РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Чита 21 ноября 2013 года
Читинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Коберского В.Ю., при секретаре Щербаковой Т.О., с участием военного прокурора – помощника военного прокурора Читинского гарнизона старшего лейтенанта юстиции Брянцева А.Н., заявителя ЕВВ., представителя командира войсковой части № Журавлевой Е.А.,, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № подполковника запаса ЕВВ об оспаривании действий командующего войсками Восточного военного округа и командира войсковой части №, связанных с исключением из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия, руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой денежной компенсации за вещевое имущество и единовременного пособия при увольнении с военной службы, а также взысканием судебных расходов,
установил:
ЕВВ. обратился в суд с заявлением в котором указал, что до 1 октября 2013 года он проходил военную службу по контракту в войсковой части №, находясь в распоряжении. На основании приказа командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № №, с которым он ознакомился ДД.ММ.ГГГГ, он был уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, и исключен из списков личного состава части с 1 октября 2013 года. При этом ему не была выплачена денежная компенсация взамен вещевого имущества, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы. Кроме этого он указал, что до момента ознакомления с указанным выше приказом он исполнял общие и специальные обязанности военнослужащего.
Не согласившись с обстоятельствами исключения из списков личного состава части с 1 октября 2013 года, ЕВВ. просил суд восстановить его нарушенные права в связи с чем признать действия командира войсковой части №, а также командующего войсками Восточного военного округа, связанные с его исключением из списков личного состава части без обеспечения всеми положенными видами довольствия незаконными, и обязать указанных должностных лиц отменить соответствующий приказ в части исключения его из списков личного состава части, и восстановить его в указанных списках до обеспечения положенными видами довольствия, выплатить компенсацию за вещевое имущество, а также единовременное пособие при увольнении с военной службы. Кроме этого он просил взыскать с ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг юриста.
В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить. При этом он пояснил, что 24 октября 2013 года ему была перечислена задолженность по денежным выплатам в виде компенсации за вещевое имущество, единовременного пособия при увольнении с военной службы и денежное содержание за один день октября 2013 года, однако предписание для убытия в военный комиссариат ему было выдано лишь 11 ноября 2013 года, а поэтому он должен быть исключен из списков личного состава части именно с этой даты.
Представитель командира войсковой части № Журавлева Е.А. в удовлетворении требований ЕВВ. просила отказать, поскольку какие-либо его права действиями командира войсковой части № затронуты не были. При этом факт несвоевременного производства заявителю денежных выплат она не отрицала.
Помощник военного прокурора Читинского гарнизона лейтенант юстиции Брянцев А.Н. считал, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению, поскольку ЕВВ. на момент исключения из списков личного состава действительно не полностью был обеспечен положенными ему видами довольствия, и продолжал исполнять обязанности военнослужащего после указанной в приказе даты исключения.
Командующий войсками Восточного военного округа и руководитель ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», а также их представителя, уведомленные судом о дате, времени и месте судебного заседания в суд не явились. Поскольку о причинах неявки они суду не сообщили и не ходатайствовали о рассмотрении дела исключительно в их присутствии, суд, в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ, полагал возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.
Таким образом выслушав доводы сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела военный суд приходит к следующему.
Так, в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд и вознаграждение за него без какой бы то ни было дискриминации.
Согласно ст.82 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года № 1495, командир (начальник) обязан обеспечивать доведение до личного состава положенного денежного и других видов довольствия.
Из п. 18, 24 приказа Министра обороны РФ от 7 мая 2008 года № 250-дсп, следует, что командир воинской части обеспечивает выплату военнослужащим в установленные сроки денежного довольствия и иных выплат, установленных законодательством Российской Федерации. При этом организует работу по обеспечению своевременной выплаты денежного довольствия и иных выплат, установленных законодательством Российской Федерации военнослужащим, начальник финансового органа распорядителя средств.
В соответствии с ч.11 ст.38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Согласно п.16 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Как усматривается из ч. 2 и 12 ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). При этом перечень дополнительных выплат, устанавливающихся военнослужащим, предусмотрен частями 13, 15, 17 - 24 и 26 (в части выплаты в иностранной валюте) указанной статьи.
Согласно ч.3 ст.3 Закона и п.140 Порядка военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.
В соответствии с п.2 ст.14 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на получение вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования денежной компенсации по перечням категорий военнослужащих в размере и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390 право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих, в мирное время имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а» - «г» и «к» пункта 1, подпунктами «а», «б» и «ж» пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.
В соответствии с п.2 и 3 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 года № 909 (в редакции от 03.09.2008 года с изменениями от 05.09.2008 года) "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" в случае невозможности обеспечения военнослужащих жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров. При этом денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Согласно выписки из приказа командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ подполковник ЕВВ. уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, а на основании приказа этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ он полагается исключенный из списков личного состава части с 1 октября 2013 года.
Вместе с тем факт исполнения ЕВВ. обязанностей военной службы после исключения из списков личного состава части был подтвержден самим заявителем, а также не отрицался и представителями командования части.
Из выписки по контракту клиента «ВТБ 24» (ЗАО) от 12 ноября 2013 года усматривается, что на банковскую карту ЕВВ. 24 октября 2013 года поступили денежные средства в размере , и соответственно.
Таким образом суд считает установленным, что при увольнении заявителя с военной службы и исключении ее в этой связи из списков личного состава части должностными лицами - командиром войсковой части №, командующим войсками Восточного военного округа и руководителем ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ права заявителя в части исключения из списков личного состава части, а также невыплаты ему денежной компенсации за вещевое имущество, единовременного пособия при увольнении с военной службы и денежного довольствия за один день октября 2013 года были нарушены, в связи с чем в этой части они подлежат восстановлению, путем изменения даты исключения ЕВВ. из списков личного состава части на момент получения им указанных денежных средств путем поступления на банковскую карту. Что же касается его требований, связанных с восстановлением в списках части до момента вручения ему предписания для убытия в военный комиссариат для постановки на воинский учет путем отмены соответствующего приказа должностного лица, то суд не усматривает таких оснований, поскольку права заявителя могут быть восстановлены без восстановления его в списках личного состава части.
Разрешая вопрос о распределении между сторонами судебных расходов по делу в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины в размере 200 рублей, суд руководствуется требованиями ст. ст. 98 ГПК РФ о распределении судебных расходов по делу пропорционально удовлетворённым и отказанным в удовлетворении судом требований, и полагает необходимым возложить их на Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр МО РФ», взыскав в пользу заявителя с указанного учреждения судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 100 рублей.
К издержкам согласно ст. 94 ГПК РФ относится также и расходы на оплату услуг представителей.
Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру без номера от 5, 11 и 12 ноября 2013 года, ЕВВ. оплатил 500, 3.000 и 1.500 рублей соответственно неизвестному лицу или неизвестной организации за составление искового заявления, а именно квитанция к приходному кассовому ордеру не содержит достаточных сведений и реквизитов об организации или индивидуальном предпринимателе. Вместе с тем, согласно ст.ст. 1, 2, 3 и 4 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», которое устанавливает порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Документ должен содержать следующие реквизиты: наименование документа, шестизначный номер и серия; наименование и организационно-правовая форма - для организации; фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя; место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности); идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ; вид услуги; стоимость услуги в денежном выражении; размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты; дата осуществления расчета и составления документа; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя); иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
В указанной связи суд полагает, что в возмещении указанных расходов заявителю следует отказать.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 98,194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд, -
решил:
Заявление ЕВВ – удовлетворить частично.
Признать действия командующего войсками Восточного военного округа, связанные с исключением ЕВВ. из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия, - незаконными.
Обязать командующего войсками Восточного военного округа внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № № в части исключения ЕВВ. из списков личного состава части, указав дату его исключения из списков личного состава войсковой части № с 24 октября 2013 года, о чем не позднее месяца со дня получения извещения о вступлении решения в законную силу сообщить в суд и заявителю.
Обязать командира войсковой части №, командующего войсками Восточного военного округа и руководителя Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» обеспечить ЕВВ. всеми положенными видами довольствия по 24 октября 2013 года включительно и выплатить ему денежное довольствие за указанный период, а также денежную компенсацию за вещевое имущество и поднаем жилого помещения о чем не позднее месяца со дня получения извещения о вступлении решения в законную силу сообщить в суд и заявителю.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ЕВВ. - отказать.
Взыскать с Федерального казённого учреждения «Единый расчётный центр Министерства обороны РФ» в пользу ЕВВ денежные средства в размере 100 рублей в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу: В.Ю. Коберский