Дело № 2-8117/15 (17)
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 14.09.2015 года)
г. Екатеринбург 09 сентября 2015 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Абрамовой К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова К. В. к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на гаражный бокс,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнов К.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на гаражный бокс № площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
В обоснование иска указано, что ОГЭСК «Академический» был предоставлен земельный участок по акту в бессрочное пользование <//> №-б под строительство капитальных гаражей. <//> государственной приемочной комиссией приняты в эксплуатацию <данные изъяты> гаражных бокса. <//> из членов <данные изъяты> был создан ГСК «Суриковский» и <//> <данные изъяты>» передал <данные изъяты> земельный участок с капитальными гаражами. В период с <//> по <//> осуществлялось строительство на надземной части ещё <данные изъяты> гаражных боксов ГСК «Суриковский» за счет паевых взносов членов кооператива. На основании Распоряжения Главы г. Екатеринбурга от <//> № было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и между ГСК «Суриковский» и Администрацией г. Екатеринбурга заключен договор аренды № от <//> земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> сроком до <//> под существующие гаражи. Поскольку на момент передачи ГСК «Суриковский» земельного участка с капитальными гаражами имелись недостроенные гаражные боксы на наземной части гаражного комплекса <//> Распоряжением Главы Екатеринбурга разрешено ГСК «Суриковский» произвести реконструкцию и завершить надстройку надземной части подземного гаража для размещения гаражных боксов. Указанные в распоряжения требования представить разработанную документацию на согласование, получить на реконструкцию и надстройку мансардного этажа, завершить реконструкцию и надстройку до <//> и получить разрешение на ввод в эксплуатацию надстройки, ГСК «Суриковский» не выполнил, вместе с тем закончил строительство надземной части подземного гаража и достроил <данные изъяты> гаражных бокса с № по №. Таким образом, выстроенные гаражные боксы, в том числе и гаражный бокс №, являются самовольно выстроенными строениями в надземной части надстройки. Истец Смирнов К.В., является членом ГСК «Суриковский», полностью выплатил паевой взнос, направленный на строительство гаражного комплекса, включая гаражный бокс №. Согласно отчету по техническому обследованию гаражного бокса, данный гаражный бокс соответствует строительным нормам и правилам, находится в работоспособном состоянии, дефектов и деформаций, указывающих на аварийное состояние конструкций, не обнаружено, безопасное нахождение людей в помещении гаражного бокса будет обеспечено.
В судебное заседание истец Смирнов К.В. не явился, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Ответчик Администрация г. Екатеринбурга своего представителя в судебное заседание не направила, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
Третье лицо ГСК «Суриковский» своего представителя в судебное заседание не направил, своевременно и надлежащим образом извещался о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика в порядке заочного производства согласно ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и вынести заочное решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
На основании статьи 12 данного Кодекса признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 совместного Постановления № 10/22 от «29» апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности» и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленных в материалы дела документов следует, что на основании решения <адрес> от <//>, акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от <//>, акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка от <//> № <данные изъяты>» выдано <//> удостоверение о регистрации <данные изъяты> боксов общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>
<//> по акту приема – передачи земельный участок площадью <данные изъяты> под капитальными гаражами по <адрес> был передан <данные изъяты> и принят ГСК «Суриковский».
Распоряжением Главы г. Екатеринбурга от 30.12.2005 № 4734-р право постоянного (бессрочного) пользования ОГЭСК «Академический» на данный земельный участок прекращено, утвержден проект границ земельного участка из земель поселений площадью <данные изъяты>. по <адрес> этот участок предоставлен в аренду сроком на <данные изъяты> под существующие гаражные боксы ГСК «Суриковский».
На основании данного распоряжения <//> Администрация г. Екатеринбурга и ГСК «Суриковский» заключили договор аренды земельного участка №
В дальнейшем Распоряжением Главы г. Екатеринбурга от <//> № ГСК «Суриковский» разрешена реконструкция и завершение надземной части подземного гаража для размещения гаражных боксов на вышеуказанном земельном участке. При этом на ГСК «Суриковский» возложены обязанности получить в Главархитектуре Администрации г. Екатеринбурга градостроительный план земельного участка и предоставить разработанную в соответствии с ним проектную документацию на согласование в установленном порядке; получить в Администрации г. Екатеринбурга разрешение на реконструкцию и надстройку мансардного этажа; завершить реконструкцию и надстройку до <//>; получить в Администрации г. Екатеринбурга разрешение на ввод объекта в эксплуатацию после окончания реконструкции надстройки.
Данные требования ГСК «Суриковский» не выполнил, вместе с тем, закончил строительство надземной части подземного гаража и достроил 74 гаражных бокса с № по №.
Из материалов дела также следует, что Смирнов К.В. является членом ГСК «Суриковский», имеет гаражный бокс №, расположенный по адресу<адрес> Паевой взнос за гаражный бокс выплачен в полном объеме по состоянию на <//>, что подтверждается справкой ГСК «Суриковский» от <//>.
В списке членов ГСК «Суриковский» Смирнов К.В. значится владельцем данного гаражного бокса.
Согласно заключению ИП Обласовой Т.В. по материалам обследования и оценки технического состояния надежности строительных конструкций гаражного бокса №, расположенного в здании ГСК «Суриковский» по <адрес> техническое состояние несущих конструкций гаражного бокса оценивается как работоспособное, то есть категория технического состояния, при которой некоторые из выявленных признаков трещиноватости, естественного эксплуатационного износа в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается.
Положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 26 совместного Постановления № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности» и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что Администрация г. Екатеринбурга никогда не возражала против выделения земельного участка по <адрес> сначала <данные изъяты>», а затем ГСК «Суриковский» под строительство и дальнейшую эксплуатацию гаражных боксов.
В настоящее время в отношении земельного участка, находящегося в фактическим пользовании ГСК «Суриковский» проведены кадастровые работы, определена площадь 2984 кв.м., он поставлен на государственный кадастровый учет, земельному участку присвоен кадастровый №, он предоставлен ГСК «Суриковский» под существующие гаражные боксы в аренду, что, как обоснованно указывает истец, не исключает возможности узаконения самовольной постройки на указанном участке в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцом представлены доказательства того, что, что гаражный бокс № соответствует всем строительным нормам и правилам, противопожарным и санитарным требованиям, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц, и не создаст угрозу жизни и здоровью граждан, и, несмотря на осуществление его строительства без разрешительных документов, Администрация г. Екатеринбурга решения о сносе не принимала.
Самовольная постройка возведена в границах земельного участка, отведенного для строительства гаражных боксов в 1987 году, в настоящее время разрешенное использование земельного участка не изменено.
Оценивая по правилам части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного сторонами доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что возведенный спорный объект завершенного капитального строительства не создает угрозу жизни и здоровья как истцу, так и неопределенному кругу лиц. Доказательств опровергающих этот вывод материалы дела не содержат.
Из технического паспорта на нежилое помещение <данные изъяты> по <адрес>» (ГСК) следует, что гаражный бокс № расположен в строении <данные изъяты> (наземная часть) по указанному адресу, имеет площадь <данные изъяты> помещение № по плану ЕМУП БТИ по состоянию на <//>.
При таких обстоятельствах исковые требования о признании за истцом права собственности на указанный объект подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196 – 199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Смирнова К. В. к Администрации г. Екатеринбурга о признании права собственности на гаражный бокс удовлетворить.
Признать за Смирновым К. В. право собственности на гаражный бокс № площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения (получения) копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.А. Иванова