Дело № 2а-2928/17
Решение
именем Российской Федерации
«22» марта 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Хорешко О.В.,
с участием представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Представитель1, административного ответчика Ш.,
при участии помощника Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смолина А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области об установлении административного надзора в отношении Ш., *** года рождения,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской обратилось в суд с данным административным исковым заявлением, указав в обоснование требований, что Ш. осужден за совершение тяжкого преступления по приговору Райчихинского городского суда от *** года по пункту «г» части 2 статьи 161 УК РФ к *** месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Приговором суда в действиях Ш. был установлен особо опасный рецидив преступлений.
В СИЗО-1 был переведен *** года по постановлению Райчихинского городского суда от *** года на основании статьи 77.1 УИК РФ.
За период отбытия наказания Ш. характеризуется посредственно, взысканий и поощрений не имеет.
Административный истец просил установить в отношении Ш. по освобождению из мест лишения свободы административный надзор сроком на 3 года и установить ему следующие административные ограничения:
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в них;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 07.00 часов;
запретить выезд за пределы Амурской области;
установить обязательную явку в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации один раз в месяц.
В судебном заседании представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области Представитель1 на административном иске настаивала.
Административный ответчик Ш. против установления административного надзора не возражал, просил уменьшить срок административного надзора и установить меньшее количество административных ограничений. Также пояснил, что после освобождения планирует проживать в городе *** Амурской области.
Помощник Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Смолин А.Б. в своем заключении указал на необходимость установления административного надзора в отношении Ш. сроком на три года с установлением заявленных административных ограничений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением об установлении административного надзора вправе обратиться исправительное учреждение или орган внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Статьей 77.1 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации определен порядок привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве и предусмотрено, что в указанных случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Из анализа указанных статей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации следует, что следственный изолятор исполняет функции исправительного учреждения в отношении осужденных переведенных или оставленных в следственном изоляторе для обеспечения их участия в следственных действиях или судебном разбирательстве. Следовательно, начальник следственного изолятора в вышеуказанных случаях имеет право обращаться в суд с заявлением об установлении административного надзора в порядке, предусмотренном главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку Ш. был переведен в СИЗО № 1 УФСИН России по Амурской области на основании статьи 77.1 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации, что следует из постановления судьи Райчихинского городского суда от *** года, СИЗО № 1 исполняет в отношении него функции исправительного учреждения, следовательно, заявление об установлении административного надзора в отношении Ш. правомерно было подано следственным изолятором с соблюдением правил подсудности.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освободившимися из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2).
Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор, указаны в статье 3 Федерального закона.
Так, согласно части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона об административном надзоре в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 вышеназванного закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, совершивших преступления при особо опасном рецидиве на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
запрещение пребывания в определенных местах;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Судом установлено, что приговором Райчихинского городского суда Амурской области от *** года Ш. осужден за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» частью 2 статьи 161 УК РФ к *** месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Приговором суда в его действиях был установлен особо опасный рецидив преступлений.
По постановлению Райчихинского городского суда от *** года неотбытая часть наказания в виде ограничения свободы сроком на *** дней заменена на *** дней лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
В настоящее время Ш. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, конец срока отбывания наказания – *** года.
Поскольку приговором в действиях Ш. установлен особо опасный рецидив преступлений, установление в отношении него административного надзора является обязательным независимо от наличия каких-либо оснований.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации совершенное Ш. преступление, предусмотренное пунктом «г» части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации относится к категории тяжких преступлений, за которое судимость, в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашается по истечении восьми лет после отбытия лишения свободы.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии законных оснований для установления в отношении Ш. административного надзора сроком, необходимым для погашения судимости.
Согласно характеристике начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области от *** года осужденный Ш. за время содержания под стражей и отбывания наказания ***.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления, которое относится к категории тяжких преступлений, характеристику осужденного за весь период отбывания наказания, его отношения к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на осужденного Ш. может быть обеспечено предложенными административным истцом ограничениями.
Установление этих видов административных ограничений направлено на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области удовлетворить.
Установить в отношении Ш., *** года рождения, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установить в отношении Ш., *** года рождения, следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22-00 часов до 07-00 часов;
- запретить выезд за пределы территории города *** Амурской области;
- обязать являться в отдел полиции по месту жительства для регистрации один раз в месяц.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Решение в окончательной форме изготовлено *** 2017 года.
Председательствующий И.С. Емшанов