Постановление по делу № 12-1/2017 (12-57/2016;) от 05.12.2016

Дело № 12- 1/2017

                                             Р Е Ш Е Н И Е.

Город Пошехонье Ярославской области                                17 января 2017 года

          Судья Пошехонского районного суда Ярославской области Сухова О.И.,

при секретаре Холмановой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» Коньковой Е.П. на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 23 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская»

                                               у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 23 ноября 2016 года ООО «Птицефабрика Пошехонская» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Птицефабрика Пошехонская» Конькова Е.П. подала жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, как незаконное. Указывает, что постановление вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Утверждает, что общество добросовестно проводит мероприятия по улучшению земель, переданных ему в аренду, а именно: производит вспашку, планировку земельных участков, для окультирования и повышения плодородия почв вносит в качестве органического удобрения куриный помет.

           В судебном заседании защитник ООО «Птицефабрика Пошехонская» по доверенности Шашерин И.А. доводы жалобы поддержал.

Представитель Управления Россельхознадзора по Ярославской области по доверенности Ершикова Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.

         Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, нахожу принятое по делу постановление подлежащим изменению в части вида назначенного административного наказания.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей ( ч. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ).

В части 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ГОСТ 16265-89 под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции. Данный ГОСТ определяет комплекс мероприятий по осуществлению сельскохозяйственного производства, основанный на рациональном использовании земли, к которым относится уничтожение сорняков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и на плодородный слой почвы в целом.

ГОСТ 26640-85 предусматривает охрану земель как комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями, которые необходимо проводить землепользователям.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, владельцев и арендаторов земельных участков.

Из материалов дела следует, что 18 июня 2012 года Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области по договорам аренды предоставил ООО «Птицефабрика Пошехонская» в аренду земельный участок с кадастровым номером площадью , земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., земельный участок с кадастровым номером площадью кв.м., находящиеся по адресу: Ярославская область, Пошехонский район, Ленинский сельский округ, межселенная территория, для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет.

В соответствии с приказом заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 07 сентября 2016 №916 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская» по вопросу соблюдения земельного законодательства на земельных участках сельскохозяйственного назначения, предоставленных обществу в аренду на основании указанных выше договоров аренды.

В ходе осмотра указанных земельных участков установлено, что с начала аренды земельных участков (18 июня 2012 года) и до октября 2016 года ООО «Птицефабрика Пошехонская» указанные земельные участки не освоило, в сельскохозяйственный оборот в полном объеме не ввело, для производства сельскохозяйственной продукции их не использовало. На участки складируется куриный помет без подстилающего материала поверх сорных растений, естественно произраставших на земельном участке, местами осуществлена вспашка земли. Указанные земельные участки заросли древесно-кустарниковой (преимущественно ивняк, осины) и сорной травяной растительностью (лебеда раскидистая, осот полевой, крапива, пижма обыкновенная, бодяк полевой, пырей ползучий, лопух), в сорной траве около куч помета находятся пластиковые и стеклянные бутылки, картонные коробки, разлагающиеся тушки куриц, разбросаны пустые пластиковые флаконы от вакцины, куски пластиковой пленки.

Выявленные административным органом нарушения на момент проверки имели место, зафиксированы в акте проверки и приложенном к нему фотоматериале, протоколе об административном правонарушении. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородие земель сельскохозяйственного назначения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.

Исходя из изложенного, зарастание земельных участков сельскохозяйственного назначения сорной растительностью безусловно приводит к снижению качества водной и воздушной проницаемости поверхностного слоя земли, что в свою очередь приводит к нарушению плодородного слоя почвы и как следствие к ухудшению качественного состояния земель.

Выявленные обстоятельства являются нарушением требований ст. 12, ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Данное нарушение является следствием невыполнения ООО «Птицефабрика Пошехонская» обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, кустарниками.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица о виновности ООО «Птицефабрика Пошехонская» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются правильными, основанными на имеющихся в деле доказательствах, оцененных в соответствии с законом и в их совокупности.

Вместе с тем ссылки в постановлении должностного лица на загрязнение почвы куриным пометом и, как следствие, превышение содержания нитратов и загрязнение почвы бактериями группы кишечной палочки (БГКП) и причинение вреда землям сельскохозяйственного назначения, являются необоснованными, так как данные обстоятельства были предметом рассмотрения по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель), в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская», производство по которому было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения. Из постановления судьи от 05 декабря 2016 года следует, что результаты исследования образцов почвы и заключение экспертизы не могут быть использованы в качестве доказательств по делу ввиду нарушения установленного порядка отбора образцов и их исследования. Соответственно, данные доказательства не могут учитываться и в данном деле об административном правонарушении.

    Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

    Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении ООО «Птицефабрика Пошехонская» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного часть. 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

    Вместе с тем постановление в части вида назначенного административного наказания подлежит изменению исходя из следующего.

    В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 11 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

    Согласно ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Часть 2 указанной нормы закона предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ООО «Птицефабрика Пошехонская» является субъектом малого предпринимательства, совершило административное правонарушение впервые, доказательств причинения вреда или возникновение вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, поименованным в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, не имеется.

Санкция ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ не предусматривает назначение юридическому лицу наказания в виде предупреждения.

В силу изложенного имеются основания для назначения административного наказания в виде предупреждения, в с вязи с чем постановление должностного лица подлежит изменению в части вида назначенного наказания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

                                             р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 23 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская» изменить.

Назначить ООО «Птицефабрика Пошехонская» административное наказание по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в виде предупреждения.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии решения.

Судья:

12-1/2017 (12-57/2016;)

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Ответчики
ООО "Птицефабрика Пошехонская"
Суд
Пошехонский районный суд Ярославской области
Судья
Сухова Ольга Ивановна
Статьи

КоАП: ст. 8.7 ч.2

Дело на странице суда
poshehonsky--jrs.sudrf.ru
05.12.2016Материалы переданы в производство судье
06.12.2016Истребованы материалы
22.12.2016Поступили истребованные материалы
11.01.2017Судебное заседание
17.01.2017Судебное заседание
18.01.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2017Вступило в законную силу
07.03.2017Дело оформлено
07.03.2017Дело передано в архив
Постановление

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее