подтвердила, что действительно в период 2009-2013г.г. заключала с семьей своего сына договоры аренды части доли, принадлежащей ей в указанном жилом доме. Вторая половина дома принадлежит ее бывшему мужу, однако брак с ним расторгнут еще 11.08.2011г., из их семьи он ушел и в настоящее время много лет проживает в г.Бийск и к их семье не имеет никого отношения, он не разрешал ей вселять в его часть дома семью взрослого сына, поэтому оставшейся части дома недостаточно для 4-х человек, а сегодня для 5 человек, включая двух малолетних детей, страдающих хроническими заболеваниями, просит в удовлетворении иска отказать, так как в строительство дома сына вложены их личные средства, а они планируют свой дом продавать и сыну с двумя маленькими детьми просто будет некуда идти.
Привлеченный в процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края своего представителя в суд не направил, однако в отзыве на исковое заявления попросили дело разрешить в их отсутствии, заявленный иск полностью поддерживают и просят его удовлетворить по мотивам, изложенным в исковом заявлении и представленном письменном отзыве на заявленный иск, полагают, что ответчик получил жилищную субсидию незаконно, так как хотя его семья и соответствовала специальной жилищной программе, однако они предоставили документы, исказившие их реальные жилищные условия, а также умышлено ухудшили существовавшие жилищные условия путем заключения неких гражданско-правовых договоров.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителей сторон, допросив свидетелей и изучив поданное исковое заявление и приложенные к нему письменные доказательства, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований, находя их необоснованными.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.4.1 Порядка предоставления средств краевого бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2009г. №246 (в том числе молодым семьям в сельской местности) право на обеспечением жильем имеет молодая семья, под которой понимается, состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином РФ, в возрасте не старше 35 лет, имеющие одного или более детей, а также отвечающая следующим дополнительным требованиям: член молодой семьи должен работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы села, должен постоянно проживать в сельской местности, его семья должна быть признана, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке, участники программы должны быть согласны использовать часть своих денежных средств.
Согласно, представленных документов, а именно – трудовой книжке работника, трудового договора с сельскохозяйственным предприятием ОАО «Алтай» от 02.07.2008г. заявителя ФИО3, банковскими документам о наличии на счетах держателя необходимым денежных средств, личными документам соискателя субсидии и членов его семьи, справками БТИ и выписками из ЕГРП, указывающими на отсутствие какого-либо иного пригодного для проживания жилого помещения и не участия в приватизации или ином получении жилья, семья Щигляевых на момент получения государственной жилищной субсидии – 27.12.2012г., выданной на строительство своего жилого дома, полностью соответствовала всем необходимым критериям, являлась нуждающейся в получении жилого помещения, о чем прямо говорит оспариваемое постановление администрации Верх-Кучукского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края от 13.12.2011г. за №61 «О признании ФИО3, нуждающимся в жилом помещении», которое на протяжении более чем трех лет никем не оспаривалось и является действующим нормативно-правовым актом, которое, по мнению суда, принято в строгом соответствии с действующим жилищным законодательством.
При этом, действительно Федеральное и краевое законодательство, а также государственные целевые программы поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и молодых семей, проживающих в сельской местности, установившее меры социальной поддержки указанных категорий граждан, в качестве одного из обязательных условий предоставления жилого помещения в качестве одной из мер социальной поддержки молодых семей, проживающих и работающих в сельской местности, предусматривают установленную в соответствии с жилищным законодательством, нуждаемость молодой семьи в улучшении своих жилищных условий или отсутствия жилых помещений как таковых.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
2. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
3. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.
4. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.5. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
6. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы (ст.50 ЖК РФ).
Кроме того, согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Кроме того, ст.53 ЖК РФ установила неблагоприятные последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий и указывает на то, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Давая правовую оценку, оспариваемому постановлению органа местного самоуправления №61 от 13.12.2011г., суд не может согласиться с позицией стороны истца и третьего лица на его стороне по данному делу о том, что вселение членов семьи одного из собственников дома ФИО1, а также заключение с последней договоров краткосрочной аренды части жилого помещения с близким родственником (сыном) для последующего признания заявителя, нуждающимся в улучшении жилищных условий, необходимо расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, проживающей в жилом помещении молодой семьи, в целях создания условий для её нуждаемости в ином жилом помещении или ином улучшении их жилищных условий, напротив на сегодняшний день данные обстоятельства лишь указывают на воссоединение семей близких родственников, а отсюда и возникшая нуждаемость заявителей в улучшении своих жилищных условий.
Кроме того, о правомерности действий администрации Верх-Кучукского сельсовета Шелаболихинского района по признанию молодой семьи ответчика ФИО3, нуждающейся в жилом помещении, прямо указывает, представленное суду свидетельство о государственной регистрации права от 13.04.2007г., в котором сказано, что правообладателями жилого дома общей площадью 72,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на праве общей совместной собственности являются граждане - ФИО1 и ФИО2, который ранее состоял в зарегистрированном браке с ФИО1, однако указанный брак расторгнут в установленном порядке 11.08.2011г. (свидетельство о расторжении брака от 11.08.2011г.), следовательно он в настоящее время не является членом семьи Щигляевых и его долю в праве общей совместной собственности на данный жилой дом общей площадью 72,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, нельзя учитывать при проверке нуждаемости семьи ответчика ФИО3 в улучшении жилищных условий, соответственно ФИО1 имела право распорядиться лишь половиной указанного жилого дома и разрешить вселение и проживание там семье ответчика на площади не более 36,3 кв.м. и вести расчет из общей площади жилого помещения в размере 72,6 кв.м. не представляется возможным.
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Гражданин ФИО3 и члены его семьи – жена и малолетняя дочь на дату 13.12.2011г., являлись по определению членами молодой семьи, проживающей и работающей в сельской местности. Ему непосредственно и его близким родственникам (кроме матери) на праве собственности или на ином вещном праве не принадлежали и не находились в пользовании какие-либо дом или квартира, что подтверждается сведениями и выписками из ЕГРП. Они с разрешения сособственницы дома и на основании договоров краткосрочной аренды проживали в части дома. Общая площадь, указанной части дома, на которой могла проживать молодая семья, в соответствии со ст.ст.34,39 Семейного кодекса РФ, составляет 36,3 кв.м., что для третьего лица ФИО1 и для 3-х на тот момент членов её семьи, составляло по 9,08 кв.м. на одного совместно проживающего члена семьи, что указывает на то, что ответчик ФИО3 и члены его семьи должны были быть признанными нуждающимися в улучшении своих жилищных условий или в предоставлении иного жилого помещения или выделения субсидии на строительство жилья, что фактически и произошло со стороны государства, с чем не согласны на сегодняшний день муниципальные органы.
Таким образом, невозможно взыскание ранее выданной жилищной субсидии с ответчика ФИО3, так как он проживал со своей молодой семьей в сельской местности в части жилого дома, принадлежащего иным лицам на праве общей совместной собственности, совместно со своей матерью и собственницей части жилого помещения и на тот момент не был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы в 13 кв.м., установленной на территории Верх-Кучукского сельсовета Шелаболихинского района, согласно решения собрания депутатов Верх-Кучукского сельского Совета Шелаболихинского района №18 от 29.12.2010г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования Верх-Кучукский сельсовет», принятого в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения или в целях улучшения их жилищных условий.
При этом суд, замечает, что органы местного самоуправления муниципального района должным образом не проверили представленные документы, так как согласно поданного искового заявления, отзыва на данный иск третьего лица со стороны истца и акта проверки финансовой деятельности администрации Шелаболихинского района в указанных документах приведена неверная учетная норма жилой площади в 14кв.м., хотя на самом деле она составляет 13 кв.м., следовательно последующие расчеты являются ущербными.
Согласно официальной справке о составе семьи за подписью заместителя главы сельсовета ФИО11 от 07.12.2011г. в состав семьи ФИО1 входят: ФИО3 - сын, ФИО7 – сноха и внучка ФИО8
Аналогичная информация о составе семьи ФИО13 содержится и в выписке из домовой книги и самой домовой книге на домовладение, расположенное в <адрес>, где указаны на момент оформления документов четыре совместно проживающих члена одной семьи в разных поколениях.
Кроме того, судом была допрошена в качестве свидетеля бывший председатель жилищной комиссии администрации Шелаболихинского района ФИО4, которая суду показала, что действительно она участвовала в согласовании и оформлении жилищной субсидии для молодой семьи ФИО13. На момент оформления документов, как и на сегодняшний день, у нее нет сомнений в правильности предоставления жилищной субсидии семье ответчика, так как она соответствовала всем критериям государственной программы поддержки молодых семей, проживающих в сельской местности, все документы были оформлены надлежащим образом и сомнений в подлинности не вызывали.
Таким образом, суд, заявленный иск находит необоснованным и неподлежащим удовлетворению, в связи с отсутствием правовых оснований для признания действий администрации Верх-Кучукского сельсовета Шелаболихинского района Алтайского края по признанию ФИО3 и членов его молодой семьи, проживающей в сельской местности, нуждающимися в улучшении жилищных условий, отмены оспариваемого постановления уполномоченного органа местного самоуправления, соответственно не имеется каких-либо оснований для взыскания с ответчика ранее полученной части указанной жилищной субсидии на строительство жилья для молодой семьи, проживающей и работающей в сельской местности.
Кроме того, суд соглашается с заявлением стороны ответчика о пропуске срока исковой давности для судебной защиты нарушенного права, что в свою очередь, в соответствии со ст.198 ч.4 ГПК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
Таким образом, суд выслушав мнение сторон по заявленному представителем ответчика ФИО12 ходатайству о пропуске срока исковой давности, как дополнительному основанию для отклонения данного иска, удовлетворяет поданное заявление и отказывает истцу в иске по дополнительно установленным основаниям, предусмотренным ст.199 п.2 Гражданского кодекса РФ, в связи с тем, что истцом пропущен срок исковой давности, при этом, суд руководствуясь материальным законом, исходит из того, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Непосредственный срок исковой давности для защиты нарушенного права, установлен ст.196 Гражданского кодекса РФ, и составляет по общему правилу, три года.
Кроме того, в силу п.1 ст.181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Исполнение положений, оспариваемого постановления №61 от 13.12.2011г. и последующие правовые последствия в виде оформления и непосредственного получения жилищной субсидии в размере 298 000руб., началось с даты его принятия уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, следовательно срок исковой давности для признания данного постановления недействительным истек 13.12.2014 года.
При этом, в силу ст.205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и тому подобные причины), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока исковой давности.
Истом по данному делу выступает не гражданин, а юридическое лицо - администрация Шелаболихинского района Алтайского края, которая в силу прямого указания материального закона, не в праве ссылаться на какие-либо уважительные причины пропуска срока исковой давности, по которым она не обращалась в суд в течение более чем 3-х лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска администрации Шелаболихинского района Алтайского края к ФИО3 о признании постановления органа местного самоуправления недействительным и взыскании необоснованно полученных денежных средств, отказать за необоснованностью требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд, через Шелаболихинский районный суд Алтайского края, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 11.06.2015г.
Председательствующий С.В. Кирсанов