РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Мамонова К.Л. при секретаре Морозовой А.П. с участием истицы Комаровой Е.В. и представителей ответчиков Новожиловой Е.А. и Супранович А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-8820/2019 по иску Комаровой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) и Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и перерасчете пенсии,
установил:
Комарова Е.В. в защиту своих пенсионных прав обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) и Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о перерасчете получаемой страховой пенсии по старости в связи с наличием, как она полагает, неучтенных ответчиками правовых оснований к такому перерасчету за счет зачета периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы истицы в местностях приравненным к районам Крайнего Севера, а также пребывания в августе 2009 года в командировке в районе Крайнего Севера.
В судебном заседании Комарова Е.В. заявленные требования поддержала, представители ответчика высказали по ним возражения, полагая, что позиция органов Пенсионного фонда Российской Федерации вытекает из закона.
Заслушав пояснения сторон и исследовав представленные письменные материалы дела, суд считает, что разрешаемые требования подлежат частичному удовлетворению.
Комарова Е.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – получатель в рамках Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой пенсии по старости, выплату которой осуществляет Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное). Данный субъектный состав спорного правоотношения по пенсионному обеспечению истицы свидетельствует, что обозначенное ею в качестве соответчика Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по делу, в иске к данной организации следует отказать.
Согласно ч. 4 и ч. 6 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Кроме того, согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно, в течение полного рабочего дня.
Таким образом, законодателем установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работавших в районах Крайнего Севера.
Комарова Е.В. в период осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, которую она вела в г.Петрозаводске, выезжала ДД.ММ.ГГГГ в Кемский район Республики Карелия, относящийся к районам Крайнего Севера, оформив данную поездку командировкой. Между тем данное обстоятельство не может служить основанием для вывода о стаже её работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. В таком порядке стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (районах Крайнего Севера), исчисляется в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах. Исходя же из ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Документы Комаровой Е.В. не содержат данных об её переезде применительно к исковому периоду в другое место жительства или ведения предпринимательской деятельности с соответствующей перерегистрацией в налоговых органах. А из исследованных судом доказательств и пояснений истицы следует, что её пребывание в Кемском районе Республики Карелия не носило постоянного характер и было связано лишь с изучением покупательского спроса.
Таким образом, спорный период ДД.ММ.ГГГГ непродолжительного, временного нахождения истицы в Кемском районе Республики Карелия при сохранении прежнего места индивидуальной предпринимательской деятельности, расположенного за пределами районов Крайнего Севера, не может быть зачтен в стаж работы в обозначаемых Комаровой Е.В. территориальных условиях. Это, в свою очередь, исключает правовую возможность испрошенного перерасчета страховой пенсии.
Вместе с тем условием к перерасчету размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о чем также ставит вопрос истица, является и приобретение пенсионером необходимого календарного стажа работы в района Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком для оценки прав на такой перерасчет календарный стаж работы Комаровой Е.В. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, определен в 19 лет 09 месяцев 01 день при требуемом 20 лет. При этом в расчет не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (три месяца, учет которых указывает на возможность спорного перерасчета), поскольку касательно него у пенсионного органа отсутствует подтверждение об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Действительно, до настоящего времени налоговая служба как администратор страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не сформировала для ответчика информацию о выполнении Комаровой Е.В. обязанности по оплате этих взносов за 2019 год. Однако исключительно ссылка на это не может быть признана состоятельным подходом, поскольку влечет объективное нарушение законных интересов гражданина, его права на пенсионное обеспечение и не может быть признана допустимой из-за фактического ограничения этого права несостоятельным условием. Судом проверены непосредственные документы о расчете истицы с Пенсионным фондом Российской Федерации по страховым взносам «за себя» за 2019 год – ДД.ММ.ГГГГ, то есть до обращения за спорным перерасчетом, Комаровой Е.В. осуществлен должный в своем размере (ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации) платеж на 29.354 руб. (платежное поручение № 147).
Таким образом, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует зачесть в стаж работы Комаровой Е.В. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Это, в свою очередь, определяет её право на положительное разрешение инициированного истицей перед ответчиком ДД.ММ.ГГГГ вопроса о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера (ст.ст. 17, 18 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Судебная защита пенсионных прав граждан осуществляется в исковом порядке. Возложение на ответчика испрошенной Комаровой Е.В. обязанности по соответствующему зачету спорного периода и проведению перерасчета пенсии является вытекающим из действующего законодательства и достаточным способом восстановления умаленного права истицы. Сопутствующее признание действий (решений) пенсионного органа незаконными, на чем также настаивает Комарова Е.В., самостоятельным способом защиты пенсионных прав в суде не является, поскольку непосредственно к их восстановлению объективно привести не может. Такая оценка – лишь элемент правового анализа судом этих действий (решений) в составе комплекса юридически значимых обстоятельства самого пенсионного спора. Как следствие, в части иска об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) об отказе в перерасчете пенсии надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Комаровой Е.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) и Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о включении периодов работы в стаж и перерасчете пенсии удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) произвести Комаровой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, учтя в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца.
СудьяК.Л.Мамонов