Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Аникеевой Е.Д.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к ФИО1 об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
В обоснование требований указало, что в соответствии с Государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ №А-1 № Архангельской КЭЧ района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 346,6 га.
В соответствии с решением Исполкома Красногорского городского Совета народных депутатов «Об утверждении внешних границ землепользования Архангельской КЭЧ КЭУ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Постановлением <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050602:53 площадью 14,78 га., находящегося в границах участка площадью 346,6 га., границы участка согласованы.
На земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации, впоследствии Министерству обороны стало известно, что площадь данного участка уменьшается без волеизъявления собственника. Из запрошенных выписок ЕГРП установлено, что из состава указанного участка выделен участок с кадастровым номером 50:11:0050602:259 площадью 800 кв. метров. Собственником данного участка в ЕГРП значится ответчица, однако Министерство не давало согласие на отчуждение вышеуказанного земельного участка.
Просит истребовать из чужого незаконного владения ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:259 площадью 800 кв. метров.
В судебном заседании представитель Министерства обороны РФ ФИО3 и ФИО4 действующие на основании доверенности (л.д.99, 32) заявленные требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что права на земельный участок площадью 14,78 га. с кадастровым номером 50:11:0050602:53 Министерство обороны РФ осуществляет на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», право оперативного управления на участок за Министерством обороны РФ не зарегистрировано. Считает, что иск является виндикационным, поскольку Министерство обороны РФ является собственником земельного участка, то требования заявлены надлежащим истцом (л.д.108-110).
Ответчица ФИО10 и ее представитель ФИО5 в судебном заседании возражали против заявленных требований, указав, что ответчица является собственником земельного участка, ее права на участок никем не оспорено. Земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:53 зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, права на участок Министерство обороны РФ не доказаны (л.д.108-110).
Представитель администрации Красногорского муниципального района МО по доверенности ФИО6 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ №А-1 № Архангельской КЭЧ района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 346,6 га. Решением Президиума Красногорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № земельный участок площадью 42,3 га был изъят в фонд городского Совета для передачи жителям района. Постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ постановление об утверждении границ участка отменено. Участок, заявленный Министерством обороны РФ, входит в границы Воронковского сельского округа МО (л.д.108-110).
Представитель третьего лица УФСГРКиК в судебное заседание не явился, извещался судом, надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие 3-его лица.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства не находит оснований для удовлетворения заявленных Министерством обороны РФ требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Такая защита возможна путем удовлетворения виндикационного иска, если имеются предусмотренные ст. 302 ГК РФ основания, которые дают право истребовать имущество у добросовестного приобретателя.
В соответствии с п. 1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Для применения ст. 302 ГК РФ необходимо установление обстоятельства отсутствия у отчуждателя имущества права на его отчуждение.
Указанная правовая норма предполагает необходимость установления того, что совершенная сделка должна быть возмездной, а приобретатель имущества должен быть добросовестным.
Конструкция виндикационного иска состоит из двух неразрывно связанных между собой составляющих: а) абсолютная составляющая - о признании права собственности истца; б) относительная составляющая - об отобрании вещи у ответчика и передаче ее истцу.
Виндикационный иск не подлежит удовлетворению в случае, если истец не доказал своего права собственности (или ответчик доказал, что право собственности принадлежит ему), так и в том случае, если истребуемой вещи во владении ответчика нет.
Собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен (Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8).
Истец - собственник, неправомерно лишившийся своего имущества. В связи с этим виндикационное требование не может быть предъявлено в защиту прав лица, который имеет только право требовать передачи ему имущества в собственность, но во владение имущества так и не получил.
Истец должен доказать, что 1) именно ему принадлежит право собственности на истребуемую вещь; 2) это право нарушено; 3) имущество удерживает ответчик.
Ответчик - незаконный владелец, у которого фактически находится вещь. Незаконным владельцем является не только лицо, неправомерно завладевшее имуществом, но и лицо, приобретшее вещь у самовольного захватчика. Ответчик не обязан доказывать свой статус, но в его интересах привести возражения против доводов истца.
Интересы невладеющего собственника могут быть защищены с помощью других правовых средств.
Принято считать, что на приобретателя распространяется презумпция добросовестности. Добросовестность и недобросовестность приобретателя устанавливаются по тем же критериям, что и добросовестность (недобросовестность) незаконного владельца в соответствии со ст. 303 ГК РФ.
Права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные ст. 302 ГК основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.) (Постановление КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П).
Как видно из материалов дела в соответствии с Государственным актом от ДД.ММ.ГГГГ №А-1 № Архангельской КЭЧ района предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 346,6 га 11-15).
Решением Президиума Красногорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № земельный участок площадью 42,3 га изъят у Архангельской КЭЧ в фонд городского Совета для передачи жителям района (л.д.104-105).
Решением Красногорского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об установлении границ земель населенных пунктов» утверждены границы сельских населенных пунктов, в том числе Воронковского сельского округа.
Постановлением администрации Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждены границы земельного участка общей площадью 546200 кв. метров Архангельской КЭЧ КЭУ <адрес> в поселке <адрес> МО в том числе участок площадью 191700 кв. метров, участок площадью 206700 кв. метров и участок 147800 кв. метров. Категория земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения (л.д.7-9).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ основанием для регистрации за Российской Федерацией права собственности на земельный участок площадью 147800 кв. метров явился акт на право пользования землей, постановление об утверждении внешних границ землепользования Архангельской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26).
При получении повторного свидетельства и перерегистрации права собственности Российской Федерации на земельный с кадастровым номером 50:11:0050602:53 его площадь установлена в размере 121629 кв. метров (л.д.107), основанием перерегистрации права явился, вышеуказанный акт, а также постановление Главы Красногорского муниципального района об утверждении и границ землепользования Архангельской КЭЧ от ДД.ММ.ГГГГ, которое впоследствии было отменено.
Согласно кадастровой выписки на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:53, датой внесения номера в ГКН ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем участка площадью 67459 кв. метров указана Российская Федерация (л.д.108).
По данным ЕГРП на ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050602:53 составляет 67459 кв. метров (106).
Постановлением <адрес> МО № от ДД.ММ.ГГГГ постановление об утверждении границ участка площадью 546200 кв. метров отменено (л.д.103).
Из анализа вышеуказанных документов следует, что при выделении Архангельской КЭЧ района в 1981 году земельного участка площадью 346,6га., площадь участка в размере 42,3 га изъята в последующем в фонд городского совета и вошла в границы Воронковского сельского округа таким образом площадь участка должна составлять площадь 306,3 кв. метров. Однако в 2005 году утверждены границы участка Архангельской КЭЧ площадью 546200 кв. метров, что на 239900 кв. метров больше ранее выделенной площади. Указанное постановление явившиеся основанием для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности РФ спорный земельный участок в заявленных министерством границах отменено.
Таким образом, на момент рассмотрения дела, данных о фактических границах земельного участка представленного актом от 1981 года суду не представлено, границы фактически являются не определенными и не установленными.
В силу пункта 1 и 3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно положению «Об Архангельской КЭЧ района КЭУ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного начальником КЭУ <адрес>, Архангельская КЭЧ является государственным учреждением, имеющим в пользовании и распоряжении на праве оперативного управления закрепленное федеральное имущество, финансируемое из государственного бюджета по бюджетным статьям Министерства обороны РФ находящееся в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны № зарегистрированным Генеральным штабом Вооруженных Сил СССР от ДД.ММ.ГГГГ №ОРГ-13/111565 Архангельская КЭЧ является структурным подразделением Министерства обороны и находится на бюджетном финансировании Финансово-экономического управления Московского военного округа.
Выше приведенная позиция изложена в письме Секретариата Конституционного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ принятого в связи с обращением о разъяснении применения пункта 2 статьи 358 НК РФ, а также отражена в судебной практике (Постановление ФАС МО от ДД.ММ.ГГГГ № КА-А41/6327-06, ФАС СКО от ДД.ММ.ГГГГ №Ф08-697/08-246А).
Кроме того, согласно пункта 297 приказа Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ» к полномочиям начальника квартирно-эксплуатационной службы войсковой части отнесен контроль за использованием земельных участков и закреплением границ земельных участков на местности, а также подача претензий и рекламаций, исков и представительство в судах.
Как следует из Приказа Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» согласно которому КЭЧ и в том числе и Архангельская КЭЧ КЭУ <адрес> реорганизована путем присоединения к ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ. Согласно данного приказа ФГКУ «ЦТУИО» поручено провести регистрацию прав постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в органах Росреестра.
Как следует из выписок ЕГРП право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:53 с 2006 года зарегистрировано за Российской Федерацией, данных о регистрации права оперативного управления на земельный участок, ни за Архангельской КЭЧ КЭУ <адрес>, ни за Министерством обороны суду не представлено и судом не установлено.
Представитель Министерства обороны РФ считает, что является надлежащим истцом по делу, поскольку Министерство обороны РФ действует в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» от ДД.ММ.ГГГГ за №, однако данный довод суд находит не обоснованным, поскольку согласно пункта 1 указанного выше постановления (с изменениями внесенными постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ) Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капитала обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны РФ государственных унитарных предприятий.
Анализируя изложенное суд, считает, что Министерством обороны РФ не доказан факт своего права на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050602:53.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находилось в незаконном владении.
Как видно из материалов регистрационного дела запрошенного судом право собственности у ответчицы возникло на основании договора купли-продажи земельного участка заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО7 (л.д.43-87). В свою очередь право собственности на спорный земельный участок у ФИО8 возникло на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-76).
На момент заключения ответчиком сделки купли-продажи земельного участка право собственности было в установленном порядке зарегистрировано за продавцами в ЕГРП. Арестов и запрещений по сделкам с данными участками в ЕГРП не зарегистрировано.
Таким образом, сделка соответствовала всем признакам действительности.
Анализируя изложенное суд считает, что поскольку виндикационный иск это иск не владеющего имуществом собственника к владеющему не собственнику о возврате имущества в данном случае земельного участка, однако Министерство обороны РФ, не подтвердило ходе рассмотрения дела своего права на земельный участок 50:11:0050602:53, а истребуемый земельный участок принадлежит ответчице на праве собственности – зарегистрированном в ЕГРП и не оспоренным, поэтому указанные в обоснование требований нормы статьи 301 ГК РФ, применены истцом ошибочно.
В соответствии с ч.1,2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Кроме того, судебное решение, явившееся основанием для первоначальной регистрации права собственности, никем не оспорено.
Таким образом, на момент рассмотрения судом данного дела ответчица является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050602:259, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного выше и руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
В иске Министерству обороны Российской Федерации к ФИО1 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд в течение месяца.
Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Аникеева Е.Д.