63RS0№-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 21 ноября 2019г.
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А,
при секретаре Котине Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-5719/2019 по административному исковому заявлению Васильевой В.В. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным ответа и обязании совершения действий,
УСТАНОВИЛ:
Васильева В.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным ответа, указав, что ей на праве собственности на основании договора купли-продажи квартир принадлежит квартира по адресу: <адрес>. 19.08.2019г. для оформления права собственности на земельный участок под многоквартирным домом Васильева В.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Письмом от 12.09.2019г. Департамент отказал в утверждении схемы земельного участка. Данный отказ по мнению истца нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Ссылаясь на указанные обстоятельства административный истец просит признать незаконным ответ Департамента градостроительства г.о. Самара № Д-05-01-01/9851-0-1 от 12.09.2019г. об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, по адресу: <адрес>, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара утвердить схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории от 05.08.2019г., площадью 791 кв.м., по адресу: <адрес>, выполненную ООО «СВЗК».
В судебном заседании представитель истца Дегтярева А.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара Нагорная С.С. возражала против удовлетворения административных исковых требований.
Заинтересованные лица Ахметзянова С.Ю., ООО "Средневолжская землеустроительная компания" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Васильева В.В. является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 63-63-01/067/2005-745 от 12.05.2005г.
Васильева В.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенном по адресу: <адрес>.
Письмом от 12.09.2019г. № <адрес>-01 Департамент отказал в утверждении схемы земельного участка, ссылаясь на то, что в границах кварталов и микрорайонов, застроенных многоквартирными домами, образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, в том числе в иных целых, не связанных с реализацией прав собственников помещений в многоквартирном доме. С 01.03.2015г. образование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется только в рамках проектов межевания территории, которое к государственной или муниципальной услуге не отнесено.
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах законодательно закреплены в статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 2 указанной статьи закреплено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГГГ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме вправе в индивидуальном порядке обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Согласно части 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», образование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его образования и проведения государственного кадастрового учета. Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома (части 5, 6 статьи 16 вышеуказанного Закона).
Судом установлено, что административный истец является собственниками квартир в многоквартирном доме.
В пункте 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится положение о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
При указанных обстоятельствах, требования административного истца о признании незаконным ответа Департамента от 12.09.2019г. № <адрес>-0-1, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, с учетом пункта 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом. Данная позиция подтверждена Определением Верховного суда РФ от 08.02.2016г. №-КГ15-18725.
Вместе с тем, требования истца об обязании Департамент утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории удовлетворению не подлежат, поскольку фактически Департамент не отказал истцу в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а разъяснил об отсутствии полномочий по формированию земельного участка.
Ввиду указанного суд полагает необходимым обязать Департамент градостроительства городского округа Самара рассмотреть заявление Васильевой В.В. по существу обращения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным ответ Департамента градостроительства городского округа Самара от 12.09.2019г. № <адрес>-0-1 о предоставлении информации.
Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара рассмотреть заявление Васильевой В.В. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 28.11.2019г.
Судья М.А. Наточеева