Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2310/2015 ~ М-1728/2015 от 14.04.2015

2-2310/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июля 2015г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Шевцовой Н.Г.

При секретаре: Шилиной А.А.

с участием прокурора: Накцевой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Комарова И.Б. о признании в части недействующим решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490»,

установил:

Комаров И.Б., с учетом уточненных требований, обратился в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия статьи 46 параграфа 7 решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части запрета осуществления жилищного строительства в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования с градостроительным регламентом СД используемых для садоводства в отношении земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>, указав, что названный нормативный акт органа местного самоуправления, устанавливая запрет на осуществление жилищного строительства в пределах границ СТ РММ «<данные изъяты>», где находится принадлежащий ему земельный участок, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства, а также законодательства о садоводческих некоммерческих объединениях граждан, и нарушает его права, как собственника земельного участка в границах упомянутой территории с расположенным на нем нежилым строением, которое он желает перевести в жилое, но Администрацией г. Смоленска ему в этом отказано со ссылкой на то, что оспариваемой нормой Правил земельный участок отнесен к зоне СД без возможности осуществления жилой застройки.

Комаров И.Б., его представитель Перзашкевич Е.Г., в судебном заседании поддержали заявленные требования по вышеизложенным доводам.

Представитель Смоленского городского Совета Артамонов Р.А., возражая против удовлетворения заявленных требований, сослался на то, что заявитель неверно трактует понятие жилищного строительства, ввиду чего оспариваемая им норма в части запрета строительства индивидуальных домов его прав не нарушает, т.к. согласно ФЗ от 15.04.1998г. №66-ФЗ на принадлежащем ему земельном участке с разрешенным использованием – для садоводства он имеет право возводить жилое строение, а не жилой дом. Заявитель возвел на своем участке строение, реализовав тем самым свое право, предусмотренное федеральным законом от 15.04.1998г., перевод нежилого строения в жилое осуществляется в ином порядке. Несоответствия ПЗЗ Генеральному плану заявителем не оспаривается, и кроме того, в соответствии с п.7.5 возможна постепенная трансформация зоны СД в жилую застройку, и для этого нужно согласие собственников участков и разработка планировки.

Представитель Администрации г.Смоленска Колосова С.Ю. указала на необоснованность заявленных требований, поддержала доводы представителя Смоленского городского Совета, также указала на то, что понятия «строение» и «индивидуальный жилой дом» - разные, и к индивидуальному жилому дому предъявляются иные требования, нежели к строению, ввиду чего в данном случае права заявителя не нарушены и заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора Накцевой И.С., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, приходит к следующему.

По правилам ч.2 ст.253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности, утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

В соответствии с п.8 ст.1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон; 3) градостроительные регламенты (ч.ч.2, 4 ст.30 ГрК РФ)

Согласно ст.33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

На основании ст.32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Исходя из положений ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

По делу установлено, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Комаров И.Б. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для садоводства, с кадастровым и нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных по <адрес> (л.д.8,9).

Как следует из объяснений представителя заявителя, решив перевести принадлежащее ему нежилое строение в жилое, Комаров И.Б. обратился в Администрацию г. Смоленска с соответствующим заявлением. Однако письмом Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в переводе со ссылкой на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденными решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета от 28.02.2007г. №490 и внесенными изменениями решением 15-й сессии IV созыва Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193, земельный участок с кадастровым относится к территориальной зоне без возможности осуществления индивидуального жилищного строительства (л.д.7).

Решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490 утверждены Правила землепользования и застройки города Смоленска, которые опубликованы в официальном издании Смоленского городского Совета – газете «Смоленские городские известия» от 23.03.2007г. за №2.

Решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» названные Правила изложены в новой редакции. Момент вступления решения в силу определен днем его официального опубликования.

Названное выше решение и приложение к нему 15.11.2010г. опубликовано в официальном издании Смоленского городского Совета, Главы города Смоленска, Администрации г.Смоленска - газете «Смоленские городские известия», от ДД.ММ.ГГГГ.

Процедура принятия изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 проверена в полном объеме вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. решением Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению Т. Ю.А., Т. Т.А., И. И.Д., Д. С.М., Д. И.В. и других граждан о признании противоречащим закону решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193, ввиду чего дополнительной проверки не требует. Правила землепользования и застройки г. Смоленска приняты в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Согласно Генерального плана г. Смоленска, утвержденного решением 32-й сессии Смоленского городского Совета 1 созыва от 22.09.1998г. №260, действующего до 2009г., территория СТ РММ «<данные изъяты>» располагалась в зоне лесов и лесопарков и зоне зеленых насаждений общего использования. В соответствии с внесенными решением Смоленского городского совета от 22.12.2009г. №1347 в Генеральный план г. Смоленска изменениями, территория СТ РММ «<данные изъяты>» располагается в зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Смоленска в редакции решения Смоленского городского Совета IV созыва от 09.11.2010г. №193 территория СТ РММ «<данные изъяты>», где находится принадлежащей заявителю участок, отнесена к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (зона, занятая объектами садоводствами) с установлением в отношении земельных участков, расположенных на данной территории градостроительного регламента СД – зоны, занятой объектами садоводства, без возможности осуществления жилищного строительства.

В силу ст.46 ПЗЗ в новой редакции градостроительный регламент данной зоны предполагает использование соответствующей территории под садоводство с формированием на ее основе зон рекреационного типа. Индивидуальное жилищное строительство на территории этой зоны не допускается.

Исходя из положений п.6 ч.1, ч.11 ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, к которым относятся участки земли, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

В соответствии с ч.ч.2-4 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон, в частности, в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Из приведенных норм земельного законодательства, толкуемых в нормативном единстве с п.9 ст.1, ч.6 ст.30, ст.36 ГрК РФ, следует, что установленный для соответствующей территориальной зоны градостроительный регламент, содержащий обязательные требования относительно видов использования соответствующих земельных участков, может существенно ограничивать право собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких участков, на осуществление их застройки, а также последующего использования объектов капитального строительства.

Как уже было отмечено, с принятием ПЗЗ в новой редакции такие ограничения для территории СТ РММ «<данные изъяты>», где находится принадлежащей заявителю участок, введены.

Абзац 2 ст.1 Федерального закона от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» определяет садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

По смыслу приведенной нормы-дефиниции упомянутые в ней жилые строения предназначаются для отдыха, при этом норма, закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует, а возможность постоянного проживания в таких строениях не предусматривается, но и не исключается.

Постановлениями Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 №7-П и от 30.06.2011г. №13-П абз.2 ст.1 упомянутого Закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.

Само право членов садоводческого некоммерческого объединения на осуществление на садовом земельном участке в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительства жилого строения закреплено в п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии с п.п.2-4 ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также определенных ГрК РФ территориальных зон.

На основании ч.2 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты, являющиеся в силу ч.2 ст.30 ГрК РФ составной частью правил землепользования и застройки, устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон.

В силу ч.ч.3, 9, 10 ст.31, п.1 ч.2 ст.33 ГрК РФ положения Правил землепользования и застройки, в том числе, относительно видов разрешенного использования земельных участков, определяемых градостроительным регламентом территориальной зоны, должны соответствовать требованиям генерального плана городского округа.

Как указывалось выше территория СТ РММ «<данные изъяты>», на который находится принадлежащий заявителю участок, согласно Генеральному плану города Смоленска находится в функциональной жилой зоне – зоне застройки индивидуальными жилыми домами коттеджного типа. Названным документом определено, что жилые зоны предназначены для размещения жилой застройки односемейными (индивидуальными) и многоквартирными жилыми домами различных типов и этажности в соответствии с параметрами, указанными в наименованиях зон. К жилым зонам относятся также территории коллективных садоводств.

Приведенные положения генерального плана полностью согласуются с нормами земельного и градостроительного законодательства, закрепленными в ч.5 ст.85 ЗК РФ, ч.ч.2-3 ст.35 ГрК РФ, согласно которым земельные участки в составе жилых зон могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Анализ приведенных выше нормативных положений и оценка фактических обстоятельств дела позволяет суду придти к выводу о том, что оспариваемое заявителем решение в части включения территории СТ РММ «<данные изъяты>» в границы территориальной зоны сельскохозяйственного использования и установления в отношении земельных участков, расположенных на территории данного товарищества, в том числе и его, градостроительного регламента СД, запрещающего осуществление на этих участках жилищного строительства, противоречит требованиям абзаца 2 ст.1, п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 15 апреля 1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», предусматривающих право граждан на застройку таких участков, принято в нарушение ст.ст.34, 36 ГрК РФ без учета существующего фактического землепользования (застройки объектами капитального строительства) и не соответствует Генеральному плану города Смоленска относительно функционального назначения соответствующей территории, также предусматривающей осуществление на ней индивидуального жилищного строительства.

При таком положении, имеются основания для признания недействующей со дня принятия статьи 46 параграфа 7 решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части запрета осуществления жилищного строительства в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования с градостроительным регламентом СД – зоны занятой объектами садоводства в отношении земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>.

При этом доводы представителей Смоленского городского Совета и Администрации г. Смоленска о том, что оспариваемая заявителем норма в части запрета строительства индивидуального дома на принадлежащем ему земельном участке его прав не нарушает, т.к. согласно ФЗ от 15.04.1998г. №66-ФЗ на принадлежащем ему земельном участке с разрешенным использованием – для садоводства он имеет право возводить жилое строение, а не жилой дом, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права. Так, перечень объектов жилищных прав перечислен в статье 15 ЖК РФ, иных объектов, кроме поименованных в этой статье, действующее законодательство не предусматривает. Исходя из этого, указанная в Федеральном законе №66-ФЗ от 15.04.1998г., возможность возведения на участке для садоводства жилого строения предусматривает возможность осуществления индивидуального жилищного строительства, при этом согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, гражданам предоставляется возможность регистрации на садовом участке. Федеральное законодательство не устанавливает прямого запрета на возведение жилого дома на садовом участке.

Несостоятельны и ссылки представителя Смоленского городского Совета на то, что заявителем не оспаривается несоответствие ПЗЗ Генеральному плану г. Смоленска, т.к. при рассмотрении и разрешении дела об оспаривании нормативно-правового акта, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, по всем имеющим значение основаниям, в том числе не указанным в заявлении (Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007г. №48, в редакции от 09.02.2012г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части).

Руководствуясь ст. ст. 197, 199, ст.253 ГПК РФ, суд

                        решил:

Признать недействующим со дня принятия статью 46 параграфа 7 решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490» в части запрета осуществления жилищного строительства в границах территориальной зоны сельскохозяйственного использования с градостроительным регламентом СД – зоны, занятой объектами садоводства в отношении земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по <адрес>.

Сообщение о настоящем принятом судебном решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Смоленского городского Совета – газете «Смоленские городские известия», в котором было официально опубликовано решение Смоленского городского Совета от 09.11.2010г. №193 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Смоленска, утвержденные решением 41-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 28.02.2007г. №490».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.



Председательствующий Н.Г.Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 08.07.2015г.

2-2310/2015 ~ М-1728/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комаров Игорь Борисович
Другие
Прокурор Ленинского района г. Смоленска
Администрация г. Смоленска
Смоленский городской Совет
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Шевцова Н.Г.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
14.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2015Передача материалов судье
17.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
03.06.2015Предварительное судебное заседание
29.06.2015Предварительное судебное заседание
07.07.2015Судебное заседание
08.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2015Дело оформлено
05.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее