Дело №2-1028/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 14 июня 2016 года
Сергиевский районный суд <адрес> в составе председательствующей судьи Носковой О.В., с участием ст.помощника прокурора <адрес> Чалбышева А.В., при секретаре Сидоровой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Павловой ФИО7 к Администрации муниципального района <адрес> об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сергиевского района обратился в суд с иском в защиту интересов Павловой А.С. к Администрации муниципального района Сергиевский, в котором просит обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Павловой А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Истец Павлова А.С. исковые требования поддержала, пояснив, что <данные изъяты> <данные изъяты> ФИО8 <данные изъяты> ФИО9 лишены родительских прав. <данные изъяты> Своего жилья она не имеет.
Старший помощник прокурора <адрес> Чалбышев А.В. иск поддержал и пояснил, что прокуратурой <адрес> проводилась проверка исполнения жилищного законодательства в части обеспечения жильём лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки было установлено, что Павлова ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ, является лицом, оставшимся без попечения родителей: <данные изъяты> ФИО11 лишена родительских прав, <данные изъяты> ФИО13 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Павлова А.С. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес>, однако до настоящего времени (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) жилым помещением не обеспечена.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно представляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета. Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Администрацией муниципального района Сергиевский, в нарушение действующего законодательства РФ, не организовано обеспечение жильём лиц из числа нуждающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 10 № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Самостоятельное обращение Павловой А.С. в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно вследствие нахождения её в сложной жизненной ситуации и отсутствии материальной возможности для оплаты юридических услуг. Поэтому просят обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Павловой А.С. благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просят дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации и в удовлетворении иска отказать, поскольку в соответствии с постановлением администрации муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Павлова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда муниципального района <адрес>. Обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда осуществляется в соответствии с ч.1 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области». Обеспечение граждан из списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по муниципальному району <адрес>, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда осуществляется в порядке очередности исходя из даты постановки на регистрационный учёт нуждающихся и фактической возможности предоставляли специализированного жилого помещения. Согласно ч.9 ст.3 закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения, которая оставляет 33 квадратных мета общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей. В настоящее время возможности обеспечить Павлову А.С. специализированным жилым помещением муниципального жилищного фонда не представляется возможным ввиду отсутствия на территории муниципального района <адрес> свободного специализированного жилищного фонда, отвечающего установленным вышеуказанным законодательством требованиям. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жильём сирот осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Администрацией муниципального района Сергиевский принимаются все возможные меры по увеличению объёма субсидии, предназначенных для формирования специализированного жилищного фонда. По мере поступления денежных средств в бюджет муниципального района <адрес> из бюджета <адрес> на цели формирования специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, исходя из даты постановки на первичный регистрационный учет нуждающихся в обеспечении жилищных прав, а также по окончании процедуры формирования указанного жилищного фонда, Павловой А.С. будет предоставлено благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.42-45).
Представитель третьего лица Министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве на исковое заявление просят дело рассмотреть в отсутствие их представителя, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку Павлова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда и будет обеспечена жилым помещением в установленном порядке, а обеспечение её жилым помещением вне очереди на основании решения суда приведёт к нарушению прав других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее Павловой А.С. и к нецелевому расходованию бюджетных средств, или удовлетворить исковые требования при условии уточнения требований «в порядке очередности по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», указав, что с 01 января 2013 года утратило силу понятие «внеочередности» обеспечения жилыми помещения для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в ином порядке. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок обеспечения жилыми помещениями устанавливается законодательством РФ. С ДД.ММ.ГГГГ законодатель меняет порядок и условия реализации права на жилище лиц указанной категории, исключая при этом внеочередное бессрочное предоставление жилого помещения; договор найма специализированного жилого помещения заключается на 5 лет (с возможностью однократного продления еще на 5 лет), то есть отменён существовавший ранее порядок внеочередного бессрочного предоставления жилого помещения по договору социального найма и утверждён новый порядок реализации прав на жилище. В соответствии со ст.<адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» после поступления соответствующего заявления право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется до фактического обеспечения жилыми помещениями. Статьей 4 данного Закона определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Заявление о включении в список подается в орган местного самоуправления по месту жительства детей в орган местного самоуправления, список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, формируется в порядке очередности в зависимости от даты подачи заявления о включении в список. Список представляется органом местного самоуправления в министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> для утверждения сводного списка и направления соответствующей информации в орган, уполномоченный <адрес>, осуществляющий управление и обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области. Павлова А.С. в указанный список включена, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в данном списке она первой не является. В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Самарской области №135-ГД финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счёт предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объём субвенций формируется в том числе за счёт поступающих в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета. Согласно приложению 2 к Государственной программе <адрес> «Развитие жилищного строительства в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ» ДД.ММ.ГГГГ г.г. запланировано предоставление органам местного <данные изъяты> субвенций, что достаточно для обеспечения жильем <данные изъяты>. При этом законодательством не предусмотрено единовременное предоставление субвенций, объем финансирования распределен по годам. ДД.ММ.ГГГГ органам местного самоуправления <адрес> на указанные цели запланировано выделение <данные изъяты> что достаточно для обеспечения жилыми помещениями 466 детей-сирот. Органы местного самоуправления дополнительно за счёт собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обеспечение осуществляется по мере поступления средств и согласно списка. Обеспечение Павловой А.С. жилым помещением во внеочередном порядке поставит в худшее положение других детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список ранее, а обеспечение жилым помещением вне очереди влечёт нецелевое расходование бюджетных средств (л.д.35-41).
Выслушав объяснения истца и прокурора, изучив материалы и доказательства по делу, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению полностью.
Согласно ст.ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта РФ.
В соответствии с ч.1,2 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет.
Судом установлено, что Павлова ФИО14 родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.7), родители: <данные изъяты> ФИО15, <данные изъяты> ФИО16.
Решением Кинельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Павлова ФИО20 <данные изъяты> Павловой ФИО18 (л.д.8-9).
Решением Кинельского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Павлов ФИО19 лишен родительских прав в отношении Павловой ФИО21 (л.д.10-12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО22 <данные изъяты>
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Павлова А.С. поставлена на регистрационный учёт для получения жилья по достижению совершеннолетия (л.д.14).
Согласно ст.2 Закона Самарской области № 152-ГД от 07.07.2005 года «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счёт субвенций, дополнительно за счёт собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений». Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства РФ, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ч.9 ст.3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый год.
Павлова А.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, на время обучения в ГБПОУ СО «Сергиевский губернский техникум» (договор о предоставлении жилого помещения, л.д.28-29, справка, л.д.31, свидетельство о регистрации по месту пребывания, л.д.32).
Судом установлено, что у Павловой А.С. возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, не менее нормы предоставления площади жилого помещения согласно действующему законодательству, которое до настоящего времени ей не предоставлено. Павлова А.С. не имела и не имеет в собственности и в социальном найме жилых помещений, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах Павловой А.С. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества, справками Городского филиала <адрес> и Сергиевского филиала ГУП СО «ЦТИ» (л.д.19-22), сведениями из городского округа Кинель (л.д.24-27).
Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.17) Павлова А.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда муниципального района Сергиевский с даты подачи заявления (с ДД.ММ.ГГГГ).
В п.6 Обзора судебной практики Верховного суда РФ, утвержденного Президиумом Верховного суда Российской Федерации 24.12.2014 года разъяснено, что ни п.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы, что ответчиком будет предоставлено благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Павловой А.С. по мере поступления денежных средств в бюджет муниципального района <адрес> из бюджета <адрес>, суд не принимает во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий. Реализация права на жилое помещение Павловой А.С. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов муниципального района <адрес> и областного бюджета.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очередности.
На основании изложенного и в соответствии со ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального района <адрес> предоставить Павловой ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 33 квадратных метров, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сергиевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 июня 2016 года.
Председательствующий судья: О.В. Носкова