Решение по делу № 2-616/2013 ~ М-602/2013 от 03.04.2013

Дело № 2-616/2013

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 мая 2013 года г.Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

с участием прокурора Зайцевой О.И.,

при секретаре Орловой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Черногорска в интересах Вавилова С.А. к Администрации г.Черногорска о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Черногорска в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей – Вавилова С.А., обратился в суд с иском к Администрации г.Черногорска об обязании предоставить Вавилову С.А. жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим требованиям.

Исковые требования мотивированы тем, что в прокуратуру г.Черногорска поступило заявление Вавилова С.А. об обращении в суд в его интересах с иском о восстановлении в очереди в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья и предоставлении жилья. Вавилов С.А. является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители – мать В.Е.Н. умерла *** года, отец В.А.М. умер *** года. Вавилов С.А. состоял в Администрации г.Черногорска на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15.10.2003 г. на основании постановления Главы Администрации г.Черногорска, однако решением жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Черногорска от 11.03.2009 года Вавилов С.А. исключен из льготной очереди, в связи с наличием у отца Вавилова С.А.- В.А.М. 1/2 доли жилого дома по адресу: ***. Вместе с тем, Вавилов С.А., пропустив срок для принятия наследства, своё право на наследование имущества умершего *** года Вавилова А.М. не реализовал, и до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение Вавилову С.А. не предоставлено.

В качестве правового обоснования иска прокурор г.Черногорска сослался на п.п. 1, 7, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 6 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа ", п. 1 решения Черногорского городского Совета депутатов № 96 от 11.12.2008 г.

В судебном заседании прокурор, действующий в интересах лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей, истец Вавилов С.А. исковые требования поддержали, в обоснование приведя доводы, изложенные в исковом заявлении, просили обязать Администрацию города Черногорска восстановить Вавилова С.А., *** года рождения, в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, и предоставить Вавилову С. А., *** года рождения, жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г.Черногорск площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим требованиям.

Представитель Администрации г.Черногорска Соломачев Э.Ю., действующий на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражал, предоставил письменные возражения на иск, в которых указал, что согласно Федеральному закону от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязательное предоставление жилых помещений относится к дополнительным гарантиям прав детей-сирот, обеспечение которых относится к государственным полномочиям Российской Федерации и является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот производится из средств бюджета Республики Хакасия и не относится к вопросам местного значения. Исполнение Администрацией г.Черногорска отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из категории детей, оставшихся без попечения родителей, возможно только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций. Также указывает, что единственным основанием для обращения в суд с требованием обязать Администрацию г.Черногорска предоставить жилое помещение Вавилову С.А. может служить бездействие Администрации г.Черногорска по решению вопроса о предоставлении жилого помещения при условии получения ответчиком достаточного объема субвенций, направленных на эти цели из бюджета Республики Хакасия. Поскольку Администрация г.Черногорска субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия для приобретения жилого помещения Вавилову С.А. не получила, просит в удовлетворении исковых требований прокурора г.Черногорска отказать.

Представители третьих лиц – Министерства финансов РХ, Министерства образования и науки РХ, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Представитель Министерства финансов РХ направил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав прокурора, истца Вавилова С.А., представителя Администрации г.Черногорска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацем вторым п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ от 05.12.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23лет» (далее – Закон Республики Хакасия № 85-ЗРХ) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе предусматривает предоставление жилых помещений (п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 85-ЗРХ).

Статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ определены следующие понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

Из материалов дела следует, что 19.03.2013 г. Вавилов С.А. обратился в прокуратуру г.Черногорска с заявлением о проведении проверки и об обращении в суд в его интересах с иском о восстановлении в очереди и о предоставлении жилья (л.д. 4).

Согласно свидетельству о рождении *** от 30.05.2003 г. (л.д. 9), родителями Вавилова С.А. являются В.А.М.. и В.Е.Н.

Из свидетельств о смерти *** (л.д. 7), I*** (л.д. 8) отец истца – В.А.М.. умер *** года, мать истца В.Е.Н.. умерла *** года.

В 2007 году Вавилов С.А. окончил ГОУ ПУ № 10 г. Черногорска, что подтверждается копией диплома от 09.06.2007 г. *** (л.д. 6).

Из ответа Администрации г.Черногорска от 28.03.2013 г. № *** следует, что Вавилов С.А. был включен в список на внеочередное предоставление жилого помещения как сирота с 15.10.2003 г. на основании постановления Администрации города Черногорска № ***, однако решением жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Черногорска от 11.03.2009 года Вавилов С.А. исключен из льготной очереди, поскольку его отец имел в собственности 1/2 долю жилого дома, до настоящего времени жилое помещение Вавилову С.А. Администрацией г.Черногорска не предоставлено (л.д. 14, 15, 16).

По сведениям Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» от 05.02.2009 года (л.д. 17), В.А.М. на праве собственности принадлежала 1/2 доля в праве на жилой дом по адресу: ***

Из сообщений нотариусов Черногорского нотариального округа Смертенюка А.В. и Шабуниной Л.Н. (л.д. 28, 29) следует, что наследственного дела после умершего *** года В.А.М. не зарегистрировано.

Собственного жилья на праве собственности на территории Республики Хакасия Вавилов С.А. не имеет, что подтверждается информацией Черногорского филиала ГУП РХ «Управление технической инвентаризации» (л.д. 18), уведомлениями Черногорского отдела Управления Росреестра по Республике Хакасия (л.д. 10, 11). Не имеется в собственности на территории Республики Хакасия жилых помещений и у матери Вавилова С.А. - В.Е.Н. что следует из уведомления Управления Росреестра по РХ (л.д. 13).

Порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано, определен Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 N 107-ЗРХ "О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" (далее – Закон № 107-ЗРХ).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;

2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 107-ЗРХ граждане, указанные в статье 1 настоящего Закона, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.

Жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", на основании решения уполномоченного органа муниципального района (городского округа) Республики Хакасия о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда муниципального района (городского округа) Республики Хакасия (ч. 1 ст. 4 Закона № 107-ЗРХ).

На основании ч. 2 ст. 4 Закона № 107-ЗРХ гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, место жительства которых находится на территории Республики Хакасия, жилое помещение предоставляется однократно в черте соответствующего городского округа или муниципального района Республики Хакасия по их выбору по месту:

1) выявления или первичного устройства под опеку или попечительство, в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Республики Хакасия;

2) жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной семье, на основании решения органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия при условии отсутствия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации.

Таким образом, обеспеченным, а, следовательно, и реализовавшим право на получение жилого помещения, лицо из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет тогда, когда в отношении него вынесено решение о предоставлении жилого помещения; на основании решения заключен договор найма специализированного жилого помещения; указанный договор исполнен путем фактического предоставления жилого помещения; фактически предоставленное жилое помещение имеет площадь не ниже установленной нормы предоставления.

При этом отсутствие в законодательстве положений о сроке, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье такой категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.

Как следует из материалов дела, Вавилов С.А. является сиротой, закрепленного за ним жилого помещения не имеет, права на объекты недвижимого имущества на территории Республики Хакасия за ним не зарегистрированы.

Судом установлено, что до настоящего времени Администрацией г.Черногорска жилое помещение по договору социального найма или по договору найма специализированного жилого помещения Вавилову С.А.. не предоставлено.

Таким образом, Вавилов С.А. свое право на обеспечение его жилым помещением вне очереди до настоящего времени не реализовал.

В соответствии с п. 2 ст. 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета депутатов г.Черногорска от 11.12.2008 г. № 96 «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» (в редакции решения от 29.09.2011 г. № 91) утверждена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека в размере 17 кв.м. общей площади жилья.

В силу ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 г. N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают затраты на однократное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилыми помещениями в порядке, установленном законодательством Республики Хакасия.

В силу ст. 2 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий, указанных в статье 1 настоящего Закона, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия (далее - республиканский бюджет). Сроки и порядок предоставления субвенций определяются Правительством Республики Хакасия.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Хакасия № 85-ЗРХ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах субвенций, предоставленных из республиканского бюджета на осуществление соответствующих полномочий.

Доводы представителя Администрации г.Черногорска о том, что истец Вавилов С.А. является наследником 1/2 долей в праве на жилой дом по адресу: г*** принадлежавших его отцу В.А.М. умершему *** года, опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями об отсутствии наследников, принявших наследство после умершего 29.01.2000 года В.А.М.

Доводы представителя ответчика о том, что при отсутствии субвенций из бюджета Республики Хакасия иск не может быть удовлетворен, суд находит необоснованными, поскольку обязанность по принятию решения о предоставлении жилого помещения и по фактическому предоставлению жилья действующим законодательством в данном случае возложена на органы местного самоуправления. Вопросы, связанные с возмещением затрат, понесенных органом местного самоуправления в связи с реализацией переданных государственных полномочий, подлежат урегулированию в рамках межбюджетных отношений в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о тома, что Вавилов С.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и решением жилищно-бытовой комиссии Администрации г.Черногорска от 11.03.2009 года неправомерно исключен из списка граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Кроме того, у Вавилова С.А. возникло право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не менее установленной на территории муниципального образования г.Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим нормам, в связи с чем исковые требования прокурора г.Черногорска подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Администрацию города Черногорска восстановить Вавилова С.А., *** года рождения, в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

Обязать Администрацию города Черногорска предоставить Вавилову С.А., *** года рождения, жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования г. Черногорск площадью не менее установленной на территории муниципального образования г. Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим требованиям.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Справка: мотивированное решение изготовлено 21.05.2013 г.

Судья Д.М. Дмитриенко

2-616/2013 ~ М-602/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вавилов Сергей Александрович
Ответчики
Администрация города Черногорска
Другие
Прокурор г. Черногорска
Министерство финансов РХ
Министерство образования и науки РХ
Суд
Черногорский городской суд Республики Хакасия
Судья
Д.М.Дмитриенко
Дело на странице суда
chernogorsky--hak.sudrf.ru
03.04.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2013Передача материалов судье
03.04.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2013Подготовка дела (собеседование)
24.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2013Судебное заседание
21.05.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2013Дело оформлено
24.06.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее