13 июля 2016 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тодышева Н.В. к администрации Фыркальского сельсовета о восстановлении права на доплату к пенсии и о взыскании задолженности по доплате к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец, обосновывая заявленные требования, пояснил в исковом заявлении, что поскольку он являлся выборным должностным лицом местного самоуправления – главою Фыркальского сельсовета и достиг возраста 60 лет, ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 75% денежного содержания. Вместе с тем, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ указанная доплата была ему отменена, с указанного периода доплата не начисляется и не выплачивается. Считая данное решение неправомерным и нарушающим его права, истец просит восстановить его право на доплату к пенсию и взыскать задолженность за апрель и май 2016 года в общем размере 38091,36 рублей.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчиком, в лице Главы Фыркальского сельсовета Барановой И.И., исковые требования не признаны. В обоснование возражений Глава пояснила, что назначение либо отмена подобной доплаты к пенсии выборного должностного лица местного самоуправления являются прерогативой органа местного самоуправления исходя из его финансовых возможностей. В настоящее время бюджет Фыркальского сельсовета крайне дефицитен, начисление в 2016 году доплаты к пенсиям превышает собственные доходы поселения.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5.1 статьи 40 поименованного закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (абзац первый).
Верховным Советом Республики Хакасия 23 июня 2004 года был принят Закон Республики Хакасия от 07.07.2004 N 43 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия", согласно п.2 ст. 1 которого к числу выборных должностных лиц местного самоуправления в Республике Хакасия относятся глава муниципального образования - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования и наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения.
Пунктом 2 ст.1 указанного Закона было установлено, что на выборное должностное лицо местного самоуправления в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и Законом Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" с учетом соотношения выборных муниципальных должностей и государственных должностей государственной службы.
Выплата доплат к государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления производится за счет средств соответствующего местного бюджета.
Максимальный размер государственной пенсии выборного должностного лица местного самоуправления не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
В свою очередь, п.3 Приложения N 2 к Закону Республики Хакасия "О государственной службе Республики Хакасия" от ДД.ММ.ГГГГ N 55 предусматривал, что ежемесячная доплата указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 75 процентов их месячного денежного содержания.
Как следует из материалов дела, истцу, замещавшему выборную должность Главы Муниципального образования Фыркальский сельсовет в период с 2005 года по 2010 год, в течении 4 лет 10 месяцев 15 дней, решением Главы Фыркальского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75% ежемесячного денежного содержания.
Законом Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" признан утратившим силу Закон Республики Хакасия от 07.07.2004 N 43 "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия".
На момент принятия Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ в нем содержался ч.1 ст.10, которым установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или трудовой пенсии.
Согласно п.3 ч.2 указанной статьи, при замещении муниципальных должностей лицами, избранными в соответствии с Законом Республики Хакасия от 22 марта 2005 года N 6-ЗРХ "Об определении даты выборов в представительные органы первого созыва муниципальных образований и глав вновь образованных муниципальных образований Республики Хакасия" и доработавшими до дня вступления в должность избранного на выборах, назначенных на 10 октября 2010 года, должностного лица местного самоуправления, - 75 процентов их месячного денежного содержания.
Вместе с тем, части 1 и 2 статьи 10 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ признаны недействующими Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2013 N 55-АПГ12-7 с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку субъект Российской Федерации не вправе определять размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливать гарантии осуществления их деятельности, решать иные вопросы местного значения, отнесенные законом к полномочиям органов местного самоуправления.
На данный момент ч.3 ст.3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 года N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" устанавливает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости.
Абзац второй п. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ, введенный Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ, вступившим в силу в день его принятия, закрепляет право устанавливать в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) названных в абзаце первом пункта 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ лиц.
Как следует из материалов дела, решением Главы муниципального образования Фыркальский сельсовет от 23 августа 2011 года N 34 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчету размера ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет.
Названный муниципальный правовой акт издан во исполнение, в частности, Устава муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия, предусматривающего в ст. 37.2, что главе поселения, замещавшему выборную муниципальную должность на постоянной основе не менее трех лет и получавшему денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденному от должности в связи с прекращением полномочий, устанавливается ежемесячная доплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению или трудовой пенсии. При этом установление, выплата и перересчет размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии главы поселения производится в соответствии с правовым актом уполномоченного должностного лица местного самоуправления.
Между тем решением муниципального образования Фыркальский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ N 17 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Фыркальский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия " приведенные положения Устава исключены.
Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования (часть 2 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ), следовательно, иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ главою Фыркальского сельсовета принято Постановление №, согласно которого отменено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 34, утвердившего Положение об установлении, выплате и перерасчету размера ежемесячной доплаты к государственной трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные должности и муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования Фыркальский сельсовет.
Данное постановление мотивировано низким уровнем бюджетной обеспеченности поселения, при котором установленная дополнительная материальная гарантия лицам, замещающим муниципальные должности, должности муниципальной службы, не согласуется с принципами самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов и противоречит требованиям федерального законодательства.
В соответствии с Постановлением №, истцу прекращены начисление и выплата установленной доплаты к пенсии, о чем он был уведомлен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленных стороною ответчика документов, бюджет муниципального образования Фыркальский сельсовет является дотационным, на ДД.ММ.ГГГГ доходы бюджета составили 3549153 рубля, при этом собственные доходы поселения составили 101647 рублей. Имевшаяся на ДД.ММ.ГГГГ кредиторская задолженность в размере 3371208 рублей увеличилась к ДД.ММ.ГГГГ до 3537638 рублей, при этом размер просроченной задолженности составил 1324777 рублей. Предоставленные бюджету дотации, субвенции и субсидии не предусмотрены для выплаты доплат к пенсии.
Со стороны истца данные обстоятельства не опровергнуты.
Изложенное дает основания полагать об обоснованности принятого ответчиком Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Федеральными законами определены предельные границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения для выборных должностных лиц своего муниципального образования.
Так как финансирование ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности муниципальных служащих, осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, то оно с учетом бюджетных финансовых возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности глав муниципальных образований как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В свою очередь, с учетом позиции Конституционного Суда РФ (определения от 1 декабря 1999 года N 189-О, от 15 января 2008 года N 107-О-О и N 108-О-О), суд также полагает, что поскольку доплаты выборным должностным лицам местного самоуправления выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил назначения таких доплат не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение истца, установленное ст.39 Конституции РФ.
Кроме того, не исключается возможность возобновления доплат к пенсиям лицам, замещавшим должности глав муниципального образования Фыркальский сельсовет в случае изменения финансового состояния бюджета данного поселения.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности действий ответчика, прекратившего, с учетом своих финансовых возможностей, начисление и выплату доплаты к пенсии истцу, а потому оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Тодышева Н.В. к администрации Фыркальского сельсовета о восстановлении права на доплату к страховой пенсии, как выборному должностному лицу органа местного самоуправления, и о взыскании задолженности по доплате к пенсии, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течении месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 18 июля 2016 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев