Дело № 2-5999/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Верятенова В. С. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Верятенов В.С. обратился в Петрозаводский городской суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда по Петрозаводскому городскому округу, до настоящего времени истец жильем не обеспечен. На основании вышеизложенного, Верятенов В.С. просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ему по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минина А.В., Тюртю А.А., Верятенов И.С., Верятенова Е.С.
Истец Верятенов В.С. и его представитель Домрачев А.А., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что после отчисления из детского дома, со слов бабушки истца, последнему стало известно, что он получит жилое помещение. О том, что нужно самостоятельно обращаться в какие-либо инстанции, не было известно. В дальнейшем встретил знакомую, бывшую воспитанницу детского дома, которая сообщила о получении жилого помещения, после чего обратился к ответчику, но получил отказ в предоставлении жилого помещения. Просит учесть, что жильем не обеспечен.
Третье лицо Верятенова Е.С. поддержала исковые требования истца.
Представители ответчика Администрации Петрозаводского городского округа и третьего лица Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменные отзывы на иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в действующей редакции) (далее - ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 921-ЗРК от 28.11.2005 установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными настоящим Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В судебном заседании установлено, что истец Верятенов В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивался.
Истец в настоящее время зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес>. Судом также установлено, что никакого иного жилья в собственности или на ином праве Верятенов В.С. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, информацией ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Возраст истца 26 лет. На момент первичного обращения к ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ истцу было 25 лет.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 выше названного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Юридически значимым при разрешении настоящего спора является выяснение обстоятельств о том, относится ли истец к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение и является ли он нуждающимся в получении специализированного жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, Верятенов В.С. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей. На основании постановления главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № над истцом была установлена опека, опекуном назначена его бабушка Минина А.В. Этим же постановлением за истцом была закреплена квартира по адресу: <адрес>. Квартира находилась в муниципальной собственности, истец был в ней зарегистрирован.
Постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от ДД.ММ.ГГГГ № Минина А.В. была освобождена от исполнения обязанностей опекуна, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Верятенов В.С. определен в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 4» <адрес>.
В детском доме истец находился до отчисления из состава воспитанников ДД.ММ.ГГГГ.
На момент отчисления истца существовало иное законодательное регулирование вопроса жилищных прав граждан из числа вышеуказанной категории, в частности, на учет как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма принимались граждане, не имеющие закрепленного жилья. Истец к таким гражданам в то время не относился.
С 01.01.2013 вступил в силу ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Фактически закон расширил категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. В том числе, в настоящее время закон допускает предоставление жилого помещения соответствующей категории граждан, если установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении.
Истец до достижения возраста 23 лет самостоятельно не обращался с заявлением в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для обеспечения жильем. При этом включение в список детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жильем носит заявительный характер.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым истец не обратился в компетентные органы с заявлением о постановке на учет с целью предоставления ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 23 лет, Верятенов В.С. не представил. Таковыми суд не может признать отсутствие информации у истца о порядке принятия на учет, получение неточной информации от своей бабушки, которая убеждала его, что жилое помещение истец должен получить.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
На основании изложенного, истцом утрачено право на меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В удовлетворении иска истцу суд полностью отказывает. Правового значения в настоящее время факт обеспеченности истца жилым помещением уже не имеет.
На основании статьи 98 ГПК РФ судебные расходы истца возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Верятенова В. С. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 19.10.2018.