Дело № 12-4/2022
УИД 04RS0003-01-2021-001541-50
РЕШЕНИЕ
село Бичура 16 февраля 2022 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе:
председательствующего – судьи Куликовой А.Л., при секретаре Федотовой В.В.,
с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, администрации муниципального образования – сельское поселение «Окино-Ключевское» Бичурского района Республики Бурятия (далее – МО-СП «Окино-Ключевское») Разуваевой Н.М., защитника администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Селивановой Т.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу защитника администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Селивановой Т.И. на постановление №-р от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля <адрес> Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по <адрес> и <адрес> ФИО2 о привлечении администрации МО-СП «Окино-Ключевское» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Бичурский районный суд Республики Бурятия поступила жалоба защитника администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Селивановой Т.И. на постановление №-р от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля <адрес> Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО2 о привлечении администрации МО-СП «Окино-Ключевское» - ИНН 0303006756, <данные изъяты>, к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнутого административному наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В своей жалобе и в судебном заседании защитник Селиванова Т.И. просила суд отменить обжалуемое постановление и прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава правонарушения, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, решением Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Совета депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, которыми были внесены изменения в Генеральный план МО-СП «Окино-Ключевское» и Правила землепользования и застройки МО-СП «Окино-Ключевское» соответственно, из категории земель сельскохозяйственного назначения был переведен в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения полигона твердых бытовых отходов. Администрацией МО-СП «Окино-Ключевское» лишь несвоевременно подано заявление в Росреестр для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Законный представитель администрации МО-СП «Окино-Ключевское» - глава администрации МО-СП «Окино-Ключевское», Разуваева Н.М. в судебном заседании пояснила, что земельный участок, указанный в постановлении, находится в собственности поселения, свалка, расположенная на нем сейчас закрыта. В настоящее время администрацией выполнен большой объем работы по переводу категории земель из сельскохозяйственного назначения в промышленный, подготовлен пакет документов и направлен в Министерство имущества для внесения изменений. В бюджете поселения дотаций нет, штраф в сумме 200 000 рублей администрация уплатить не сможет.
Начальник правового и информационного обеспечения Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО5 в судебном заседании пояснила, что частью 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен полный запрет на размещение любых отходов на любых землях, любых категорий, запрещено размещать отходы на почву и в почву. Бездействие администрации состоит не в том, что они не изменили категорию земельного участка, а в том, что допустили захламление и не приняли никаких мер к уборке мусора. На землях промышленности разрешено возведение полигонов для складирования бытовых отходов, мусоросортировочных станций, заводов по переработке и утилизации отходов, но полигон это сооружение, территория которого изолируются от окружающей среды, по проекту проводится государственная экологическая экспертиза, после этого проводятся строительные работы, вводится объект в эксплуатацию, оформляется лицензия и только потом туда свозятся отходы. Администрации необходимо подготовить проект рекультивации, убрать отходы. В случае перевода категории земель и внесения изменений в Росреестр, предписание будет передано в Росприроднадзор, который также обяжет убрать мусор, вынесет такое же предписание и ответственность предусмотрена по той же статье КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав мнение участников процесса, суд пришёл к следующим выводам.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Компонентами природной среды согласно ст. 1 названного закона признаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой документарной проверки, проведенной должностными лицами Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес>, основанием для осуществления которой явилось мотивированное представление № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия, о чем составлен акт административного обследования ДД.ММ.ГГГГ №, на земельном участке сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, примерно в 2 км. от <адрес>, на площади <данные изъяты>. выявлены нарушения п. 1, 2 ч. 2 ст. 13, абз. 1, 2, 4 ст. 42 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в связи с бездействием собственника земельного участка выразившемся в не проведении обязательных мероприятий по охране, защите сельскохозяйственных угодий от несанкционированного размещения строительных отходов (ломаный шифер, кирпичи), бытовой мусор (ломаная бытовая техника, мебель, стекло, пакеты), также зафиксировано зарастание травянистой и древесно-кустарниковой растительностью на площади 11 045 кв.м., что качественно ухудшило земли сельскохозяйственного назначения и требует для введения в оборот временных, трудовых и материальных затрат, что является невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В рамках выездного обследования ДД.ММ.ГГГГ с целью оценки состояния почвенного плодородия с территории земельного участка отобраны образцы проб почвы. Пробы почвы были направлены на исследование в ФГБУ <данные изъяты>» <адрес>. По результатам исследований <данные изъяты>» выданы протоколы испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> - № <данные изъяты>. При сравнении результатов пробы с территории захламленного земельного участка с фоновой пробой выявлено снижение органического вещества, содержания обменного калия, фосфора. Так в пробах 1,2,3,5,8,10,13 протокола отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ № выявлено существенное снижение содержания фосфора в почве. В пробах 4,6,10,11,12,15 снижение органического вещества. Во всех отобранных пробах наблюдается снижения содержания обменного калия.
Данные изменения почвы земельного участка требуют проведения очистки почвенного слоя для возможности использования земельного участка для сельскохозяйственных целей.
Кроме того, вследствие перекрытия поверхности участка, земельный участок теряет свою хозяйственно-экономическую ценность, технически невозможно проводить сельскохозяйственную деятельность при перекрытии почвенного покрова.
В результате бездействия МО-СП «Окино-Ключевское» возникает опасность деградации занятого отходами почвенного слоя, т.е. ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов (п. 2 Правил рекультивации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»), т.к. участки, занятые отходами физически не могут использоваться в сельском хозяйстве. Возникает угроза причинения вреда окружающей среде - почве и негативное влияние на фитосанитарное состояние почвенного слоя. По классификатору отходов бой стекла относится к V классу, код 3 41 901 01 20 5, старые доски относятся к V классу опасности, код 4 04 190 00 51 5 (прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства, незагрязненная).
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности администрации МО-СП «Окино-Ключевское», ИНН: 0303006756, <данные изъяты>, постоянное (бессрочное) пользование № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по факту невыполнения установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, должностным лицом Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> в отношении администрации МО-СП «Окино-Ключевское», в пользовании которого находится земельный участок, захламленный отходами, в том числе V класса опасности, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, мотивированным представлением должностного лица Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> с информацией о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки в отношении администрации МО-СП «Окино-Ключевское» № от ДД.ММ.ГГГГ, решением Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении документарной проверки в отношении администрации МО-СП «Окино-Ключевское», сведениями об уведомлении главы администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Разуваевой Н.М. о проведении проверки, актом документарной проверки №-р от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием №-р от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации МО-СП «Окино-Ключевское» об устранении выявленных нарушений, сведениями о вручении главе администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Разуваевой Н.М. акта проверки и предписания, сведениями об уведомлении главы администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Разуваевой Н.М. о явке для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела и иными доказательствами, которые в совокупности оценены на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрация МО-СП «Окино-Ключевское» имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером № переведен в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для размещения полигона твердых бытовых отходов, своего подтверждения не нашел.
В силу ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в данных Единого государственного реестра недвижимости. Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В соответствии ч. 3 ст. 5 названного закона перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, имеет категорию: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
Запрет на размещение отходов не зависит от категории земель и вида их разрешенного использования, поэтому размещение на земельном участке с кадастровым номером № отходов, в том числе строительных и бытового мусора, носит противоправный характер независимо от категории и вида разрешенного использования земельного участка.
Должностное лицо обоснованно исходил из того, что, будучи лицом, в пользовании которого находится земельный участок, администрация МО-СП «Окино-Ключевское» в силу закона обязана не допускать его захламление отходами, попадание отходов на почву, загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв, иное негативное воздействие на них, а также выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель и пришло к обоснованному выводу о виновности администрации МО-СП «Окино-Ключевское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемого акта не является.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по <адрес> Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-р о привлечении администрации МО-СП «Окино-Ключевское» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Селивановой Т.И. - без удовлетворения.
Копию решения направить законному представителю юридического лица администрации МО-СП «Окино-Ключевское» Разуваевой Н.М., защитнику Селивановой Т.И., начальнику отдела государственного земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля по <адрес> Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> ФИО2
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вручения либо получения его копии.
Судья Бичурского районного суда
Республики Бурятия Куликова А.Л.