Дело № 1 - 171/13
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Уфа 26 марта 2013 года
Октябрьский районный суд города Уфы в составе:
председательствующего судьи Давыдова В.М.,
при секретаре Валиевой Г.Н.,
с участием государственных обвинителей: прокурора Октябрьского района г.Уфы Воронова С.Н., зам.прокурора Октябрьского района г.Уфы Мусина М.С.,
подсудимого Михайлова С.В. и его защитника - адвоката Бабановой В.П.,
представителя потерпевшего ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Михайлова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.111 УК РФ, ч.1 ст.105 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Михайлов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на почве личных неприязненных отношений умышленно убил ФИО9, также на почве личных неприязненных отношений умышленно причинил тяжкий вред здоровью ФИО45, опасный для жизни. Преступления были совершены при следующих обстоятельствах.
В ночь с 09 на ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 20:00 до 03:00 часов Михайлов ФИО9, ФИО45, ФИО63 распивали спиртные напитки в помещении металлического ангара расположенного напротив <адрес>. Между Михайловым и ФИО9, произошла пьяная словесная ссора, из-за того, что ФИО9 стал угрожать действиями сексуального характера. Михайлов, схватил металлическую трубу и умышленно, на почве личных неприязненных отношений, нанес ФИО9 множественные удары в область тела и головы. В результате его действий, ФИО9 были причинены телесные повреждения, опасные для жизни в виде: ссадин, кровоподтеков передней поверхности груди, в области грудинно-ключичного соединения слева, в области тела грудины, на передней брюшной стенке, на поверхности правого бедра, ушибленной раны 2 пальца левой кисти, закрытого перелома тела грудины в месте прикрепления, 4 ребер, закрытых переломов ребер справа (8, 9, 10) по задней и 9 - по передней подмышечных линии; слева 2 ребра по средней ключичной линии, закрытой черепно-мозговой травмы: перелома костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в обеих височных областях и в желудочки головного мозга, кровоизлияния в мягкие ткани головы со стороны костей свода черепа, ушибленных ран головы и лица, перелома костей лицевого скелета: нижнего края левой глазницы, левой ветви нижней челюсти, левого скулового комплекса, левой верхне-челюстной пазухи, костей носа, перелом правого скулового комплекса, нижней челюсти справа на уровне 1 и 5 зубов; кровоподтека, ушиба мягких тканей, ссадин лица. От которых он скончался.
Во время избиения ФИО9 ФИО45 сказал Михайлову, чтобы он прекратил избивать ФИО9. Михайлов отбросил металлическую трубу в сторону, поднял с земли палку и, на почве личных неприязненных отношений, умышленно стал избивать ею ФИО45, нанося удары по различным частям тела. Михайлов причинил ФИО45 телесные повреждения в виде: закрытого чрезвертельного перелома левой бедренной кости со смещением отломков, закрытого перелома 6 ребра справа, закрытого перелома локтевой кости правого предплечья со смещением отломков, ушиба мягких тканей головы, которые являются опасными для жизни в момент их причинения, и расцениваются как тяжкий вред здоровью.
В судебном заседании подсудимый Михайлов вину признал полностью и показал, что вечером ДД.ММ.ГГГГ пришел в ангар, расположенный напротив <адрес>, где в это время находились знакомые ему ФИО45 и ФИО9, позже туда подошел ФИО63, где они употребляли спиртное. В какой-то момент ФИО9 стал нецензурно выражаться, угрожая действиями сексуального характера в адрес всех присутствующих и конкретно его. Он попросил не делать этого, однако ФИО9 его не слушал и продолжал оскорблять их. Поскольку он был в состоянии сильного алкогольного опьянения, то очень разозлился на сказанные слова ФИО9, взял металлическую трубу, лежавшую у выхода в ангар, подошел к нему и нанес два удара по туловищу. После этого ФИО9 упал, а он ударил его еще 3-4 раза в различные части тела, куда именно попадал, не помнит. После того, как ФИО9 затих, он выбросил трубу. В это время ФИО45 попросил его больше не бить ФИО9, ответив ему: «не лезь не в свое дело», он взял в руки деревянную палку, лежавшую рядом, подошел к нему и нанес ею ФИО45 около 2 ударов по ногам и рукам. Затем они снова стали употреблять спиртное, к ним так же присоединилась ФИО60. Спустя часа 2, он попросил ее проводить его до дома. Все это время ФИО9 лежал на матраце, был еще жив, поскольку он предлагал ему выпить, а тот отказался. На следующий день его задержали сотрудники полиции, он сразу во всем сознался, убивать ФИО9 он не хотел, стал избивать его потому, что разозлился, в содеянном искренне раскаивается.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав всех участников процесса, приходит к убеждению, что виновность подсудимого, подтверждается его же показаниями, данными, как в ходе следствия, так и в судебном заседании, показаниями свидетелей, а также материалами дела.
Представитель потерпевшего ФИО7 - мать погибшего ФИО9, в судебном заседании показала, что ввиду нравственных страданий, вызванных смертью сына ей тяжело давать показания, после чего, они были оглашены с согласия сторон, из которых видно, что ее сын, был спокойным, не конфликтным человеком, они вместе проживали в <адрес> РБ, в сентябре 2012 года он уехал в <адрес>, трудоустроится, однако о том, где именно он проживал и работал, она не знает. ДД.ММ.ГГГГ от участкового она узнала о том, что ее сына убили, детали происшествия ей неизвестны (том № л.д. 127-129)
Потерпевший ФИО45 показания, которого были оглашены в судебном заседании с согласия подсудимого, в ходе следствия показал, что ДД.ММ.ГГГГ он совместно с ФИО9 находился в ангаре, расположенным возле дома по адресу: <адрес>, где употребляли спиртное, позже к ним присоединился Михайлов и ФИО63 и они продолжили распивать спиртное, в какой-то момент между ФИО9 и Михайловым произошла словесная ссора, однако, поскольку он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, то не помнит из-за чего именно. Михайлов взял в руки металлическую трубу и стал избивать ею ФИО9 по различным частям тела. Он сказал Михайлову, чтобы тот перестал избивать, однако он бросив трубу, взял с земли деревянную палку и начал бить его по голове, телу, рукам и ногами, он, почувствовав острую боль, потерял сознание, очнувшись на следующий день, увидел в ангаре сотрудников полиции, которые сообщили, что ФИО9 скончался. Он попытался встать, однако не смог этого сделать, полицейские вызвали врачей «скорой помощи», которые увезли его в ГКБ № <адрес> (том 1 л.д.165-169).
Свидетель ФИО63, показания которого также были оглашены в судебном заседании с согласия подсудимого в ходе следствия пояснял, что ведет бродяжнический образ жизни, ночует в ангаре напротив <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он пошел в данный ангар, где находились ФИО9 и ФИО45, затем к ним подошел Михайлов, они стали распивать спиртное. В это время ФИО9 неожиданно взял в руки нож и стал всем угрожать действиями сексуального характера. Он отобрал у ФИО9 нож, а Михайлов взял металлическую трубу и, подойдя к лежащему ФИО9, нанес несколько ударов в различные части тела, в том числе и по голове. Он вырвал из его рук трубу, отбросил ее подальше. Однако Михайлов, взяв в руки деревянную палку, лежащую на полу, стал наносить удары по ногам ФИО45. В это время пришла ФИО60, встала между мужчинами, а он отобрал у Михайлову палку. Михайлов собрался домой, а ФИО60 ушла с ним проводить его. В это время ФИО9 был еще жив, однако не двигался и ничего не говорил, затем он, испугавшись, тоже ушел с ангара (том 1 л.д.136-139).
Кроме того, вина подсудимого подтверждается исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела, а именно:
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему, согласно которому в помещение заброшенного ангара, расположенного напротив <адрес> обнаружен труп ФИО9 с признаками насильственной смерти. В ходе осмотра места происшествия были изъяты: куртка, футболка, джинсовые брюки, трусы, полуботинки; фрагмент картонной коробки из-под трупа (том 1 л.д. 15-27; 28-33).
Протоколом осмотра предметов и постановлением о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств, согласно которым были осмотрены, признаны и приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств, предметы и вещи, изъятые в ходе осмотра места происшествия (том 1 л.д. 42-48, 118).
Заключением эксперта №, из которого видно, какие конкретно обнаружены телесные повреждения при исследовании трупа ФИО9, а также то, что повреждения в виде: ссадины, кровоподтека поверхности груди, в области грудинно-ключичного соединения слева, в области тела грудины, на передней брюшной стенке, на передней поверхности правого бедра, ушибленная рана 2 пальца левой кисти, расцениваются как легкий вреду здоровью; закрытый перелом тела грудины в месте прикрепления 4 ребер, закрытые переломы ребер справа - 8. 9, 10 по задней подмышечной линии, 9 - по передней подмышечной линии; слева 2 ребра по средней ключичной линии, расцениваются, как вред здоровью средней тяжести; закрытой черепно-мозговой травмы, перелома костей свода и основания черепа, кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку в обеих височных областях и в желудочки головного мозга, кровоизлияния в мягкие ткани головы со стороны костей свода черепа, ушибленные раны головы и лица, перелом костей лицевого скелета: нижнего края левой глазницы, левой ветви нижней челюсти, левого скулового комплекса, левой верхне-челюстной пазухи, костей носа, перелом правого скулового комплекса, нижней челюсти справа на уровне 1 и 5 зубов; кровоподтек ушиб мягких тканей, ссадины лица, которые по признаку опасности для жизни квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Именно эти повреждения явились причиной смерти ФИО9 (том 1 л.д.62-82).
Заключением эксперта № и медицинской документации, из которых видно какие конкретно обнаружены телесные повреждения при исследовании травм ФИО45, а так же то, что повреждение в виде: закрытого перелома 6 ребра справа, закрытый перелом локтевой кости правого предплечья в средней трети со смещением отломков квалифицируются как вред здоровью средней тяжести; закрытый чрезвертельный перелом левой бедренной кости со смещением отломков, квалифицируется как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности вреда здоровья для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни. (том 1 л.д. 111-114).
Кроме того, вина подсудимого подтверждается протоколом его явки с повинной от ДД.ММ.ГГГГ, в котором он добровольно сообщает о совершенных им преступлениях в ночь с 09 на ДД.ММ.ГГГГ, в ангаре - убийстве ФИО9, а так же нанесении ФИО45 телесные повреждения в различные части тела, в чем искренне раскаивается(том 1 л.д. 12-13).
Аналогичные показания Михайлов дал при проверке показаний на месте происшествия в помещение заброшенного ангара расположенного напротив <адрес>, где показал, как и когда им были совершены преступления (том 1 л.д.201-223).
Все вышеназванные доказательства получены в соответствии с требованиями УПК РФ, являются допустимыми, и учитываются судом в качестве доказательств виновности подсудимого.
Показания подсудимого Михайлова согласуются с показаниями потерпевшего ФИО45 и свидетеля ФИО63, явившихся непосредственными очевидцами преступлений, кроме того, подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Также у суда нет оснований не доверять заключениям судебно-медицинских экспертиз. Указанные экспертизы проведены в порядке главы 27 УПК РФ, отвечают требованиям полноты исследования, не содержат противоречий и неясностей, выводы, поставленные экспертом, мотивированы и обоснованы. Выводы экспертиз согласуются, с доказательствами, исследованными в судебном следствии.
Суд считает, что вина подсудимого полностью подтвердилась в судебном заседании.
Действия подсудимого Михайлова необходимо квалифицировать по ч.1 ст.105 и ч.1 ст.111 УК РФ, считает суд, поскольку он умышленно причинил смерть ФИО9, на почве личной неприязни, будучи в состоянии алкогольного опьянения; также умышленно, из личной неприязни нанес ФИО45 удары палкой по различным частям тела, причинив ему тяжкий вред здоровью, опасный для жизни в момент причинения.
Довод защиты и подсудимого о переквалификации его действий на ч.4 ст.111 УК РФ, в виду того, что он не хотел убивать потерпевшего, избивал его, потому, что был зол, суд находит необоснованным. Исходя из совокупности всех обстоятельств содеянного, учитывая способ и орудие преступления (металлическая труба), характер (черепно-мозговая травма с переломом костей черепа) и локализацию ранения (жизненно-важные органы человека), а так же предшествующее и последующее поведение виновного фактически наступившие последствия, все это в совокупности свидетельствует о направленности умысла Михайлова на убийство потерпевшего ФИО9.
В судебном заседании также установлено, что во время совершения преступления Михайлов был в состоянии алкогольного опьянения, не находился в состоянии аффекта, внезапно возникшего сильного душевного волнения или самообороны, поскольку все перечисленные выше доказательства в совокупности подтверждают, что он совершал умышленные преступления на почве личной неприязни, возникшей в ходе ссоры.
Анализ преступного поведения Михайлова, как во время совершения убийства, так и после, а так же в ходе избиения ФИО45, показывает, что он сознавал характер своих действий и руководил ими, поэтому у суда нет сомнений в его психической полноценности.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд считает признание вины, явку с повинной (том 1 л.д.12-13), активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, а так же неправомерное поведение потерпевшего ФИО9, что явилось поводом к совершению преступления.
Судом учтено, что Михайлов состоит на учете в кабинете у нарколога в МУЗ Ашинской ГБ № с диагнозом «хронический алкоголизм», а так же отрицательно характеризуется рапортом участкового.
Отягчающих наказание обстоятельств не установлено.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного, данные характеризующие личность Михайлова, суд приходит к выводу, что исправление подсудимого не может быть достигнуто без изоляции его от общества, и считает необходимым назначить наказание в виде реального лишения свободы. В связи с чем, суд не находит оснований для применения к нему ст.73 УК РФ.
Суд так же не находит оснований для применения к Михайлову ст.64 УК РФ, так как не усматривает исключительных обстоятельств, уменьшающих общественную опасность совершенных преступлений.
При избрании Михайлову вида исправительного учреждения, суд руководствуется п.«в» ч.1 ст.58 УК РФ, и считает необходимым назначить ему отбывание наказания в исправительной колонии строгого режима.
Дополнительное наказание по ч.1 ст.105 УК РФ в виде ограничения свободы суд не применяет с учетом обстоятельств дела и назначенного наказания.
Учитывая фактические обстоятельства преступлений, степень общественной опасности, суд не находит оснований для изменения категорий преступлений в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ (в редакции ФЗ от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ).
Руководствуясь ст.ст. 299,303,307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Михайлова С.В. признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.105 и ч.1 ст.111 УК РФ, и назначить наказание:
по ч.1 ст.111 УК РФ - в виде 3 лет лишения свободы;
по ч.1 ст. 105 УК РФ - в виде 7 лет лишения свободы;
На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения, окончательно назначить наказание в виде 9 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения не изменять, содержать под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по РБ до вступления приговора суда в законную силу. Срок наказания исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Вещественные доказательства: почва с пола, вырез с одеяла, вырез с матраца, труба металлическая, фрагмент картонной коробки; личные вещи ФИО9: трусы<данные изъяты> Михайлова: свитер<данные изъяты> - вернуть по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора, с подачей апелляционных жалобы через Октябрьский районный суд г. Уфы.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в его апелляционной жалобе.
В случае принесения апелляционных представления или жалоб другими участниками процесса, осужденный вправе в тот же срок со дня вручения ему их копий подать свои возражения в письменном виде, и в тот же срок ходатайствовать о своем участии в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий В.М. Давыдов