№ 2-2022/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Капановой Г.Г.
с участием истца Смагиной Л.В.
представителя истцов по ордерам Булавина И.В.
представителя ответчика по доверенности Сафоновой А.Ю.
представителя третьего лица по доверенности Юсифова Р.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухорукова Владимира Викторовича к Администрации ГО г. Воронежа о предоставлении жилого помещения, и по иску Смагиной Людмилы Викторовны и Хорошилова Владислава Александровича к Администрации ГО г. Воронеж о предоставлении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску Смагиной Л.В. и Хорошилова В.А. об обязанииАдминистрацию городского округа г. Воронеж предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Воронежа, в черте населенного пункта Коминтерновского, Центрального, Ленинского районов города Воронежа, равнозначное по общей площади:Смагиной Людмиле Викторовне с сыном Смагиным Романом Константиновичем ранее занимаемому жилому помещению в виде 2-х комнатной квартиры, площадью не менее 50 кв.м., включив в договор социального найма в качестве члена семьи Смагина Романа Константиновича, Хорошилову Владиславу Александровичу - в виде отдельной 1-комнатной квартиры площадью 36 кв.м., обязать ответчика заключить отдельный договор социального найма на предоставляемое жилое помещение с ХорошиловымВладиславом Александровичем и по иску Сухорукова В.В. к Администрации ГО г. Воронеж обяобязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Воронежа, соответствующее ранее занимаемому жилому помещению в виде 1-комнатной квартиры, площадью 36 кв.м., в черте населенного пункта Коминтерновского, Центрального, Ленинского районов города Воронежа, и обязании заключить договор социального найма на предоставляемое жилое помещение, по тем основаниям, что истцы проживают в аварийном жилье, состоят на учете как малоимущие, являются инвалидами в силу заболевания, наличие которого дает право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В судебном заседании истец Смагина Л.В., ее представитель по ордеру Булавин И.В., пояснили изложенное, требования поддержали.
Истец Сухоруков В.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Сухорукова В.В. по доверенности Смагина Л.В. и по ордеру Булавин И.В. пояснилиизложенное, требования поддержали.
Истец Хорошилов В.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Третье лицо Смагин Р.К. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. в судебном заседании просила в исках отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Управления жилищных отношений Администрации ГО г. Воронеж по доверенности Матвеева А.Н. в судебном заседании (до объявленного перерыва) просила в удовлетворении исков отказать.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Нурчкова И.Н. (до перерыва) полагала необходимым в иске отказать и по доверенности Юсифов Р.Н. (после перерыва) полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просил рассматривать дело в его отсутствие, в части удовлетворения исков полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Правительства Воронежской области по доверенности Никитинская М.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, ранее в судебном заседании считала необходимым в исках отказать.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрив жилищное дело истцов, обозрив гражданские дела, рассмотренные Коминтерновским районным судом г. Воронежа, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека: заявитель - Смагина Людмила Викторовна, сын - Смагин Роман Константинович, сын - Хорошилов Владислав Александрович, брат - Сухоруков Владимир Викторович состоит на учете граждан в качестве нуждающихся по списку малоимущих граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, с 19.04.2012 - даты подачи заявления.
Распоряжением управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 10.05.2012 № 803 семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека (она, сын, сын, брат), признана малоимущей в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 72-03 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорамсоциального найма в Воронежской области» орган местного самоуправления проводит переоценку размера доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет, в целях периодического повторного подтверждения их статуса как малоимущих и их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не реже одного раза в пять лет, а также непосредственно перед заключением договора социального найма, если в текущем году переоценка размера доходов истоимости имущества граждан не проводилась.
Приказом УЖО АГО от 18.11.2016 г. № 2033 семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека (она, сын, сын, брат), признана малоимущей в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда в целях периодического повторного подтверждения их статуса сроком на 5 лет с 27.10.2016 года.
Номер очереди на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма - №
Согласно предоставленным документам Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В. страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, требующих обязательного диспансерного наблюдения, являются инвалидами. Заболевания, которыми страдают Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В., подходят под перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (действовавшее до 01.01.2018 года), и (в настоящее время) перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н «Обутверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Обутверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (действовавшему до 01.01.2018 года) и приказу Минздрава РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н «Обутверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В. имеют право на дополнительную площадь.
На основании справок №№ 2694, 2695 от 10.12.2015, № 1683 от 05.07.2016 полученных из <данные изъяты>» Смагина Л.В., Хорошилов В.В., Сухоруков В.В. включены в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством (по характеру заболевания).
В настоящее время порядковый номер семьи Смагиной Л.В в указанном списке - №
В силу ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Определение категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке, при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого чалена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъектаРоссийской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно части 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления, наличие же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в свою очередь инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР действовавшим до 1 марта 2005 года и ЖК РФ.
Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении вне очереди, помещений, гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет особенности реализации их жилищных прав и не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В данном случае, предоставление Администрацией городского округа жилых помещений истцам не нарушает прав ответчика, который, возмещает свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта РФ.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома;2) квартира, часть квартиры;3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Исходя из положений ст. 58 ЖК РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Смагиной Л.В., Сухорукова В.В. и Хорошилова В.А. о предоставлении им благоустроенных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящимся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь, и заключении договоров социального найма.
Доводы истцом о необходимости предоставления им отдельных квартир в определенных районах Воронежа не соответствуют требованиям законодательства.
Верховным Судом Российской Федерации (определения судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 41-КГ16-14, от 15 ноября 2016 г. N 59-КГ16-23 и другие) отмечалось, что имеющий соответствующее заболевание член семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядкепо договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому обеспечение жильем данного гражданина и членов его семьи должно осуществляться в порядке общей очереди. При этом указывалось, что предоставление жилого помещения такой семье жилого помещения во внеочередном порядке будет противоречить положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан. К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относятся только истцы. Иные члены семьи Смагиной Л.В., в частности Смагин Р.К., таким правом не обладают, в связи с чем суд считает довод Смагиной Л.В. о необходимости во внеочередном порядке обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма с учетом Смагина Р.К., противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также суд не может принять во внимание доводы истцом о необходимости предоставления им жилья взамен признанного непригодным для проживания.
Действительно, истцы и третье лицо зарегистрированы в <адрес>, дом не находился в муниципальной собственности, относился к индивидуальному жилищному фонду. В 1997 году признал непригодным для проживания в связи с полным разрушением.
В указанных истцами квартирах <адрес>, признанного в 2013 года аварийным и подлежащим сносу, члены семьи Смагиной Л.В. не зарегистрированы, проживают самовольно.
Решениями Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 15.09.2006 г. (2-536/06), от 09.04.2012 г. (2-198/12), от 25.04.2012 года (2-260/12), вступившими в законную силу, оцениваемыми судом по правилам ст. 61 ГПК РФ, установлено, что ЖК РСФСР не устанавливал обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилья гражданам взамен признанных непригодными для проживания помещений индивидуального жилищного фонда (<адрес>). Помещения в <адрес> заселены членами семьи Смагиной самовольно. В связи с чем они подлежат выселению из квартир в указанном доме без предоставления иного жилого помещения.
Таким образом, требования истцов о предоставлении им квартир площадью не менее занимаемых по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Сухорукову Владимиру Викторовичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж заключить с Сухоруковым Владимиром Викторовичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Смагиной Людмиле Викторовне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Хорошилову Владиславу Александровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж заключить с Хорошиловым Владиславом Александровичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
В остальной части исков отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 03.10.2018 года.
№ 2-2022/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года Центрального районный суд г. Воронежа в составе
председательствующего судьи Васиной В.Е.
при секретаре Капановой Г.Г.
с участием истца Смагиной Л.В.
представителя истцов по ордерам Булавина И.В.
представителя ответчика по доверенности Сафоновой А.Ю.
представителя третьего лица по доверенности Юсифова Р.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухорукова Владимира Викторовича к Администрации ГО г. Воронежа о предоставлении жилого помещения, и по иску Смагиной Людмилы Викторовны и Хорошилова Владислава Александровича к Администрации ГО г. Воронеж о предоставлении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
В производстве суда имеется гражданское дело по иску Смагиной Л.В. и Хорошилова В.А. об обязанииАдминистрацию городского округа г. Воронеж предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Воронежа, в черте населенного пункта Коминтерновского, Центрального, Ленинского районов города Воронежа, равнозначное по общей площади:Смагиной Людмиле Викторовне с сыном Смагиным Романом Константиновичем ранее занимаемому жилому помещению в виде 2-х комнатной квартиры, площадью не менее 50 кв.м., включив в договор социального найма в качестве члена семьи Смагина Романа Константиновича, Хорошилову Владиславу Александровичу - в виде отдельной 1-комнатной квартиры площадью 36 кв.м., обязать ответчика заключить отдельный договор социального найма на предоставляемое жилое помещение с ХорошиловымВладиславом Александровичем и по иску Сухорукова В.В. к Администрации ГО г. Воронеж обяобязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта г. Воронежа, соответствующее ранее занимаемому жилому помещению в виде 1-комнатной квартиры, площадью 36 кв.м., в черте населенного пункта Коминтерновского, Центрального, Ленинского районов города Воронежа, и обязании заключить договор социального найма на предоставляемое жилое помещение, по тем основаниям, что истцы проживают в аварийном жилье, состоят на учете как малоимущие, являются инвалидами в силу заболевания, наличие которого дает право на внеочередное предоставление жилого помещения.
В судебном заседании истец Смагина Л.В., ее представитель по ордеру Булавин И.В., пояснили изложенное, требования поддержали.
Истец Сухоруков В.В. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
В судебном заседании представители истца Сухорукова В.В. по доверенности Смагина Л.В. и по ордеру Булавин И.В. пояснилиизложенное, требования поддержали.
Истец Хорошилов В.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Третье лицо Смагин Р.К. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просит рассматривать дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. в судебном заседании просила в исках отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Управления жилищных отношений Администрации ГО г. Воронеж по доверенности Матвеева А.Н. в судебном заседании (до объявленного перерыва) просила в удовлетворении исков отказать.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты Воронежской области по доверенности Нурчкова И.Н. (до перерыва) полагала необходимым в иске отказать и по доверенности Юсифов Р.Н. (после перерыва) полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Департамента строительной политики Воронежской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, просил рассматривать дело в его отсутствие, в части удовлетворения исков полагался на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Правительства Воронежской области по доверенности Никитинская М.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, ранее в судебном заседании считала необходимым в исках отказать.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обозрив жилищное дело истцов, обозрив гражданские дела, рассмотренные Коминтерновским районным судом г. Воронежа, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека: заявитель - Смагина Людмила Викторовна, сын - Смагин Роман Константинович, сын - Хорошилов Владислав Александрович, брат - Сухоруков Владимир Викторович состоит на учете граждан в качестве нуждающихся по списку малоимущих граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма, с 19.04.2012 - даты подачи заявления.
Распоряжением управы Коминтерновского района городского округа город Воронеж от 10.05.2012 № 803 семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека (она, сын, сын, брат), признана малоимущей в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.11.2005 № 72-03 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорамсоциального найма в Воронежской области» орган местного самоуправления проводит переоценку размера доходов и стоимости имущества граждан, принятых на учет, в целях периодического повторного подтверждения их статуса как малоимущих и их прав на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не реже одного раза в пять лет, а также непосредственно перед заключением договора социального найма, если в текущем году переоценка размера доходов истоимости имущества граждан не проводилась.
Приказом УЖО АГО от 18.11.2016 г. № 2033 семья Смагиной Л.В. составом семьи 4 человека (она, сын, сын, брат), признана малоимущей в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда в целях периодического повторного подтверждения их статуса сроком на 5 лет с 27.10.2016 года.
Номер очереди на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма - №
Согласно предоставленным документам Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В. страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, требующих обязательного диспансерного наблюдения, являются инвалидами. Заболевания, которыми страдают Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В., подходят под перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (действовавшее до 01.01.2018 года), и (в настоящее время) перечень заболеваний, утвержденный приказом Минздрава РФ от 29 ноября 2012 г. N 987н «Обутверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Кроме того, согласно постановлению Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Обутверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» (действовавшему до 01.01.2018 года) и приказу Минздрава РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н «Обутверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» Смагина Л.В., Хорошилов В.А., Сухоруков В.В. имеют право на дополнительную площадь.
На основании справок №№ 2694, 2695 от 10.12.2015, № 1683 от 05.07.2016 полученных из <данные изъяты>» Смагина Л.В., Хорошилов В.В., Сухоруков В.В. включены в список граждан имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в случаях, установленных действующим законодательством (по характеру заболевания).
В настоящее время порядковый номер семьи Смагиной Л.В в указанном списке - №
В силу ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Определение категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке, при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого чалена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2), жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъектаРоссийской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).
Согласно части 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления, наличие же специального закона, соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно статье 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем для отдельных категории граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительстве Российской Федерации перечне.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный Кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 данного закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органамгосударственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, в свою очередь инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР действовавшим до 1 марта 2005 года и ЖК РФ.
Федеральный закон от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация и содержание муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципального образования может находиться, в частности жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении вне очереди, помещений, гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет особенности реализации их жилищных прав и не возлагает дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
В данном случае, предоставление Администрацией городского округа жилых помещений истцам не нарушает прав ответчика, который, возмещает свои затраты за счет трансфертов из бюджета субъекта РФ.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:1) жилой дом, часть жилого дома;2) квартира, часть квартиры;3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Исходя из положений ст. 58 ЖК РФ, при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. Жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Смагиной Л.В., Сухорукова В.В. и Хорошилова В.А. о предоставлении им благоустроенных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания граждан, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящимся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь, и заключении договоров социального найма.
Доводы истцом о необходимости предоставления им отдельных квартир в определенных районах Воронежа не соответствуют требованиям законодательства.
Верховным Судом Российской Федерации (определения судебной коллеги по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 41-КГ16-14, от 15 ноября 2016 г. N 59-КГ16-23 и другие) отмечалось, что имеющий соответствующее заболевание член семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядкепо договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи гражданина, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому обеспечение жильем данного гражданина и членов его семьи должно осуществляться в порядке общей очереди. При этом указывалось, что предоставление жилого помещения такой семье жилого помещения во внеочередном порядке будет противоречить положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан. К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относятся только истцы. Иные члены семьи Смагиной Л.В., в частности Смагин Р.К., таким правом не обладают, в связи с чем суд считает довод Смагиной Л.В. о необходимости во внеочередном порядке обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма с учетом Смагина Р.К., противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Также суд не может принять во внимание доводы истцом о необходимости предоставления им жилья взамен признанного непригодным для проживания.
Действительно, истцы и третье лицо зарегистрированы в <адрес>, дом не находился в муниципальной собственности, относился к индивидуальному жилищному фонду. В 1997 году признал непригодным для проживания в связи с полным разрушением.
В указанных истцами квартирах <адрес>, признанного в 2013 года аварийным и подлежащим сносу, члены семьи Смагиной Л.В. не зарегистрированы, проживают самовольно.
Решениями Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 15.09.2006 г. (2-536/06), от 09.04.2012 г. (2-198/12), от 25.04.2012 года (2-260/12), вступившими в законную силу, оцениваемыми судом по правилам ст. 61 ГПК РФ, установлено, что ЖК РСФСР не устанавливал обязанности органа местного самоуправления по предоставлению жилья гражданам взамен признанных непригодными для проживания помещений индивидуального жилищного фонда (<адрес>). Помещения в <адрес> заселены членами семьи Смагиной самовольно. В связи с чем они подлежат выселению из квартир в указанном доме без предоставления иного жилого помещения.
Таким образом, требования истцов о предоставлении им квартир площадью не менее занимаемых по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Сухорукову Владимиру Викторовичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж заключить с Сухоруковым Владимиром Викторовичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Смагиной Людмиле Викторовне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Хорошилову Владиславу Александровичу по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу город Воронеж, находящееся в границах городского округа город Воронеж, с учетом права на дополнительную площадь.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж заключить с Хорошиловым Владиславом Александровичем договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
В остальной части исков отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Васина В.Е.
Решение суда изготовлено в окончательной форме 03.10.2018 года.