Дело № 2а –132/2020
УИД №70RS-12-01-2020-000401-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Бакчар Томской области 24 июля 2020 года
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего – судьи Шатохина В.В., при секретаре Вельматкиной Т.В.,
представителя административного истца Аникина С.В.,
административного ответчика Петрова С.А.,
прокурора прокуратуры Бакчарского района Томской области Лапаева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску отделения МВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области к Петрову Сергею Александровичу об установлении дополнительных ограничений в течение срока административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Отделение МВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области обратилось в суд с административным иском к Петрову С.А. об установлении дополнительных ограничений в течение срока административного надзора.
В обоснование своих требований административный истец указал, что Петров С.А. был осужден приговором Бакчарского районного суда Томской области от 28 февраля 2014 года по пунктам «а, б» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), затем осуждён к лишению свободы приговором Бакчарского районного суда Томской области от 23 апреля 2015 года по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ. После отбытия наказания решением Бакчарского районного суда Томской области от 5 сентября 2017 года в отношении Петрова С.А. был установлен административный надзор и административные ограничения на срок 2 года. Приговором Бакчарского районного суда Томской области от 20 октября 2017 года Петров С.А. вновь был осуждён к лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 158 УК РФ, освобождён 19 ноября 2019 года по отбытии наказания. В дальнейшем Петрову С.А. вновь был установлен административный надзор и административные ограничения. Однако с момента рассмотрения административного искового заявления об установлении административного надзора до момента обращения органа внутренних дел в суд Петров С.А. совершил ряд административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, статьей 20.21 КоАП РФ, частями 1 и 3 статьи 19.24 КоАП РФ, за что был подвергнут административному наказанию. В быту Петров С.А. характеризуется отрицательно, допускает административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и на порядок управления, продолжает вести антиобщественный образ жизни. Для предупреждения противоправной деятельности Петрова С.А. необходимо усилить за ним контроль, дополнив ранее установленные ограничения.
Административный истец просит суд дополнить ранее установленные Петрову С.А. административные ограничения ограничениями в виде дополнительной одной обязательной явки в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания на период срока действия административного надзора, а также просит запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, ежедневно с 22.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
В судебном заседании представитель административного истца Аникин С.В. исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Петров С.А. с административным иском согласился, возражений относительно административного иска не выразил, пояснив, что предложенные органом внутренних дел дополнительные ограничения и обязанности он исполнять сможет.
Прокурор в своём заключении полагал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Рассмотрев дело, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора и административных ограничений за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (в редакции от 1 октября 2019 года) (далее – Федеральный закон «Об административном надзоре»).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об административном надзоре» административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с этим же Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом.
Перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, определен статьей 3 Федерального закона «Об административном надзоре».
Согласно статье 2 Федерального закона «Об административном надзоре» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статья 3 Федерального закона «Об административном надзоре» определяет, что административный надзор может быть установлен судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (пункт 1 части 1), преступления при рецидиве преступлений (пункт 2 части 1).
Административный надзор в отношении указанных лиц устанавливается в случае, если это лицо совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре»).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре», при установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре» в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 этого же Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
На основании части 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Пленум Верховного Суда РФ в пункте 13 Постановления от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре», административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что приговором Бакчарского районного суда Томской области от 23 апреля 2015 года Петров С.А. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ, к 2 годам лишения свободы (л.д. 12 – 14). Как следует из приговора суда и иных материалов дела, указанное преступление Петров С.А. совершил при рецидиве, будучи судимым приговором Бакчарского районного суда Томской области от 28 февраля 2014 года по пунктам «а, б» части 2 статьи 158 УК РФ (л.д. 8 – 11).
После отбытия наказания по приговору от 23 апреля 2015 года, решением Бакчарского районного суда Томской области от 05 сентября 2017 года в отношении Петрова С.А. был установлен административный надзор на срок два года с установлением административных ограничений (л.д. 15 – 17).
Однако приговором Бакчарского районного суда Томской области от 20 октября 2017 года Петров С.А. вновь был осужден к лишению свободы на срок 2 года за совершение преступления, предусмотренного пунктом «б» части 2 статьи 158 УК РФ. Данное преступление Петров С.А. также совершил при рецидиве, будучи судимым по приговору Бакчарского районного суда Томской области от 23 апреля 2015 года (л.д. 18 – 20).
По приговору от 20 октября 2017 года Петров С.А. отбыл наказание в виде лишения свободы полностью, освобожден из исправительного учреждения 19 ноября 2019 года (л.д. 26).
Все перечисленные выше преступления, установленные указанными приговорами судов, совершены Петровым С.А. в совершеннолетнем возрасте, судимости по приговорам от 23 апреля 2015 года и от 20 октября 2017 года на день рассмотрения дела не сняты и не погашены.
После освобождения из мест лишения свободы Петров С.А. совершил в течение одного года три административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, а также административное правонарушение против порядка управления. Решением Бакчарского районного суда Томской области от 11 марта 2020 года в отношении Петрова С.А. был установлен административный надзор на срок два года с установлением административных ограничений: 1) запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; 2) запрет на выезд за пределы муниципального образования (сельского или городского поселения либо городского округа) по избранному им месту жительства или пребывания без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица; 3) обязанность являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Решение суда об установлении в отношении Петрова С.А. административного надзора вступило в законную силу 26 марта 2020 года.
На основании пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «Об административном надзоре» указанная дата является началом срока установленного в отношении Петрова С.А. административного надзора.
Однако после начала действия административного надзора Петров С.А. вновь совершил ряд административных правонарушений, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре».
Так, постановлением и.о. начальника ОМВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области от 21 мая 2020 года Петров С.А. привлечён к административной ответственности в виде административного штрафа за совершение 4 мая 2020 года административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.24 КоАП РФ (л.д. 45).
Постановлением и.о. начальника ОМВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области от 10 июня 2020 года Петров С.А. привлечён к административной ответственности в виде административного штрафа за совершение 10 июня 2020 года административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.21 КоАП РФ (л.д. 46).
Постановлением мирового судьи судебного участка Бакчарского судебного района Томской области от 17 июня 2020 года Петров С.А. привлечён к административной ответственности в виде административного ареста за совершение 9 июня 2020 года административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ (л.д. 47).
Все указанные постановления о привлечении Петрова С.А. к административной ответственности вступили в законную силу и обращены к исполнению. На момент рассмотрения настоящего дела срок, в период которого Петров С.А. считается подвергнутым административному наказанию за указанные административные правонарушения, не истек.
Изложенные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком Петровым С.А. и являются основанием к установлению в отношении него дополнительных административных ограничений на период срока действия административного надзора.
Вместе с тем все иные административные правонарушения, перечисленные в административном исковом заявлении в качестве оснований установления дополнительных административных ограничений, совершены Петровым С.А. до установления административного надзора либо до начала его действия.
При решении вопроса о дополнении административному ответчику административных ограничений суд также учитывает данные о характере совершенных им преступлений и административных правонарушений, его образе жизни, а также сведения, характеризующие его личность.
По месту жительства участковым уполномоченным полиции поднадзорный Петров С.А. характеризуется удовлетворительно. Вместе с тем отмечено, что Петров С.А. употребляет спиртные напитки, склонен к совершению правонарушений, ведёт антиобщественный образ жизни (л.д. 27). После вынесения решения об установлении административного надзора, но до вступления его в законную силу Петров С.А. совершил ещё три административных правонарушения, предусмотренных статьей 20.21 КоАП РФ (л.д. 42, 43, 44), что также характеризует Петрова С.А. как склонного к антиобщественному образу жизни.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства в совокупности, суд находит, что Петров С.А. нуждается в усилении контроля за его поведением со стороны правоохранительных органов. Установление дополнительного административного ограничения в виде одной дополнительной явки в месяц для регистрации в орган внутренних дел будет способствовать оказанию на Петрова С.А. дополнительного профилактического воздействия, что соответствует установленным статьей 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» целям и задачам административного надзора. Обстоятельства, препятствующие исполнению Петровым С.А. указанного административного ограничения, судом не установлены.
Вместе с тем суд не усматривает оснований к установлению в отношении Петрова С.А. дополнительного ограничения в виде дополнительного запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 22.00 часов до 23.00 часов (а с учётом ранее установленного запрета – с 22.00 часов до 06.00 часов). В административном исковом заявлении целесообразность данного ограничения никак не обоснована. В судебном заседании представитель административного истца обосновал необходимость установления этого административного ограничения тем, что в указанное время (с 22.00 часов до 23.00 часов) Петров С.А. не сможет совершать административные правонарушения. Однако, как видно из материалов дела, все административные правонарушения, сведения о которых представлены в деле, Петров С.А. совершил либо до 22.00 часов, либо после 23.00 часов.
При изложенных обстоятельствах суд находит административное исковое заявление ОМВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области подлежащим удовлетворению в части установления дополнительного административного ограничения в виде одной дополнительной явки в месяц для регистрации в орган внутренних дел.
Руководствуясь статьями 175 – 181, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление отделения МВД России по Бакчарскому району УМВД России по Томской области к Петрову Сергею Александровичу об установлении дополнительных ограничений в течение срока административного надзора удовлетворить частично.
Дополнить ранее установленные решением Бакчарского районного суда Томской области от 11 марта 2020 года административные ограничения в отношении Петрова Сергея Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, административным ограничением в виде дополнительной одной обязательной явки в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения на период срока действия административного надзора.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором апелляционного представления, через Бакчарский районный суд Томской области.
Председательствующий (подписано) Шатохин В.В.
Мотивированное решение изготовлено 24 июля 2020 года.