Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2989/2021 ~ М-1555/2021 от 09.03.2021

Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2021 года

66RS0004-01-2021-002628-36

Дело № 2-2989/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2021 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тиунова С. Ю. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Тиунов С.Ю. обратился в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с административным иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации, УМВД России по г. Екатеринбургу о взыскании компенсации за нарушение условий содержания при отбытии им наказания, назначенного постановлением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 февраля 2021 года по ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях, в виде административного ареста на 30 суток, в период с 31 января 2021 года по 02 марта 2021 года в спецприемнике УМВД России по г. Екатеринбургу, в размере, равном рублёвому эквиваленту 6 000 евро на день вынесения судебного решения.

Заявленные требования обоснованы тем, что отбытие административного наказания обеспечено в условиях, унижающих человеческое достоинство. Так к истцу не допускался защитник, жалобы и заявления не фиксировались в журнале регистрации обращений, в связи с чем нарушалось право на судебную защиту, температурные условия в камерах не соответствовали нормальным, камеры не были снабжены горячим водоснабжением и приточной вентиляцией, камера не имела санитарного узла, обеспечивающего приватность и отвечающий санитарно-гигиеническим нормам, в камерах отсутствовали кнопки вызова дежурного, настенные шкафы и прикроватные тумбочки, автономный регулятор громкости радиодинамика, не представлено калорийное принудительное питание, назначенное врачом. Кроме того, за весь период отбывания административного наказания истцу отказано в предоставлении медицинской помощи. Также истцу был запрещён доступ в комнату культурно-воспитательного назначения, что лишило его необходимого нормального человеческого и социального взаимодействия.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 08 апреля 2021 года в соответствии со ст. 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 04 июня 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Истец Тиунов С.Ю., в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков МВД России и УМВД России по г. Екатеринбургу Мальчихина Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту, соответствует требованиям приказа МВД от 10.02.2014 № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста» и Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста».

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, материалы личного дела административного арестованного, суд приходит к следующему.

В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (статья 17 Конституции Российской Федерации).

Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (статья 19 Конституции Российской Федерации).

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Права потерпевших от злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125, статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Предъявление гражданином иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска, в этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 данной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.

Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

В силу разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац первый пункта 2 названного Постановления Пленума). Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 названного Постановления Пленума).

Исходя из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Из обстоятельств настоящего дела следует, что постановлением судьи Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 февраля 2021 года Тиунов С.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ему назначено наказание в виде административного ареста сроком на 30 суток, срок отбытия наказания исчислен с 12:35 31 января 2021 года с момента административного доставления.

Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту (часть 2 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста (часть 3 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Федеральный закон от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» и Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденные Приказом МВД России от 10.02.2014 № 83, устанавливают порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отбывание административного ареста осуществляется на основании постановления судьи об административном аресте (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста").

Отбывание административного ареста осуществляется в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста").

Места отбывания административного ареста предназначены для содержания в них лиц, подвергнутых административному аресту, в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Создание, реорганизация и ликвидация мест отбывания административного ареста осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Финансирование мест отбывания административного ареста осуществляется за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении органами внутренних дел Российской Федерации функций по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту (часть 5 статьи 3 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Лица, подвергнутые административному аресту, находятся в период отбывания административного ареста под контролем и надзором администрации и сотрудников места отбывания административного ареста. В целях осуществления таких контроля и надзора могут применяться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля и надзора (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

В отношении лиц, подвергнутых административному аресту, проводятся обязательная государственная дактилоскопическая регистрация, фотографирование, личный досмотр, досмотр находящихся при них и передаваемых им вещей и предметов в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и Правилами внутреннего распорядка (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста»).

Из материалов дела следует, что Тиунов С.Ю. отбывал административный арест в специальном приемнике для содержания лиц, арестованных в административном порядке УМВД России по г. Екатеринбургу, в соответствии с постановлением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 01 февраля 2021 года.

