Дело №1-1-10/2021
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
г. Козельск 17 февраля 2021 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Филиппенковой С.А. и коллегии присяжных заседателей,
с участием: государственного обвинителя – заместителя прокурора Козельского района Калужской области Спиридонова А.В.,
подсудимого Ретова А.А.,
защитника – адвоката Моташнева В.Г., представившего удостоверение №335 и ордер №038876 от 15.12.2020 года,
при секретаре судебного заседания Самохиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Ретова А.А., <данные изъяты>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Вердиктом коллегии присяжных заседателей Ретов А.А. признан виновным в том, что 18 апреля 2020 года в период с 17 часов до 19 часов 15 минут, находившийся в состоянии алкогольного опьянения Ретов А.А., из личной неприязни к С. возникшей в ходе ссоры и словесной перебранки между ними, поднял С. и вытолкнул его в открытое окно кухни квартиры, расположенной на втором этаже дома, по адресу: <адрес>. В результате С. были причинены: кровоизлияние в мягких тканях головы справа, многооскольчатый перелом правой височной кости, с повреждением твердой мозговой оболочки, с переходом на основание черепа, эпидуральное кровоизлияние в средней черепной ямке справа, субдуральное кровоизлияние в правой гемисфере, травматическое разрушение правого полушария головного мозга (затылочной, теменной и височной долей), наличие крови в системе желудочков головного мозга, ссадина на нижнем веке правого глаза; закрытый компрессионный перелом тела, дужки, без смещения, 6-го грудного позвонка и тела 7-го грудного позвонка, с кровоизлиянием в окружающие мягкие ткани; ссадины в области левого надплечья (1), на левом плече (1), в области правого надплечья (1), в области правого плечевого сустава (1), на правом плече (1), в области правого локтевого сустава (1), на правом предплечье (2), на грудной клетке справа (1), в области правого коленного сустава (1), на левой голени (1). От полученных повреждений С. умер в 17 часов 00 минут 19 апреля 2020 года в ГБУЗ Калужской области «Калужская областная клиническая больница».
Согласно заключению комиссии экспертов № от 15 сентября 2020 года, Ретов А.А. хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики не страдает (у него имеется склонность к злоупотреблению спиртными напитками, не достигшая степени зависимости) и не страдал при совершении деяния, в котором его обвиняют, и по своему психическому состоянию он мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в тот период. Во время содеянного он в каком-либо временном болезненном расстройстве психической деятельности не находился, а у него имело место состояние простого алкогольного опьянения (на это указывают факт употребления алкоголя перед правонарушением, последовательность, целенаправленность его действий, при сохранности ориентировки в окружающей обстановке и отсутствии при этом бреда, галлюцинаций, симптомов расстроенного сознания и иных психопатологических расстройств). В применении принудительных мер медицинского характера, предусмотренных ст.ст.97-104 УК РФ, Ретов А.А. не нуждается. (Том 4 л.д. 158-162)
Оснований сомневаться в правильности выводов экспертов не имеется. Оно составлено лицами, имеющими длительный стаж экспертной работы и являющимися экспертами высшей категории. Исследованию экспертов подверглись все стороны личности Ретова А.А., включая особенности его характера и поведенческие наклонности.
С учетом данных о личности подсудимого и его поведении в судебном заседании, выводов судебно-психиатрической экспертизы, суд признает Ретова А.А. вменяемым в отношении содеянного.
Исходя из установленных вердиктом коллегии присяжных заседателей обстоятельств уголовного дела, действия Ретова А.А. суд квалифицирует по ч. 1 ст. 105 УК РФ - как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Как установлено вердиктом, Ретов А.А. поднял С. и вытолкнул его в открытое окно второго этажа жилого дома. От полученных повреждений С. умер.
Таким образом, характер и направленность действий Ретова А.А., признанных доказанными присяжными заседателями, свидетельствует о том, что, сбрасывая потерпевшего на бетонную отмостку дома с высоты, достаточной для того, чтобы при падении с неё человек получил травмы головы и позвоночника, повлекшие смерть, виновный осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления в результате этих действий смерти С. и не желал, но сознательно допускал такие последствия.
Вопреки доводам защитника, изложенное исключает квалификацию содеянного как причинение смерти по неосторожности, а напротив позволяет сделать вывод о совершении Ретовым А.А. убийства С. с косвенным умыслом.
При назначении наказания Ретову А.А., суд в соответствии со ст. 60 УК РФ, учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, состояние его здоровья, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
Ретов А.А. по месту жительства характеризуется посредственно, как лицо, на которое жалоб не поступало; по месту работы характеризуется положительно, как спокойный и уравновешенный человек; на учете у врачей нарколога и психиатра не состоит.
Обстоятельств, смягчающих наказание подсудимого, предусмотренных ст. 61 УК РФ судом не установлено. При назначении Ретову А.А. наказания обстоятельства, отягчающие наказание, не учитываются, так как вердиктом присяжных заседателей он признан заслуживающим снисхождения.
Исследовав и сопоставив конкретные обстоятельства совершения преступления и данные о личности подсудимого, исходя из положений ст. 43 УК РФ, согласно которым целями уголовного наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, суд полагает, что в данном случае эти цели могут быть достигнуты лишь назначением Ретову А.А. наказания в виде реального лишения свободы и не находит оснований для назначения подсудимому более мягкого наказания, поскольку это не позволит обеспечить достижение целей наказания.
Каких-либо исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а следовательно, и оснований для применения при назначении наказания Ретову А.А. положений ст. 64 УК РФ, а так же положений ст. 73 УК РФ, суд не находит.
При назначении наказания Ретову А.А. суд руководствуется требованиями ч. 1 ст. 65 УК РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность подсудимого Ретова А.А., суд считает возможным не применять к нему дополнительное наказание в виде ограничения свободы, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 105 УК РФ.
Ретов А.А. совершил преступление, которое в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории особо тяжких. С учетом фактических обстоятельств совершения подсудимым Ретовым А.А. преступления и степени его общественной опасности, суд не усматривает оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую, в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ отбывание наказания Ретову А.А. назначается в исправительной колонии строгого режима, поскольку он совершил особо тяжкое преступление и ранее не отбывал лишение свободы.
Меру пресечения Ретову А.А. до вступления приговора в законную силу необходимо оставить без изменения в виде содержания под стражей.
В ходе судебного разбирательства потерпевшей И.Д., в своих интересах и в интересах детей И.С., ДД.ММ.ГГГГ и К.С., ДД.ММ.ГГГГ, заявлен гражданский иск о взыскании с Ретова А.А. компенсации причиненного морального вреда в размере 3000000 рублей, по 1000000 рублей каждому.
Гражданский иск И.Д. к Ретову А.А. о взыскания компенсации морального вреда подлежит удовлетворению на основании ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд признает, что убийством С. его жене И.Д. и его малолетним детям И.С. и К.С. причинены тяжелые нравственные страдания, неизгладимая душевная травма и боль, невосполнимая утрата близкого человека, поэтому суд признает их исковые требования о компенсации морального вреда обоснованными.
При определении размера компенсации морального вреда, суд учитывает степень вины нарушителя, индивидуальные особенности истцов, характер нравственных страданий потерпевшей и её детей, выразившихся в переживаниях, отрицательных эмоциональных страданиях возникших в связи с потерей близкого человека - мужа и отца, требования разумности и справедливости, семейное и имущественное положение ответчика и определяет компенсацию морального вреда в размере 1000000 рублей в пользу И.Д. в размере 600000 рублей в пользу И.С., в размере 600000 рублей в пользу К.С.
Вопрос о вещественных доказательствах суд разрешает в соответствии ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 105 ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 9 ░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░. «░» ░. 3.1 ░░. 72 ░░ ░░ (░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 3 ░░░░ 2018 ░░░░ №186-░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3.3 ░░. 72 ░░ ░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 1000000 (░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 600000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 600000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ 38░30 ░░ ░ 37░31 ░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ 40░37 ░░, 37░38 ░░, 45░26 ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ 44░36 ░░ – ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. (░. 4 ░.░. 201-202).
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, - ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –