Дело № 2-42/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Чарышская Пристань 06 февраля 2014г.
Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего федерального судьи Мартыновой Н.А.,
при секретаре Забияка Е.Л.,
с участием заместителя прокурора Усть-Пристанского района Кытмановой Е.Н., представителя ответчика Вяткина А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Восток» о возложении обязанности представить на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения,
установил:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному унитарному предприятию «Восток» (далее по тексту – МУП «Восток») о возложении обязанности представить в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, а с 01.01.2014г. – в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами ..., подготовив документы в соответствии с п.2.1, п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010г. ..., установив для этого определенный срок.
Требования мотивированы тем, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации источников водоснабжения. В ходе которой установлено, что МУП «Восток» на основании лицензии ... предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на ... участке для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ... Лицензия выдана Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ... Добыча подземных вод осуществляется с использованием одной эксплуатационной скважины ..., расположенной на ... Установлены уровни добычи на 2012-2017г.г., всего 78 м?/сут., 28 тыс. м?/год, в том числе по видам водопользования: питьевые и хозяйственно-бытовые нужды населения – 66 м?/сут., 24 тыс. м?/год; водоснабжение индивидуального животноводства – 9 м?/сут., 3 тыс. м?/год; питьевые и хозяйственно-бытовые нужды организаций – 3 м?/сут., 1 тыс. м?/год (п.4.1.2. лицензии ...). В соответствии с п.4.1.6 лицензии ... качество добываемой воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзора. Недропользователь – МУП «Восток» - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.п. «а» п.5.2 лицензии ...). МУП «Восток» получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение ... от ... на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. Однако данный проект до сих пор не утвержден. Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010г. ... (далее по тексту – Порядок). Согласно п.1.3.2, п.1.3.4 Порядка – Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и (или) хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Требования к заявлению об утверждении проекта зон санитарной охраны и прилагаемым документам установлены в п.2.1-п.2.2 порядка. Вместе с тем, в нарушении требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии МУП «Восток» не представило на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проект зон санитарной охраны. Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ... объем забора (изъятия) воды из подземных объектов МУП «Восток» за 9 месяцев 2013г. составил 3,9 тыс. м?. В связи с чем МУП «Восток» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников, который должна представить на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края. В соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013г. ... управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизовано с 01.01.2014г. путем слияния. Правопреемником реорганизуемых органов исполнительной власти Алтайского края является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края. В силу п.2.1.3 Положения о котором к его полномочиям относится утверждение в определенном Администрацией края порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях; установление границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству. Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, по мнению Алтайского межрайонного природоохранного прокурора, не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса зоны санитарной охраны, и следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны – охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что недопустимо, в связи с чем в соответствии со ст.45 ГПК РФ, ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурором предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании заместитель прокурора Усть-Пристанского района Кытманова Е.Н. исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать ответчика устранить все обнаруженные нарушения в срок до 06.04.2014г.
Представитель ответчика директор МУП «Восток» Вяткин А.Д. в судебном заседании с иском согласился, пояснил, что проект зон санитарной охраны действующего водозабора подземных вод МУП «Восток» разработан, однако на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, а также в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края не представлен, что планируется сделать в дальнейшем.
Третье лицо Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, надлежаще извещенное о времени и месте заседания, представителя в суд не направило, каких-либо сообщений не поступило, о причинах неявки представителя не сообщило, об отложении не просило.
Третье лицо Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в ..., ..., ..., ..., ..., ... и ... районах представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте его проведения был надлежаще извещен, в письменном заявлении и.о.начальника Гулай С.В. просил дело рассмотреть в отсутствии их представителя, исковые требования прокурора поддерживает.
На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно лицензии ..., выданной Управлением по недропользованию по Алтайскому краю ..., МУП «Восток» предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи питьевых подземных вод одиночными скважинами на Беловообском участке для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ...
Добыча подземных вод осуществляется с использованием одной эксплуатационной скважины ..., расположенной на южной окраине ... Установлены уровни добычи на 2012-2017г.г., всего 78 м?/сут., 28 тыс. м?/год, в том числе по видам водопользования: питьевые и хозяйственно-бытовые нужды населения – 66 м?/сут., 24 тыс. м?/год; водоснабжение индивидуального животноводства – 9 м?/сут., 3 тыс. м?/год; питьевые и хозяйственно-бытовые нужды организаций – 3 м?/сут., 1 тыс. м?/год (п.4.1.2. лицензии ...).
В соответствии с п.4.1.6 лицензии ... качество добываемой воды должно соответствовать требованиям, предъявляемым к подземным водам, используемым на питьевые нужды (СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества») и требованиям органов Роспотребнадзора. Недропользователь – МУП «Восток» - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.п. «а» п.5.2 лицензии ...).
Недропользователь – МУП «Восток» - обязан соблюдать строгий режим санитарной охраны в пределах первого пояса (горный отвод) и режим ограничений во втором и третьем поясах санитарной охраны водозабора в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (п.п. «а» п.5.2 лицензии ...).
Согласно ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», введенного в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. № 10 (далее по тексту – Санитарные правила 2.1.4.1110-02), предусмотрено, что зоны санитарной охраны (далее по тексту – ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).
Согласно п.1.6 Санитарных правил 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 Санитарных правил 2.1.4.1110-02).
В соответствии с ч.4, ч.5 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В ходе проведенной Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что МУП «Восток» получило положительное санитарно-эпидемиологическое заключение ... от ... на проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. Однако данный проект до настоящего времени не утвержден.
Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от 31.05.2010г. ... (далее по тексту – Порядок).
Согласно п.1.3.2, п.1.3.4 Порядка Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края принимает решение об утверждении или отказывает в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Требования к заявлению об утверждении проекта ЗСО и прилагаемым документам установлены в п.2.1, п.2.2 Порядка.
В нарушение названных норм права МУП «Восток» не представило на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края проект ЗСО.
Согласно сведениям Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от ... объем забора (изъятия) воды из подземных объектов МУП «Восток» за 9 месяцев 2013г. составил 3,9 тыс. м?.
Таким образом, МУП «Восток» эксплуатирует источники хозяйственно-питьевого водоснабжения в отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения без установленных в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны таких источников.
Часть 1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ предусматривает, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 26.09.2001г. № 24).
В связи с чем МУП «Восток» в силу п.1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 обязано исполнять требования указанных выше санитарных Правил. Следовательно, МУП «Восток» должно представить проект ЗСО на утверждение в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.
В соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013г. ... управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, управление охотничьего хозяйства Алтайского края и управление лесами Алтайского края реорганизовано с 01.01.2014г. путем слияния. Правопреемником реорганизуемых органов исполнительной власти Алтайского края является Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края.
В силу п.2.1.3 Положения о Главном управлении природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 21.10.2013г. № 54, Главное управление наделено полномочиями по утверждению в определенном Администрацией края порядке проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях; установлению границ и режимов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Утверждение проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения необходимо для комплексной оценки проекта не только на соответствие законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и природоохранному законодательству.
Отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса зоны санитарной охраны, и следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима зоны санитарной охраны – охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, что недопустимо.
При таких обстоятельствах исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными и удовлетворяются, на ответчика возлагается обязанность устранить данные нарушения законодательства в сфере природоохранного законодательства в срок до 06.04.2014г.
Право Алтайского межрайонного природоохранного прокурора на обращение в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Восток» (ОГРН ..., ИНН ..., КПП ..., дата постановки на учёт ..., адрес места нахождения: ...) представить в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, а с 01.01.2014г. – в Главное управление природных ресурсов и экологии Алтайского края на утверждение проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, указанных в лицензии на пользование недрами ..., подготовив документы в соответствии с п.2.1, п.2.2 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от 31.05.2010г. ..., в срок до 06.04.2014г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд Алтайского края.
Судья Н.А. Мартынова