Разрешая доводы истца о нарушений условий содержания при отбытии им наказания, что выразилось в одиночном содержании, не допуске защитника, не фиксации жалоб и заявлений в журнале регистрации обращений, ненадлежащих температурных условий в камерах, отсутствии в камерах горячего водоснабжения и приточной вентиляции, отсутствии в камере санитарного узла, обеспечивающего приватность и отвечающего санитарно-гигиеническим нормам, отсутствии в камерах кнопки вызова, настенных шкафов и прикроватных тумбочек, регулятора громкости радиодинамика, непредоставлении доступа в комнату культурно-воспитательного назначения, не предоставлении медицинской помощи, а также калорийного принудительного питания, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, обеспечиваются бесплатным питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Указанным лицам создаются бытовые условия, отвечающие требованиям санитарии, гигиены и правилам пожарной безопасности. Норма санитарной площади в помещении, предназначенном для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, составляет четыре квадратных метра на одного человека. Лицам, подвергнутым административному аресту, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, а также по их просьбе индивидуальные средства гигиены (туалетная бумага, мыло, зубная щетка, зубная паста, одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Согласно статье 15 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» в целях обеспечения порядка и условий отбывания административного ареста федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка. Правилами внутреннего распорядка устанавливаются примерный распорядок дня места отбывания административного ареста, перечень предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту, а также определяется порядок:

1) приема и размещения лиц, подвергнутых административному аресту;

2) проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования;

3) осуществления личного досмотра лиц, подвергнутых административному аресту, досмотра находящихся при них вещей, поступающих им посылок, передач, письменной корреспонденции, а также отправляемых ими писем;

4) личного приема лиц, подвергнутых административному аресту, администрацией места отбывания административного ареста, а также особенности рассмотрения обращений указанных лиц;

5) проведения ежедневных прогулок лиц, подвергнутых административному аресту;

6) предоставления свиданий лицам, подвергнутым административному аресту, с лицами, указанными в статье 10настоящего Федерального закона;

7) отправления лицами, подвергнутыми административному аресту, религиозных обрядов при условии соблюдения прав других лиц, подвергнутых административному аресту;

8) материально-бытового обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту, включая наименования и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях;

9) санитарной обработки лиц, подвергнутых административному аресту;

10) приобретения лицами, подвергнутыми административному аресту, продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров;

11) медицинского обеспечения лиц, подвергнутых административному аресту;

12) приема и выдачи лицам, подвергнутым административному аресту, поступивших им посылок, передач, письменной корреспонденции;

13) изъятия, хранения и возврата предметов, вещей и продуктов питания, не разрешенных к хранению и использованию лицами, подвергнутыми административному аресту;

14) пользования услугами телефонной связи; решения иных вопросов, связанных с отбыванием административного ареста.

Согласно статье 16 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания.

При размещении лиц, подвергнутых административному аресту, обязательно соблюдение следующих требований:

1) раздельно содержатся мужчины и женщины;

2) отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении;

3) при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие.

Отбывание административного ареста в помещениях для одиночного содержания допускается в следующих случаях:

1) при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;

2) в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья лица, подвергнутого административному аресту, либо других лиц;

3) по письменному заявлению лица, подвергнутого административному аресту, об отбывании административного ареста в помещении для одиночного содержания - при наличии такой возможности.

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав одиночным содержанием судом отклоняются, поскольку отбывание административного ареста в порядке одиночного содержания предусмотрено законом и является допустимым.

В соответствии с пунктом 47 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении (пункт 47.1), шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях (пункт 47.2), санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды (пункт 47.3), вешалкой для верхней одежды (пункт 47.4), бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 47.5), полкой для туалетных принадлежностей (пункт 47.6), аудиодинамиком (пункт 47.7), кнопкой для вызова дежурного (пункт 47.8), урной для мусора (пункт 47.9), светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа (пункт 47.10), приточной и (или) вытяжной вентиляцией (пункт 47.11), системой центрального отопления (пункт 47.12).

В соответствии с пунктом 46 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, для общего пользования в помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, выдается: уборочный инвентарь для поддержания чистоты в помещении (пункт 46.4).

В соответствии с пунктом 37 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, свидания с близкими родственниками или близкими лицами, а также с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи лицам, подвергнутым административному аресту, осуществляются в специально выделенном помещении места отбывания административного ареста под наблюдением администрации места отбывания административного ареста либо сотрудников места отбывания административного ареста.

На свидание с лицами, подвергнутыми административному аресту, приглашаются одновременно не более двух лиц (пункт 38 Правил).

В соответствии с пунктом 79 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях размещается на информационном стенде в помещении для приема передач (приложение № 11 к настоящим Правилам).

Согласно приложению № 11 к Правилам (перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях) лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях и приобретать за счет собственных денежных средств: продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся, с истекшим сроком хранения либо тех, дату изготовления которых установить не представляется возможным, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива. Перечень продуктов питания согласовывается с центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора медико-санитарных организаций системы МВД России по месту дислокации места отбывания административного ареста. Пищевые продукты, за исключением овощей и фруктов, должны быть промышленного изготовления и в упаковке завода-поставщика с указанием сроков годности.

Из материалов дела следует, что помещение лиц, которым назначено наказание в виде административного ареста, в помещение спецприемника УМВД России по г.Екатеринбургу не противоречит закону. Тиунов С.Ю. отбывал наказание в виде административного ареста в камерах норма санитарной площади в камерах 16,3 кв.м, что с учетом содержания истца единолично, свидетельствует о соблюдении ответчиком норм наполненности.

В силу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у неё доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

В силу статьи 24 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» Общественные наблюдательные комиссии и члены этих комиссий осуществляют контроль за обеспечением прав человека в местах отбывания административного ареста в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Согласно заключению Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» члены Общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области 06 февраля 2021 года и 12 февраля 2021 года посетили Спецприемник УМВД России по г.Екатеринбургу с целью проверки условий содержания административно задержанных лиц в составе группы - Девятьярова А.Л., Иванцева О.А., Беляева Д.А.

Заключением ОНК установлены факты несоответствия условий в камере в виде пониженной температуры воздуха в камере, недостаточной инсоляции, сырости, отсутствия принудительной вентиляции, отсутствия горячей воды, тревожной кнопки, в камере дополнительно кабинами санитарных узлов без дверей.

Допрошенные в судебном заседании члены ОНК Девятьярова А.Л., Иванцева О.А., Беляева Д.А. факты, изложенные в заключениях подтвердили, оснований сомневаться в данных свидетелями пояснениях у суда не имеется. Кроме того состояние камер и условия отбывания административного наказания подтверждаются фотоматериалами, представленными стороной истца и ответчиков. Факт наличия нарушений подтверждается в том числе, ответами УМВД г. Екатеринбурга от 02 марта 2021 года и 16 марта 2021 года о принятии мер к устранению выявленных ОНК нарушений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обстоятельства, на которые истец Тиунов С.Ю. указал в исковом заявлении, ответчиками не опровергнуты.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о доказанном факте нарушений пунктов Правил 47.11 (приточная вентиляция), 47.3 (установленный в камерах санитарный узел оборудован без соблюдения необходимых требований приватности, установленный в камерах умывальник не имеет подводки горячей воды), 47.8 (камеры не оборудованы кнопкой для вызова дежурного, кнопкой тревожной сигнализации). Не опровергнуты ответчиками и доводы истца о несоответствии температурного режима и требований к инсоляции в помещениях камер, поскольку из пояснений истца следует, что такие наблюдения сотрудниками не ведутся, а журналы замеров температуры в судебное заседание не представлены.

Относимых, допустимых, достоверных доказательств, опровергающих установленные нарушения требований Правил, в материалы дела не представлено.

Вопреки утверждениям Тиунова С.Ю., его права, как лица, подвергнутого административному аресту на допуск защитника, фиксацию жалоб и заявлений, предоставление медицинской помощи и калорийного принудительного питания, не нарушены.

Факт предоставления свидания с защитником Парий Е.А. 02 февраля 2021 года в с 19:00 до 20:00 подтверждается записью в книге регистрации учета посетителей.

Из ответа Управления организации охраны общественного порядка от 16 марта 2021 года, на обращение Иванцевой О.А. следует, что Тиуновым С.Ю. в период отбывания административного наказания направлено 17 жалоб и заявлении. Из них 7 - в суд, 7 - в прокуратуру, 2 - Уполномоченному по правам человека, 1 – в Городскую Думу. Жалобы и заявления истца, составленные в период отбывания административного ареста направлены для рассмотрения по компетенции, что следует из представленных в материалы дела сопроводительных писем с отметками об их получении адресатами.

Также не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами факт не предоставления истцу медицинской помощи, поскольку материалы личного дела содержат данные об обследовании истца в неотложном порядке врачом ГАУЗ СО «ЦГБ », дачей соответствующих рекомендаций. Факт осуществления медицинского наблюдения за лицами, отбывающими административное наказание фельдшером, не свидетельствует о ненадлежащем и неквалифицированным оказании медицинской помощи в учреждении.

Помещение культурно-воспитательного назначения для лиц, содержащихся в спецприемнике УМВД по г. Екатеринбургу, действующим законодательством не предусмотрено.

Суд приходит к выводу, что истцом с учетом объявления голодовки не представлено доказательств нарушения его прав непредоставлением калорийного принудительного питания, поскольку, как следует из материалов дела, а также пояснений представителя ответчиков Тиунов С.Ю. обеспечивался трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205.

В силу части 1 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.

Руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, учитывая, что в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд считает, что относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие иные (кроме указанных нарушений пунктов 47.3,47.8, 47.11 Правил) нарушения условий отбытия в камере Спецприемника УМВД России по г.Екатеринбургу Тиуновым С.Ю. административного ареста, на которые он ссылался в обоснование своих требований, в материалы дела не представлены.

Относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что к Тиунову С.Ю., как к лицу, отбывающему административное наказание, было применено насилие, пытки, причина физическая боль, в материалы дела не представлено.

Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен повергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Достоинство личности является предпосылкой безопасности, свободы и самоуважения. Чувство собственного достоинства является неотъемлемой частью уважительного отношения в себе, создает условия сохранения физического и психического здоровья.

Условия отбытия административного ареста должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Лица, отбывающие административный арест, не должны подвергаться унижающим достоинство видам обращения, никакие обстоятельства не могут служить оправданием для них. Санитарные условия должны быть достаточными для того, чтобы каждый, отбывающий административный арест, мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд признает установленным факт нарушения личных неимущественных прав истца Тиунова С.Ю. при содержании в камере Спецприемника УМВД России по г.Екатеринбургу при отбытии им административного ареста в условиях, нарушающих положения пунктов 47.3,47.8,47.11 Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденных Приказом МВД России 10.02.2014 № 83, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии совокупности необходимых условий для наступления гражданско-правовой ответственности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Учитывая фактические обстоятельства дела, индивидуальные особенности истца, срок административного ареста, характер и степень нравственных (физических) страданий истца, степень вины причинителя вреда, а также требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в Спецприемнике, подлежащий взысканию с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца Тиунова С.Ю., равным 30000 рублей. Оснований для взыскания компенсации в ином размере суд не усматривает.

Из договора (соглашения) на оказание юридических услуг от 01 февраля 2021 года следует, что представитель Ручко И.Ю. обязалась представлять интересы клиента Тиунова С.Ю. в судах всех инстанций и порядков судопроизводств, по делам, связанным с привлечением клиента к административной ответственности за участие в публичном мероприятии 31 января 2021 года.

Согласно расписке Ручко И.Ю. она получила от клиента денежные средства в размере 20 000 рублей за юридические услуги по настоящему гражданскому делу.

Рассматриваемые во взаимосвязи положения статей 15, 16, 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующие вопросы возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, в том числе в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, направлены на защиту прав потерпевших в деликтных обязательствах и реализацию требований статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, не препятствуют возмещению вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, при наличии общих и специальных условий, необходимых для наступления деликтной ответственности данного вида (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20.02.2002 № 22-О, от 04.06.2009 № 1005-О-О, от 02.11.2011, от 19.06.2012 № 1193-О, от 20.03.2014 № 540-О, от 22.12.2015 № 2790-О, от 25.05.2017 № 980-О), и, по смыслу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определениях от 20.02.2002 № 22-О и от 22.12.2015 № 2790-О, не содержат каких-либо ограничений по возмещению имущественных затрат лица, чье право нарушено, в том числе затрат на представительство в суде интересов такого лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела первого части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец должен доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Поскольку взыскиваемые убытки являются фактическими издержками в рамках производства по настоящему делу, то установленное статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации правило о полном возмещении причиненных лицу убытков не может рассматриваться в данном деле как исключающее судебную оценку фактических обстоятельств дела на предмет разумности расходов представителя и соразмерности взыскиваемых сумм восстанавливаемому праву.

В соответствии с частью первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле (Постановление от 20.10.2015 № 27-П; определения от 17.07.2007 № 382-О-О, от 19.07.2016 № 1648-О).

При определении размера подлежащих взысканию в пользу истца Тиунова С.Ю. судебных расходов, суд с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению, суд полагает возможным взыскать с ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.

Указанный размер соответствует сложности и продолжительности судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу, участию представителя в судебных заседаниях, а также реальному объему выполненной представителем работы, ее результату и не выходит за пределы разумного.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Тиунова С. Ю. удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Тиунова С. Ю. компенсацию за нарушение условий содержания в Спецприемнике УМВД России по г. Екатеринбургу в период с 31 января 2021 года по 02 марта 2021 года в размере 30 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя 20000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.

Судья Т.В. Макарова

2-2989/2021 ~ М-1555/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тиунов Сергей Юрьевич
Ответчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел в лице Управления МВД России по г. Екатеринбурга
Другие
Ручко Ирина Юрьевна
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Макарова Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
12.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Судебное заседание
04.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
09.07.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
29.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее