63RS0№-97
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 декабря 2022 года <адрес>
Приволжский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Саморенкова Р.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административных истцов ФИО6,
представителя административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-514/2022 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> о признании незаконным решения Администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> о признании незаконным решения администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением от ДД.ММ.ГГГГ решением № администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> им было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, без проведения торгов, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
Истцы считают данное решение не законным, и не соответствующем требованиям закона, в связи с тем, что ссылка ответчика на отнесение спорного земельного участка к землям общего пользования (проезд) не отвечает требованиям закона, так как отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цели детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Между тем в решении ответчика отсутствует ссылка на наличие красных линий спорной территории. Ссылка на наличие проезда без указания документов территориального планирования является недопустимым.
Кроме того, позиция ответчика относительного того, что в Едином кадастре недвижимости содержатся сведения о землях общего пользования, ошибочна, так как указанный информационный ресурс не является градостроительным и не может рассматриваться в качестве доказательства наличия красных линий (проезда).
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просили суд признать незаконными решение № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, вынесенное от ДД.ММ.ГГГГ администрацией сельского поселения Спасское муниципального района <адрес>.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО6 административной иск поддержал по указанным в нем доводам.
Представитель административного ответчика - администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> ФИО4 в последнем судебном заседании участия не принимал, в предыдущем судебном заседании просил оставить административное исковое заявление без удовлетворения.
Также от административного ответчика – администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> в адрес суда был направлен письменный отзыв, в котором административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного иска, т.к. испрашиваемый земельный участок является пожарным проездом.
Представитель ответчика Администрации муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1.указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2.подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3.подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд может признать оспариваемые решения, действия (бездействие) незаконными, только при наличии одновременно двух условий: решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам; нарушаются права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, в соответствии с п. 7 ст. 39.5 ЗК РФ. В данном заявлении содержалась просьба о предварительном согласовании предоставления участка для индивидуального жилищного строительства. К заявлению были приложены документы удостоверяющие личность, свидетельство о браке, схема расположения земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N 204 за подписью главы администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> отказано ФИО1 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылкой на то, что при проведении анализа на основе данных Единого кадастра недвижимости, истребуемый земельный участок располагается на землях общего пользования (презд). Согласно данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 63:30:05020026 в дальнейшем будет исправляться с ошибкой определения его местоположения.
Основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, предусмотрены пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, пп. "а" п. 3 ч. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ГД "О земле".
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, предоставление земельного участка осуществляется иным не указанным в пп. 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Статьей 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прикладывается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Статьей 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п. 1).
Административным ответчиком в подтверждение позиции об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок находится на территории, предусмотренной для общего пользования.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (пункт 17 вышеприведенной статьи).
К территориям общего пользования, в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о недоказанности расположения испрашиваемого земельного участка в границах территорий общего пользования, поскольку проект планировки территорий, включающий рассматриваемый земельный участок, не утверждался, красные линии в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации не установлены, в связи с чем приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания оспариваемого отказа незаконным.
При таких обстоятельствах, суд усматривает основания, предусмотренные ст. 227 КАС РФ, для признания отказа Администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> незаконным, поскольку нарушаются права и законные интересы административных истцов, а именно, принятым решением создаются необоснованные препятствия в реализации права предоставления земельного участка, а также данное решение не соответствует нормативным правовым актам в области земельного законодательства.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на администрацию сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> обязанность рассмотреть (повторно) заявление административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, не предрешая существа решения, которое должно быть принято уполномоченным органом.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального района <адрес>, администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> о признании незаконным решения администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признать незаконными решение администрации сельского поселения Спасское муниципального района <адрес>, содержащееся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать администрацию сельского поселения Спасское муниципального района <адрес> возобновить работу по рассмотрению заявления ФИО1, ФИО2, вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Приволжский районный суд <адрес>.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.С. Саморенков