Дело № 2-651/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20.11.2017 Асиновский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Симагиной Т.С.,
при секретаре Юрченко Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области с участием истца Ключниковой С.Ю. , представителя истца Бескишкиной Л.А. гражданское дело по иску Ключниковой С.Ю. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) об устранении нарушений пенсионных прав,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное), об устранении нарушений пенсионных прав указав, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» имеет право на назначение досрочной страховой пенсии. Однако решением № от /дата/ Пенсионный орган отказал в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что не усматривается права для её назначения, льготный стаж истца составил 20 лет 9 месяцев 17 дней. Ответчик не включил в специальный стаж истца период работы в детском саду комбинированного вида № «Солнышко» с /дата/ по /дата/ в качестве руководителя физического воспитания. С решением пенсионного органа истец не согласна, считает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии.
Просит суд обязать ответчика включить периоды с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ в должности руководителя физического воспитания в МДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» в специальный стаж работы, и назначить досрочную страховую пенсию по старости, предусмотренную п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с /дата/.
В судебном заседании истец Ключникова С.Ю. , её представитель Бескишкина Л.А. исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Дополнительно представитель истца Бескишкина Л.А. суду показала, что представленные ими письменные доказательства подтверждают, что истец работала воспитателем по физической культуре, а в должностной инструкции прямо указано на ее обязанности по воспитанию детей, следовательно, отказа ответчика незаконные. Просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области - Лебедева О.Ф., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать. Также представитель ответчика просила дело рассмотреть в свое отсутствие, что судом удовлетворено.
Представитель третьего лица МАДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» Мячина Л.Г., будучи извещенная надлежаще, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении дела не просила, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости, а также предусматривает порядок сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу, на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015 г.
В судебном заседании установлено, что /дата/ Ключникова С.Ю. обратилась в ГУ УПФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Решением ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) № от /дата/, истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от /дата/ следует, что стаж работы Ключниковой С.Ю. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет 20 лет 09 месяцев 17 дней.
Пенсионный орган не включил в специальный стаж в числе прочего период работы Ключниковой С.Ю. дающий право на досрочное пенсионное обеспечение с /дата/ по /дата/ в связи с тем, что льгота не подтверждена выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
С решением пенсионного органа в части исключения оспариваемого периода суд согласиться не может, по следующим основаниям:
Частью второй статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "м" п. 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением в том числе Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
При этом должность «руководитель физического воспитания» содержится в пункте 1 раздела «Наименование должности» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в Перечне учреждений названы дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, ясли-сад.
Из трудовой книжки на имя Ключниковой С.Ю. , заполненной /дата/ следует, что /дата/ истец принята на должность руководителя физического воспитания в МДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» <адрес> (приказ № от /дата/); /дата/ присвоена первая квалификационная категория в должности руководитель физического воспитания сроком на 5 лет (приказ № от /дата/); /дата/ присвоена высшая квалификационная категория по должности руководитель физического воспитания (приказ Департамента общего образования Томской области от /дата/ №); Постановлением администрации Асиновского района от /дата/ № муниципальное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» <адрес> переименовано в муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» <адрес>; /дата/ уволена в порядке перевода по просьбе работника в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № <адрес>, пункт 5 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ (приказ № от /дата/).
Согласно справки № от /дата/ предоставленной МАДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко», Ключникова С.Ю. работала руководителем физического воспитания в МДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» с /дата/ (приказ № от /дата/) по /дата/ (приказ № от /дата/). За период с 2004-2008 годы отчет по перечню должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Ключникова С.Ю. была включена.
В тарификационных списках учителей и других работников школ утвержденных /дата/, /дата/, /дата/, /дата/, /дата/, /дата/, /дата/ директором МДОУ: детский сад комбинированного вида №, должность Ключниковой С.Ю. указана -руководитель физического воспитания 1 категории.
Из характеристики от /дата/, предоставленной МАДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» следует, что Ключникова С.Ю. с 2004 -2012 годы работала руководителем физического воспитания в МАДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» с нагрузкой 1.25 ставки в группах (2 младшая - подготовительная).
Согласно перечням и спискам должностей, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение трудовой пенсии по старости, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 от /дата/ №1 73-ФЗ, МДОУ: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» за 2004-2008 годы, должность Ключниковой С.Ю. указана по списку от /дата/ № –руководитель физического воспитания, код выслуги по классификатору параметров в формах ИС -28 ПД, численность -1, ставка -1,25.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года N 20-58-196/20-5/7), Приказом Минобрнауки РФ от /дата/ N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы..." педагогическая нагрузка руководителей физического воспитания образовательных учреждений одинакова (36 часов в неделю).
Кроме того, материалами дела подтверждается выполнение истцом полной педагогической нагрузки (ставка 01) установленной за ставку заработной платы в должности – руководителя физического воспитания.
С учетом вышеизложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды времени, работая с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ в должности руководителя физического воспитания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» <адрес> Ключникова С.Ю. осуществляла педагогическую деятельность, работала с несовершеннолетними детьми в детском учреждении. Работодатель подтверждает льготный характер работы истца, что следует из представленных истцом вышеуказанных справок и списков.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Пенсионный орган необоснованно отказал Ключниковой С.Ю. во включении части спорных периодов работы в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. На день обращения /дата/ в пенсионный орган, Ключникова С.Ю. выработала 25-летний стаж педагогической деятельности, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и в силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, у истца возникает право на досрочное пенсионное обеспечение с момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, то есть с /дата/.
В соответствии с частью 1 статьи 48 ГПК РФ ведение дела через представителя является правом гражданина.
В силу абз. 2, 5 и 9 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителя, а также другие признанные судом необходимыми расходы.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса РФ. По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (п. 1).
В подтверждение несения расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей истцом представлена квитанция № от /дата/ об оказании юридической помощи Бескишкиной Л.А. (составление искового заявления в суд об устранении нарушений пенсионных прав и представлении интересов в суде), содержащая сведения о получении представителем оплаты в указанном размере.
Оплата истцом госпошлины, подтверждена чеком-ордером от /дата/ в размере 300 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым, - на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Обоснованность заявленной суммы в 20 000 руб. подтверждена прейскурантом цен на юридические услуги «Юридическое бюро» ИП Бескишкина Л.А., доказательств обратного ответчиком не представлено.
Определяя размер взыскиваемых расходов по оплате услуг представителя, с учетом сложности дела, объема оказанных представителем юридических услуг, количества судебных заседаний в которых принимал участие представитель истца, суд исходит из того, что судебные расходы в размере 20 000 рублей соответствуют требованиям разумности и справедливости, а так же соразмерными работе, проведенной представителем по делу.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ключниковой С.Ю. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области зачесть Ключниковой С.Ю. периоды её работы:
- с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ в должности руководителя физического воспитания в муниципальном дошкольном образовательном учреждении: детский сад комбинированного вида № «Солнышко» <адрес>, в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и назначить ей страховую пенсию досрочно с /дата/.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) в пользу Ключниковой С.Ю. судебные расходы в размере 20 300 руб., из которых: 300 руб. – в счет расходов по оплате государственной пошлины, 20 000 руб. - в счет расходов оплаты услуг представителя.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Асиновский городской суд Томской области.
Судья: Т.С. Симагина