Дело № 12-15/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2017 г. г. Лермонтов
Судья Лермонтовского городского суда Ставропольского края Курдубанов Ю.В.
при секретаре Диговой М.М.
с участием:
защитников лица, привлекаемого к административной ответственности МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, - Луканиной Т.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (длаее Росприроднадзора) по Северо-Кавказскому федеральному округу - Панахно М.В. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП «Горводоканал» г. Лермонтова на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора З.А.В. № МУП «Горводоканал» г. Лермонтова признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб., за то, что в процессе производственной деятельности МУП «Горводоканал» образуются отходы производства и потребления, всего 29 наименований, в том числе:
<данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
Отходы, образованные в процессе производства и потребления, МУП «Горводоканал» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № передает МУП «Управление жилищно-коммунальное хозяйство» и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №/Л ЭТ <данные изъяты> В 2016 г. МУП «Горводоканал» г. Лермонтова передало отходы <данные изъяты> об этом свидетельствуют акты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. МУП «Горводоканал», располагает паспортами отходов. Вместе с тем, должностные лица МУП «Горводоканал», которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не имеют обучения в области обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». МУП «Горводоканал» г. Лермонтова не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В связи с чем, юридическим лицом нарушены ст. 15, 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказ Минприроды России от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
МУП «Горводоканал» г. Лермонтова обратилось в суд с жалобой на данное постановление, считая его незаконным, сославшись на то, что Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу во исполнение пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» г. Лермонтова (далее - Предприятие, Заявитель). По результатам проверки в отношении Предприятия было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб. за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ. Согласно постановлению основными причинам и; повлекшими привлечение к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ явились отсутствие, обучения в области обращения с отходами должностных лиц предприятия и учета образовавшихся, утилизированных и размещенных отходов. Так, согласно абзацу 8 постановления должностные лица МУП «Горводоканал», которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности не имеют обучения в облаете обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ на должностных лиц предприятия были возложены обязанности по сбору и временному хранению. Деятельность, же которая ведется на предприятии в отношении отходов по определению федерального закона № 89-ФЗ подпадает лишь под накопление, то есть, указанным приказом должностные лица не были допущены к транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, поскольку данная деятельность на предприятии не ведется. Согласно абзацу 9 постановления на предприятии не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В действительности данные учета в области обращения с отходами ведется на предприятии должностными лицами, назначенными с января 2017 года в электронном виде, в соответствие с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 721 от 01.09.2011 г. В абзаце 15 постановления указано о превышении концентрата азота аммонийного в почвах, что подтверждено результатами лабораторного исследования образцов почвы (протокол испытаний (измерений) почв № от ДД.ММ.ГГГГ). В действительности никакого лабораторного исследования почвы не производилось, протокол испытаний также отсутствует. Помимо изложенного, Департамент указывает, что на предприятии утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, имеются паспорта отходов. Отходы, образованные в процессе производства и потребления передаются на основании договоров специализированным организациям. Выявленные правонарушения, а именно, отсутствие обучения, не привели к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, угрозе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, к причинению имущественного ущерба. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Статьей 23.1 КоАП РФ предусмотрен перечень статей, дела об административных правонарушениях по которым подлежат рассмотрению судьями. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 КоАП РФ, согласно которым к компетенции судей отнесены дела, перечисленные в части 1 статьи 23.1 КоАП РФ, учитывая при этом следующее: судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию; дела об иных правонарушениях, отнесенных к компетенции судей (части 1 и 2 статьи 23.1 КоАП РФ) и не указанных в абзацах четвертом и пятом части 3 статьи -23.1 КоАП РФ - подсудны судьям судов общей юрисдикции независимо от характера административного правонарушения и статуса лица, привлекаемого к ответственности (в том числе дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами, а также гражданами, являющимися индивидуальными предпринимателями); при определении подсудности необходимо также, учитывать закрепленные в статье 29.5 КоАП РФ правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части первой этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения: если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении МУП «Горводоканал», по доверенности Луканина Т.В. просила удовлетворить жалобу по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании представитель Департамента Росприроднадзора по доверенности Панахно М.В. просила отказать в удовлетворении жалобы по тем основаниям, что Департаментом Росприроднадзора во исполнении пункта 1 перечня поручений Председателя Правительства РФ Медведева Д.А. от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/ВП/1) была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» г. Лермонтова. В процессе производственной деятельности МУП «Горводоканал» города Лермонтова образуются отходы производства и потребления, всего 29 наименований, в том числе:
<данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
Отходы образованные в процессе производства и потребления МУП «Горводоканал» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № передает МУП «Управление жилищно-коммунальное хозяйство» и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №/Л ЭТ <данные изъяты> В ДД.ММ.ГГГГ г. МУП «Горводоканал» г. Лермонтова передало отходы <данные изъяты> об этом свидетельствуют акты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №. У МУП «Горводоканал» г. Лермонтова имеются паспорта отходов. Должностные лица МУП «Горводоканал», которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не имеют обучения в области обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». МУП «Горводоканал» г. Лермонтова не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В соответствии с вышеизложенным, юридическим лицом нарушены ст. 15, 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказ Минприроды России от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного административного правонарушения являются, в том числе юридические лица, несоблюдающие экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. Заявитель приводит довод о том, что согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № на должностных лиц предприятия были возложены обязанности по сбору и временному хранению отходов, т.е. указанные в приказе должностные лица не были допущены к транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, так как такая деятельность на предприятии не ведется. В силу статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. В силу статьи 15 Закона N 89-ФЗ профессиональная квалификация лица, допущенного к обращению с опасными отходами, может быть подтверждена только соответствующим свидетельством (сертификатом). При этом, исходя из смысла данной нормы, получение свидетельства (сертификата) должно предшествовать допуску лица к осуществлению деятельности по обращению с отходами. В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Таким образом, сбор и накопление отходов является деятельностью по обращению с отходами, которая должна осуществляться должностными лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова с соблюдением требований ст. 15 Закона № 89-ФЗ. Из материалов административного дела следует, что должностные лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, допущенные к обращению с отходами, не имеют обучения в области обращения с отходами. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок ведения учета в области обращения с отходами определен приказом Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», в соответствии с которым:
- учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (п.5 Порядка учета);
- данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде.
При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета оформляются в письменном виде (абз. 1 п. 6 Порядка учета);
- оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку учета);
- индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течении срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно п. 21 Порядка учета, таблицы данных учета и учетные документы хранятся индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в электронном и/или письменном виде в течение пяти лет. МУП «Горводоканал» г. Лермонтова при проведении проверки не представило данные учета в области обращения с отходами, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №/ВП/1, который подписан лично С.Р.С. Довод заявителя о малозначительности правонарушения несостоятелен. Согласно статье 2.9 КоАП РФ, освобождение лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения является прерогативой органа, должностного лица, осуществляющего первоначальное привлечение к ответственности. Применение критерия малозначительности для освобождения лица от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью соответствующего органа (должностного лица). Считаем, что несоблюдение и нарушение требований нормативных правовых актов, касающихся вопросов экологии, охраны окружающей среды и санитарно- эпидемиологического благополучия населения не может быть отнесено к малозначительным правонарушениям. Необходимо учесть, что рассматривается вопрос о признании МУП «Горводоканал» г. Лермонтова несостоятельным (банкротом). Однако в момент проведения проверки МУП «Горводоканал» г. Лермонтова проводит работу в штатном режиме, также об этом свидетельствует письмо межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что МУП «Горводоканал» г. Лермонтова в период ДД.ММ.ГГГГ осуществляло производственную деятельность. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, не установлено и предприятием не представлено. Таким образом, Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № было вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, а виновное лицо правомерно привлечено к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы МУП «Горводоканал», с учетом возражений представителя Департамента Росприроднадзора, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствие с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Как видно из дела, Департаментом Росприроднадзора на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, с 20 марта по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении МУП «Горводоканал» г. Лермонтова. В ходе которой было установлено, что у МУП «Горводоканал» г. Лермонтова утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ В процессе производственной деятельности МУП «Горводоканал» г. Лермонтова образуются отходы производства и потребления, всего 29 наименований, в том числе:
<данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
- <данные изъяты>
Отходы образованные в процессе производства и потребления МУП «Горводоканал» г. Лермонтова на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № передает МУП «Управление жилищно-коммунальное хозяйство» и на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ №/Л ЭТ <данные изъяты>
В 2016 г. МУП «Горводоканал» г. Лермонтова передало отходы <данные изъяты> об этом свидетельствуют акты от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
МУП «Горводоканал» г. Лермонтова имеет свои паспорта отходов.
В результате проверки Департаментом Росприроднадзора было выявлено, что должностные лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности не имеют обучения в области обращения с отходами, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», кроме того МУП «Горводоканал» г. Лермонтова не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением требований ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» и приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного специалиста - эксперта отдела надзора за водными ресурсами и охраны недр Департамента Росприроднадзора Запорожец А.В. № МУП «Горводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.,
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
В силу положений ст. 30.6 КоАП РФ проверка законности и обоснованности вынесенного постановления производится на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 данной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления на почву.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; накоплением отходов признается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Названный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В целях реализации п. 1 ст. 19 Закона N 89-ФЗ приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 г. № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами (далее - Порядок).
Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
В силу ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов РФ (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Как установлено судом и не оспаривалось защитником МУП «Горводоканал», деятельность юридического лица связана с накоплением отходов I-V класса опасности, в связи с чем, на МУП «Горводоканал» лежит обязанность по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в связи с периодическим накоплением на предприятии МУП «Горводоканал» г. Лермонтова отходов производства начальникам участков, а именно начальнику гаража Х.А.И., начальнику участка РиЭЭМО, КИПиА С.Г.Ф., технологу очистных сооружений Я.Л.Н., организовать сбор и временное хранение на вверенных территориях отходов производства,.контроль за исполнением приказа возложен на главного инженера К.В.П.
Вместе с тем, МУП «Горводоканал» в нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 15, 19 Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», должностные лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, допущенные к сбору и временному хранению производственных отходов I - IV классов опасности не имеют обучения в области обращения с отходами, кроме того не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ документов, подтверждающих подготовку должностных лиц в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, МУП «Горводоканал» представлено не было.
В связи с чем, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения нашла свое подтверждение совокупностью материалов административного дела.
Оценив установленные по делу доказательства, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется, так как факт нарушения установлен и подтверждается материалами дела. Представленные доказательства являются допустимыми, так как они получены в соответствии с требованиями закона, сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Несоблюдение МУП «Горводоканал» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника юридического лицао том, что на должностных лиц предприятия были возложены обязанности по сбору и временному хранению отходов, то есть указанные в приказе должностные лица не были допущены к транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, так как такая деятельность на предприятии не ведется, не могут быть приняты во внимание, так как в силу ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
Профессиональная квалификация лица, допущенного к обращению с опасными отходами, может быть подтверждена только соответствующим свидетельством (сертификатом). При этом, исходя из смысла данной нормы, получение свидетельства (сертификата) должно предшествовать допуску лица к осуществлению деятельности по обращению с отходами.
В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ, обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Таким образом, сбор и накопление отходов является деятельностью по обращению с отходами, которая должна осуществляться должностными лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова с соблюдением требований ст. 15 Закона № 89-ФЗ.
Из материалов административного дела следует, что должностные лица МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, допущенные к обращению с отходами, не имеют обучения в области обращения с отходами.
Обсуждая вопрос о возможности освобождения МУП «Горводоканал» г. Лермонтова от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, возможно применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, по следующим основаниям.
Как следует из норм административного права, возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В силу ст. 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Согласно разъяснений в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. В тоже время, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Действия заявителя не сопряжены ни с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, ни с бездействием в ущерб охраняемым законом правоотношениям, в связи с чем, характер и крайне незначительная степень социально-общественной опасности конкретного деяния не позволяют говорить о наличии оснований для привлечения заявителя к административной ответственности.
Таким образом, составлением материала об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ.
Применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки МУП «Горводоканал» г. Лермонтова, выявлено, что в нарушение требований ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 15, 19 Федеральный закон от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», должностные лица МУП «Горводоканал», допущенные к сбору и временному хранению производственных отходов I - IV классов опасности не имеют обучения в области обращения с отходами, кроме того не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Вместе с тем, МУП «Горводоканал» г. Лермонтова ранее к административной ответственности не привлекалось, является гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в городе Лермонтове, находится в стадии банкротства. Таким образом, осуществляемая деятельность была направлена на удовлетворение потребностей жителей города Лермонтова и является для города социально значимой.
В связи с чем, принимая во внимание все обстоятельства дела, оцениваемые с точки зрения степени социальной опасности совершенного предприятием деяния, учитывая, что совершенное правонарушение не создало угрозы причинения вреда и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, интересам общества и государства, а также учитывая конкретные обстоятельства правонарушения, хотя и формально, содержащие состав административного правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, правонарушение следует признать малозначительным и освободить юридическое лицо - МУП «Горводоканал» г. Лермонтова от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.10 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░. № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░