Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-12/2012 от 10.02.2012

Дело № 11- 12/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2012 года                                                         г. Кемь Республика Карелия

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

Председательствующего судьи Блаженовой Т.М.,

с участием помощника прокурора Едоковой Н.А.,

при секретаре Бахур Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» на решение мирового судьи судебного участка Кемского района республики Карелия <данные изъяты> от 21 декабря 2011 года по иску прокурора Кемского района в интересах Кулешовой Г.Д. к Государственному казенному учреждению социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о взыскании компенсации на установку и ремонт зубных протезов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кемского района обратился в суд в интересах Кулешовой Г.Д. с заявлением к Государственному казенному учреждению социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» (далее Центр социальной работы) по тем основаниям, что Кулешова Г.Д. является ветераном труда РК. Для изготовления и установки зубных протезов Кулешова Г.Д. обратилась к стоматологу - протезисту <данные изъяты> за оказанные услуги заплатила <данные изъяты>. Кулешова Г.Д. обратилась с заявлением в Центр социальной работы с целью возмещения понесенных расходов на зубопротезирование. 30.11.2011 года получила отказ на получение мер социальной поддержки, так как меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию, ей как инвалиду. Прокурор находит данный отказ неправомерным и просит взыскать с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» в пользу Кулешовой Г.Д. в счет компенсации на установку и ремонт зубных протезов денежную сумму <данные изъяты>.

Решением мирового судьи исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» ставится вопрос об отмене судебного решения с вынесением нового решения, так как Кулешова Г.Д. одновременно относится к нескольким категориям граждан, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки: ветераном труда с ДД.ММ.ГГГГ и инвалидом третьей группы с ДД.ММ.ГГГГ. Лицам, имеющим одновременно право на получение мер социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору получателя. Кулешова Г.Д. числится в Федеральном реестре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и является получателем ежемесячной денежной выплаты, как инвалид третьей группы. С 1 января 2005 года гражданам относящимся к категории «инвалиды» часть льгот заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), в сумму которой входит компенсация на изготовление и ремонт зубных протезов. Поэтому граждане, относящиеся к категории инвалидов, оплачивают услуги по зубопротезированию самостоятельно. Считают вывод мирового судьи о наличие у истицы права на получение льготы по зубопротезированию как ветеран труда ошибочным, основанным на неправильном толковании законодательства в социальной сфере.

Представитель ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» по доверенности Блинов В.Л. в судебном заседании поддержал жалобу, по указанным в ней основаниям, дополнил, что суд не учел, что сам факт получения ЕДВ через отделение Пенсионного фонда является основанием для отказа истцу в предоставлении социальной поддержки, как ветерану труда. Частичное пользование социальной поддержкой ветеранами труда не предусмотрено. В случае, если гражданин, имеющий группу инвалидности, получает какие - либо меры социальной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, то он уже не имеет право на социальную поддержку как ветеран труда по законодательству Республики Карелия. По действующему законодательству меры социальной поддержки выгоднее получать по льготной категории инвалиды: это и ЕДВ в большем размере, это и 50% оплаты жилого помещения и коммунальных услуг без ограничения потребления специальными нормативами, это и социальный пакет, который может быть заменен денежной выплатой и многое другое. Все это в своей совокупности позволяет компенсировать инвалидам отсутствии льгот по зубопротезированию. Кроме того, отдельным гражданам из числа инвалидов в рамках индивидуальной программы реабилитации за счет средств Фонда социального страхования могут быть бесплатно изготовлены и установлены зубные протезы. По Федеральному перечню реабилитационных мероприятий к техническим средствам реабилитации отнесены протезные изделия, а значит и зубные протезы тоже.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кемского района возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержав исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях.

Истец Кулещова Г.Д. в судебное заседание не явилась, поступила телефонограмма о рассмотрении дела в ее отсутствие, в представленных возражениях решение мирового судьи считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Так как она является ветераном труда и в соответствии с законом имеет право на социальную поддержку в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов. С ДД.ММ.ГГГГ ей установлена инвалидность 3 группы по общему заболеванию, она получает ежемесячную денежную выплату. Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами не предусматривает обеспечение зубными протезами.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Установлено, что Кулешова Г.Д. является ветераном труда, имеет права и льготы, на условиях и в порядке, предусмотренном ст.22 и 23 Федерального закона «О Ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ.

Также, Кулешова Г.Д. является инвалидом 3 группы по общему заболеванию с ДД.ММ.ГГГГ и имеет права и льготы, предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Кулешовой Г.Д. в <данные изъяты>» была оказана услуга по зубопротезированию в виде изготовления двух съемных протезов и четыре литка на общую сумму <данные изъяты>, что подтверждается Договором на оказание платных медицинских услуг от 12.11.2011 года, квитанцией от 12.11.2011 года об оплате услуг.

Кулешова Г.Д., как ветеран труда, обратилась в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» с заявлением о возмещении понесенных расходов. Однако, ответчиком было отказано в возмещении таких расходов по тем основаниям, что она является также инвалидом 3 группы, получает ежемесячную денежную выплату, в связи с чем не имеет права на получение еще одной меры социальной поддержки.

Согласно статье 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Карелия. По этому кругу вопросов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 4, пункт 2 статьи 41 Конституции Республики Карелия).

На основании ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» настоящий Закон регулирует правоотношения по социальной поддержке определенной категории граждан, в том числе согласно пунктов 1 и 2 ветеранов труда.

Частью 1 ст. 3 данного Закона предусмотрена социальная поддержка граждан, указанных в пунктах 1,2,4-9 статьи 2 настоящего Закона осуществляемая наряду с другими мерами, также в виде бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов, металлокерамики, термопластов и волокнистых полимеров).

Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных данным Законом, утвержденный Постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 года № 1-П, в разделе IV связывает предоставление бесплатной услуги по зубопротезированию с наличием договора, заключенного между Центрами социальной работы и лечебно-профилактическими учреждениями, и списков, предоставляемых лечебно-профилактическими учреждениями в Центры для подтверждения права граждан на бесплатную услугу.

В силу ст. 28.1 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Сумма ежемесячной денежной выплаты с 01 января 2006 года исчисляется и выплачивается с учетом индексации суммы ежемесячной денежной выплаты и стоимости набора социальных услуг, осуществленной за период с 1 января 2005 года в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ). Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

Помимо социальной помощи, оказываемой инвалидам, в соответствии с указанным Законом по обеспечению жизнедеятельности инвалидов (медицинская помощь, образование, социально-бытовое и материальное обеспечение) предусмотрена также индивидуальная программа реабилитации инвалидов - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных; или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 24.11. 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит, как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. (ст. 10 вышеуказанного закона)

Согласно ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» техническими средствами реабилитации инвалидов являются устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами, в том числе являются протезные изделия.

Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 предусмотрены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами. Согласно данным Правилам, они не распространяют своего действия на предоставление зубных протезов.

Как следует из ст. 4 Закона РК № 827 -ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» лицам, указанным в п. 1-12 ст. 2 настоящего Закона, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований по выбору получателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

С учетом анализа правовых норм, мировой суд обоснованно пришел к выводу о том, что доказательств, подтверждающих, что единовременная денежная выплата, получаемая Кулешовой Г.Д., как инвалидом, включает в себя расходы по изготовлению и ремонту зубных протезов, ответчиком представлено не было.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, мировой судья пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральным перечнем технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду и Правилами № 240, инвалиды не обеспечиваются зубными протезами. Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ инвалидам натуральные льготы заменены ежемесячной денежной выплатой, между тем указанным законом не предусмотрена замена предоставления инвалиду реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг данной выплатой в связи с чем, требования истца обоснованны, поскольку он, как ветеран труда, вправе в соответствии со ст. 2, 4 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 года № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» обратиться к ответчику с заявлением о компенсации понесенных им расходов по оплате работ по ремонту и изготовлению зубных протезов в районе его места жительства.

Определения Конституционного суда РФ, на которые ссылается ответчик, не являются основанием для отмены решения мирового судьи, так как устанавливают, что не противоречат Конституции РФ положения законодательных актов субъектов РФ, которые устанавливают, что меры социальной поддержки ветеранам и отдельным категориям граждан (в том числе инвалидам) предоставляются при отсутствии у названных граждан права на аналогичные меры социальной поддержки в соответствии с правовыми актами Российской Федерации (и наоборот), а также не ограничивают права граждан на предоставление мер социальной поддержки по одному из оснований, если другое основание предоставление аналогичной меры социальной поддержки не предусматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что так как Кулешова Г.Д. является получателем ежемесячной денежной выплаты, как инвалид третьей группы, с ДД.ММ.ГГГГ гражданам, относящимся к категории «инвалиды» часть льгот заменена ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ), в сумму которой входит компенсация на изготовление и ремонт зубных протезов, то не может получить льготу, как ветеран труда, основаны на неправильном понимании положений материального права, регулирующего отношения между сторонами правоотношения, были предметом судебного рассмотрения в мировом суде, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.12,67 ГПК РФ, поэтому не могут служить поводом к изменению решения суда.

Нормы процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не нарушены, в связи с чем, оснований для отмены, изменения данного решения не имеется.

Принимая во внимание, что определением мирового судьи судебного участка Кемского района от 23 января 2012 года Центру социальной работы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, решение мирового судьи оставлено без изменений, на основании ст. 322,103 ГПК РФ и ст. 333.19 ч.1 п.9 НК РФ, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л:

Решение мирового судьи судебного участка Кемского района республики Карелия <данные изъяты> от 21 декабря 2011 года по иску прокурора Кемского района, действующего в интересах Кулешовой Г.Д. к Государственному казенному учреждению социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» о взыскании компенсации на установку и ремонт зубных протезов - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», без удовлетворения.

Взыскать с Государственного казенного учреждения социальной защиты РК «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» государственную пошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере <данные изъяты> рублей.

Определение вступает в силу со дня его принятия.

Председательствующий:                                                              Т.М. Блаженова

11-12/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кулешова Галина Даниловна
Прокурор в интересах Кулешовой Галины Даниловны
Ответчики
ГКУ СЗ "Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района"
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Блаженова Т.М.
Дело на странице суда
kemsky--kar.sudrf.ru
10.02.2012Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.02.2012Передача материалов дела судье
14.02.2012Вынесено определение о назначении судебного заседания
27.02.2012Судебное заседание
12.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2012Дело оформлено
12.03.2012Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее