Решение
Именем Российской Федерации
24 марта 2016 года п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Гавриляк А.В.,
с участием: истца Федоровой Н.К., представителей ответчика МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» - Наговициной Н.А., Бурковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Н. К. к Муниципальному казенному учреждению «Центр социальной помощи семье и детям» о взыскании стимулирующих выплат,
установил:
Истец Федорова Н.К. обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику (с учетом уточнений исковых требований) с просьбой взыскать с ответчика в ее пользу стимулирующие выплаты, за интенсивность и за работу по итогам за 2015 год в размере 10 427,05 руб. Свои заявленные исковые требования мотивировали тем, что истец работала социальным работником в социальном приюте для детей и подростков в МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» с 01.10.2010 года по 30.11.2015 года. Уволена по сокращению штата работников, пункт 2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, что подтверждает трудовая книжка. Ей не выплачена премия по итогам отработанного квартала, года, согласно Положению об оплате и стимулирования труда работников МКУ «Центр социальной помощи семье и детям». В удовлетворении ее требований о выплате премии администрацией было отказано, в связи с тем, что она не отработала полностью год. Считает увольнение в связи с сокращением штата уважительной причиной и работодателем нарушено ее право «на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с ее квалификации, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы».
В судебном заседании истица Федорова Н.К. исковые требования (с учетом их уточнений) поддержала в полном объеме, ссылаясь на изложенные в иске основания.
Представители ответчика МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» Наговицина Н.А. и Буркова И.Н. иск не признали, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 5.14 и п. 5.15 Положения об оплате и стимулировании труда работников устанавливаются выплаты по итогам работы за квартал и по итогам работы за год. На основании протокола собрания комиссии по установлению стимулирующих выплат работникам и оценочных листов был произведен расчет всем работающим сотрудникам учреждения 24.12.2015 года. На момент расчета истец уволена по сокращению штата и получила полный окончательный расчет 30.11.2015 года. В связи с этим стимулирующие выплаты по итогам работы за квартал и за год данному сотруднику не начислялись и не выплачивались.
Выслушав истца Федорову Н.К., представителей ответчиков, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Как установлено в судебном заседании истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 01.01.2010 года по 30 ноября 2015 года, работая в должности «социальный работник», трудовой договор расторгнут по п. 2 ст. 81 ТК РФ (по сокращению штата работников организации).
Ответчиком разработано Положение об оплате труда работников муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».
В соответствии с пунктом 5.4 Положения об оплате труда устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты по итогам работы.
В силу пункта 5.7 Положения об оплате труда выплаты, предусмотренные п. 5.4, за исключением персональных выплат, устанавливаются ежеквартально (ежемесячно) по итогам работы за отчетный квартал (месяц) и выплачиваются ежемесячно, за исключением выплат за интенсивность и высокие результаты работы, которые выплачиваются один раз в квартал.
Пунктом 5.8 Положения об оплате труда предусмотрена формула, которая устанавливает размер выплат работнику, за исключением персональных выплат.
В соответствии с п. 5.14 Положения об оплате труда Стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы по итогам работы за квартал текущего года устанавливаются работникам по решению руководителя учреждения и выплачиваются один раз в квартал с учетом показателей и критериев бальной оценки результативности труда в соответствии с положением № 3 к Положению.
Работниками учреждения по решению руководителя учреждения устанавливаются и выплачиваются стимулирующие выплаты по итогам работы за год с учетом показателей и критериев больной оценки результативности труда в соответствии с приложением № 4 к Положению (п. 5.15 Положения об оплате труда).
Приказом руководителя МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» № 46 от 24.12.2015 года на основании протокола собрания комиссии по установлению стимулирующих выплат за важность, качество, интенсивность и за работу по итогам года от 24.12.2015 года выплачены стимулирующие надбавки работникам согласно оценочным листам.
Пункт 5.2 трудового договора № 16/15 от 11 января 2015 года, заключенного между истцом и ответчиком установлено в соответствии с Положением об оплате и стимулировании труда работников учреждения по решению руководителя учреждения по итогам работы за месяц (квартал) год могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: в том числе
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается по решению руководителя учреждения по итогам работы за квартал с учетом выполнения показателей, характеризующих интенсивность и высокие результаты работы в зависимости от достигнутых результатов труда и выплачиваются один раз в квартал (подпункт 5.2.3);
- выплаты по итогам работы за год (при выполнении учреждением государственного задания за год) устанавливаются по решению руководителя учреждения в размере до 2,0 окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплачивается единовременно один раз в год с учетом достигнутых результатов труда по итогам года (подпункт 5.2.4).
Условия и размер стимулирующих выплат за интенсивность (работа за квартал) и за работу по итогам за год устанавливаются приказом директора МКУ «Центр социальной помощи семье и детям».
Из приведенных положений следует, что стимулирующие выплаты за интенсивность (работа за квартал) и за работу по итогам за год входят в систему оплаты труда, поскольку выплачиваются работнику за труд, т.е. за исполнение им своих трудовых обязанностей, связаны с результатами деятельности и выполнением установленных показателей, следовательно, являются частью заработной платы работника. Прекращение трудового договора с работодателем, по общему смыслу закона, не лишает работников права на получение соответствующих стимулирующих выплат.
При таких обстоятельствах положение локального нормативного акта- вышеуказанного Положения об оплате труда, мотивации, льготах, компенсациях и других выплатах социального характера, предусматривающего выплату стимулирующих надбавок по итогам работы учреждения за год лишь тем работникам, которые состоят в трудовых отношениях с работодателем на момент издания приказа, применению не подлежит, поскольку в данной части допускает дискриминацию и ухудшает положение истицы, которая наравне с другими работниками отработала 1,2,3 и часть 4 квартала и имеет право на получение стимулирующих надбавок.
Доводов и доказательств того, что истица ненадлежащим образом исполняла свои трудовые обязанности в течение 4 квартала и 2015 года, или имелись иные основания для лишения истицы стимулирующих надбавок, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании стимулирующих выплат по итогам работы за IV квартал 2015 года и за 2015 год подлежат удовлетворению.
Согласно расчета МКУ «Центр социальной помощи семье и детям», размер стимулирующих выплат за 4 квартал 2015 года Федоровой Н.К. и за 2015 год – составляет 10427,05 руб. Указанный расчет истцом не оспорен и принят как достоверный.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
В силу ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в том числе, истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.
С учетом удовлетворенных исковых требований Федоровой Н.К. имущественного характера – на общую сумму 10427,05 руб. с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в размере 417,08 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - ст.199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» в пользу Федоровой Н. К. стимулирующие выплаты, за интенсивность и за работу по итогам за 2015 год в размере 10 427 (десять тысяч четыреста двадцать семь) руб. 05 коп.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 417 (четыреста семнадцать) рублей 08 копеек.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий: