Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-352/2012 ~ М-343/2012 от 31.07.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2012 года                                     пос. Игра Удмуртская Республика                                   

Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Малых Т.В.,

С участием помощника прокурора Игринского района УР Шулятьева Н.О.,

При секретаре Катариной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Игринского района УР в интересах К.А.С. о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Игринского района УР в интересах К.А.С. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Игринский район» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, указывая при этом, что в прокуратуру Игринского района обратилась К.А.С. с доводами о непредоставлении ей Администрацией МО «Игринский район» жилого помещения вне очереди. Было установлено, что родителями К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: мать- К.Н.С., отец- К.С.В., которые умерли соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. К.А.С. закрепленного жилого помещения не имеет и Администрацией МО «Игринский район» поставлена на учет для получения жилья постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. К.А.С. проживает по адресу: УР, <адрес>.

Кроме того, прокурор указывает, что согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В соответствии с ч.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории. Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район». В соответствии с ч. 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР. Согласно Закону УР от 06.07.2011 №35-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К.А.С. окончила обучение в образовательном учреждении- ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет». После окончания указанного учреждения жильем не обеспечена. В данный момент не учится, жилого помещения в собственности у К.А.С. не имеется. В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. В исковом заявлении прокурор просит судобязать Администрацию МО «Игринский район» предоставить К.А.С. жилое помещение вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 18 кв.м. в пос. Игра Игринского района УР, благоустроенное применительно к условиям пос. Игра, за счет средств бюджета УР, предоставленных на указанные цели.

Представитель прокуратуры Игринского района УР Шулятьев Н.О. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал. Также пояснил, что Администрацией МО «Игринский район» К.А.С., действительно, поставлена на учет на внеочередное получение жилья, но до настоящего времени оно ей не представлено, чем нарушены жилищные права истца.

Истец К.А.С., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась. В материалах дела от нее имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, также указано, что исковые требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.

Суд, с учетом требований ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствии.

Представитель Администрации МО «Игринский район» Чирков В.К., имеющий доверенность, в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что денежные средства на приобретение жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей поступают из бюджета субъекта РФ, то есть из бюджета Удмуртской Республики. По мере поступления денежных средств приобретается жилье. К.А.С. поставлена на учет на внеочередное получение жилья, имеет право на внеочередное получение жилого помещения, никакие права истца Администрацией МО «Игринский район» не нарушены. До настоящего времени Администрацией МО «Игринский район» жилье К.А.С. не предоставлено, в связи с недостаточным поступлением денежных средств, а также жилых помещений.

Представитель органа опеки и попечительства Чиркова В.А. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора Игринского района УР в интересах К.А.С. считает законными и обоснованными.

Суд, выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, представителя органа опеки попечительства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность.

Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Частью 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.

Данное право закреплено и в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.

Статьей 15 указанного Закона Удмуртской Республики от 06.03.2007 г. установлено, что полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделены муниципальные образования, в том числе МО «Игринский район».

Согласно п.2.1. (введенного Законом УР от 06.07.2011 №35-РЗ) Закона Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается в размере 18 квадратных метров на одно лицо из детей- сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. В случае невозможности определения места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения указанной категории лиц предоставляются (по их выбору) по месту их выявления или первичного устройства в семью опекуна, приемную семью, образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из свидетельства о рождении К.А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что ее матерью является К.Н.С., отцом- К.С.В..

Согласно свидетельствам о смерти II-НИ , I-НИ установлено, что К.С.В. умер ДД.ММ.ГГГГ, К.Н.С. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно диплому 90 СПА 0004902 следует, что К.А.С. в 2012 году окончила Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевский государственный технический университет имени <данные изъяты>, регистрационный номер 6226. Дата выдачи диплома ДД.ММ.ГГГГ. Решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ К.А.С. присвоена квалификация техник по специальности пожарная безопасность.

Согласно анкете нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) не имеющего ранее закрепленного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что местом выявления К.А.С. является Игринский район.

Из Постановления Главы Администрации МО «Игринский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.А.С., относящаяся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поставлена на учет на внеочередное получение жилой площади.

Справками, выданными Игринским филиалом ГУП «Удмуртский Республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» установлено, что владельцем частного домовладения, приватизированной квартиры (комнаты) в Игринском районе не значится.

Из справки, представленной МКП «Служба единого заказчика» следует, что жилое помещение по адресу: УР, <адрес> не находится в муниципальной собственности. К.А.С. не является нанимателем по договору социального найма на пользование жилым помещением.

Согласно информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что К.А.С. на территории Удмуртской Республики на праве собственности объекты недвижимого имущества не имеет.

Таким образом, суд, исследовав доказательства по делу в их совокупности, считает, что требования прокурора Игринского района УР, предъявленные в интересах К.А.С. подлежат удовлетворению. Администрацией МО «Игринский район» в нарушение действующего законодательства до настоящего времени жилое помещение вне очереди по договору социального найма К.А.С., как лицу из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право которой на внеочередное получение жилого помещения возникло, не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права. Какого - либо жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма истец не имеет.

Истец вправе претендовать на благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям пос. Игра УР, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 18 кв.м. вне очереди по договору социального найма, в черте пос. Игра Игринского района УР.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах К.А.С. к Администрации муниципального образования «<адрес>» о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма из муниципального жилищного фонда удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить К.А.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда в <адрес> Удмуртской Республики общей площадью не менее 18 кв. м., благоустроенное применительно к условиям <адрес> Республики, за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предоставленных на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.

Судья: Малых Т.В.

Копия верна, судья:                           Т.В. Малых.

2-352/2012 ~ М-343/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Игринского района УР в интересах Коршуновой А.С.
Коршунова Анастасия Сергеевна
Ответчики
Администрация муниципального образования "Игринский район"
Суд
Игринский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Малых Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
igrinskiy--udm.sudrf.ru
31.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.08.2012Передача материалов судье
01.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2012Судебное заседание
22.08.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее