Дело № 2-1573/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2020 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Горбуновой Т.Н.,
помощник судьи Еремеева Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Томский Инженерно-технический Центр» к Кандрашову О.А. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение работника,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Томский Инженерно-технический Центр» (далее – ООО «Томский ИТЦ») обратилось в суд с иском к Кандрашову О.А., в котором просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства, затраченные истцом на обучение ответчика, в размере 39293,25 руб.
В обоснование заявленных требований указывает, что на основании трудового договора № 1130 от 20.03.2020 Кандрашов О.А. принят на работу в ООО «Томский ИТЦ», уволен 20.07.2020 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и поступившего от ответчика заявления о расторжении трудового договора. В период работы ответчик прошел следующее обучение за счет средств работодателя: аттестация и специальная подготовка <данные изъяты> в ООО «ГАЗ ЗСР НАКС», а также повышение квалификации <данные изъяты> в АНО ДПО «Образовательный центр «Сфера успеха», по итогам обучения ответчику выданы удостоверения. С учетом фактически отработанного ответчиком времени сумма возмещения за обучение составляет 39293,25 руб. ООО «Томский ИТЦ» организовало и оплатило обучение ответчика, что расширило профессиональные возможности последнего, в связи с чем он приобрел дополнительные преимущества на рынке труда без финансовых затрат на обучение. В свою очередь, ответчик расторгнул без уважительных причин трудовой договор ранее трехлетнего срока отработки, тем самым нарушив принятые на себя обязательства.
Представитель истца Кудрявцев Н.С., действующий на основании доверенности №111 от 17.08.2020 сроком на 3 месяца, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства спора, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем представил письменное ходатайство.
Ответчик Кандрашов О.А., о дате, времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в суд также не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении дела не просил, каких-либо возражений относительно заявленных исковых требований суду не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 9 ТК РФ определено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 15 ТК РФ).
На основании ст. 21 ТК РФ работник имеет право, в том числе, на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. При этом работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором.
В соответствии с частью четвертой статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В силу положений ст. 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 ТК РФ определено, что работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации. Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении (ст. 249 ТК РФ).
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. При этом, подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников за счет средств работодателя осуществляются им на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случае невыполнения работником без уважительных причин обязанности отработать после обучения, проводимого за счет средств работодателя, этот работник должен возместить работодателю затраты, связанные с его обучением, пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Действующее трудовое законодательство не конкретизирует состав расходов работодателя, которые включаются в стоимость обучения как возмещаемые затраты. Данный вопрос может быть урегулирован в локальном акте организации и в ученическом договоре. Факт понесенных затрат на обучение должен быть подтвержден надлежащими документами, и размер этих расходов должен быть с достоверностью установлен.
Необходимость установления действительного размера расходов работодателя на обучение конкретного работника, подлежащих возмещению этим работником, следует и из содержания подп. 2 п. 2 Рекомендации № 85 Международной организации труда «Об охране заработной платы» (принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-й сессии Генеральной конференции МОТ), предусматривающего, что сумма удержаний из заработной платы работника в порядке возмещения потерь или ущерба, нанесенного им работодателю, должна быть умеренной и не должна превышать действительной стоимости потерь или ущерба.
Как следует из материалов дела, 20.03.2020 Кандрашов О.А. на основании заключенного с ООО «Томский ИТЦ» трудового договора № 1130 от 20.03.2020 принят на работу в ООО «Томский ИТЦ» в отдел строительного контроля на должность инженера, что подтверждается соответствующим приказом о приеме работника на работу № 50-лс от 20.03.2020.
Так, согласно условиям трудового договора № 1130 от 20.03.2020 Кандрашов О.А. как работник ООО «Томский ИТЦ» имел право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в случаях и порядке, установленным Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ (п. 3.1.10 трудового договора).
Вместе с тем, пунктами 3.2.3, 3.3.1, 8.1 трудового договора предусмотрено, что работник обязан не расторгать трудовой договор и проработать у работодателя (ООО «Томский ИТЦ») после обучения не менее трех лет с момента окончания обучения (в случае проведения за счет работодателя обучения (аттестации) работника в образовательных учреждениях или силами работодателя и т.д.) или возместить затраты понесенные работодателем на его обучение, исчисленные в соответствии с п. 8.1 трудового договора. В случае прекращения (расторжения) трудового договора работник также обязан в течение трех дней возместить стоимость любого проведенного за счет средств работодателя обучения (по инициативе работника или (и) работодателя) и иные затраты, связанные с таким обучением (в том числе обучения с проверкой знаний (аттестацией), предаттестационного обучения (подготовки), профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, семинаров, курсов и т.д.), в случае увольнения до истечения срока, установленного п. 3.2.3 трудового договора, пропорционально отработанному после окончания обучения времени. После окончания обучения, оплаченного работодателем, работник должен отработать в организации не менее 3 (трех) лет с момента окончания соответствующего обучения. В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока отработки, работник обязуется возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально отработанному после окончания обучения времени.
ООО «Томский ИТЦ», как работодатель, в свою очередь, имеет право требовать возмещения и удержать при увольнении работника из заработной платы работника стоимость обучения и иных затрат работодателя, связанных с обучением, если не истек срок, оговоренный п. 3.2.3 трудового договора, пропорционально отработанному времени (п. 4.1.8 трудового договора).
24.03.2020 ООО «Томский ИТЦ» и Кандрашовым О.А. заключено соглашение № 963 об обучении работника за счет средств работодателя, по условиям которого ООО «Томский ИТЦ» принимает на себя обязательно оплатить расходы по оплате обучения работника Кандрашова О.А. по программе/курсу: Аттестация и специальная подготовка <данные изъяты> повышение квалификации <данные изъяты>, а работник Кандрашов О.А. добровольно принимает на себя обязательство отработать в предприятии после обучения, оплаченного предприятием, 3 (три) года с момента окончания обучения, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока добровольно возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение (пункты 1.1, 1.3 соглашения).
При таких обстоятельствах, суд полагает установленным тот факт, что, заключая 20.03.2020 трудовой договор № 1130, соглашение № 963 об обучении за счет средств работодателя от 24.03.2020, Кандрашов О.А. добровольно принял на себя обязанность отработать в ООО «Томский ИТЦ» не менее трех лет с момента окончания обучения, а в случае увольнения до истечения данного срока – возместить работодателю ООО «Томский ИТЦ» затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.
Таким образом, стороны предусмотрели, что при взаимном должном соблюдении ими данных обязательств будет обеспечен баланс прав и интересов работника и работодателя: работник Кандрашов О.А. повысит профессиональный уровень, а работодателю ООО «Томский ИТЦ» в случае досрочного прекращения работником трудовых отношений с работодателем без уважительных причин компенсируются понесенные на обучение работника затраты.
Так, из содержания удостоверения о повышении квалификации (регистрационный номер 2530320), выданного Кандрашову О.А. следует, что он прошел обучение в АНО ДПО «Образовательный Центр «Сфера успеха» <данные изъяты>
Кроме того, как следует из аттестационного удостоверения № ЗСР-ГАЦ-II-11436, выданного Кандрашову О.А. ООО «Головной аттестационный центр Западно-Сибирского региона Национального агентства контроля и сварки», ответчик допущен к руководству и техническому контролю <данные изъяты>
Обучение Кандрашова О.А. осуществлялось в рамках заключенного 09.01.2019 ООО «Томский ИТЦ» и АНО ДПО «Образовательный Центр «Сфера успеха» договора оказания услуг № 136, согласно которому и на основании акта № 2984 сдачи-приема выполненных работ от 23.03.2020, платежного поручения № 460 от 23.03.2020 истцом оплачены образовательные услуги АНО ДПО «Образовательный Центр Сфера успеха» за повышение квалификации сотрудника Кондрашова О.А. <данные изъяты> в размере 2500 руб.
Специальную подготовку и последующую аттестацию <данные изъяты> в ООО «Головной аттестационный центр Западно-Сибирского региона Национального агентства контроля и сварки» Кандрашов О.А. прошел в рамках заключенного 24.03.2020 ООО «Томский ИТЦ» и ООО «Головной аттестационный центр Западно-Сибирского региона Национального агентства контроля и сварки» договора № 69 о проведении аттестации <данные изъяты>. Кандрашов О.А. входил в список <данные изъяты>, подлежащих аттестации (приложение № 1 к договору № 69 от 23.03.2020). Согласно акту № 101 от 24.04.2020 стоимость аттестации и специальной подготовки <данные изъяты> составляет 40264 руб., которую истец оплатил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями № 580 от 15.05.2020, № 575 от 21.05.2020, № 675 от 27.05.2020, №606 от 29.05.2020.
20.07.2020 в соответствии с заявлением Кандрашова О.А. об увольнении по собственному желанию трудовой договор с последним расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст.77 ТК РФ, что подтверждается соответствующим приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № 112-лс от 20.07.2020.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 67 ГПК РФ).
При таких данных, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что расторгнув трудовой договор по собственной инициативе до истечения трехлетнего срока с момента окончания обучения, ответчик в силу вышеизложенных норм трудового законодательства и в соответствии с условиями заключенного трудового договора с работодателем обязан возместить последнему понесенные расходы на его обучение, рассчитанные пропорционально не отработанному времени. Определяя размер суммы денежных средств, затраченных на обучение работника, подлежащей взысканию с Кандрашова О.А., суд полагает возможным руководствоваться расчетом, приведенным истцом в тексте искового заявления, поскольку сомнений в своей правильности он не вызывает, арифметически верен, соответствует положениям договора и требованиям закона. Иного контррасчета ответчиком Кандрашовым О.А. в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств добровольного возмещения истцу расходов, затраченных на его (ответчика) обучение, после расторжения трудового договора.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с Кандрашова О.А. в пользу ООО «Томский ИТЦ» денежных средств, затраченных истцом на обучение ответчика, в размере 39293,25 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 196-199, 193 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Томский Инженерно-технический Центр» к Кандрашову О.А. о взыскании денежных средств затраченных на обучение работника удовлетворить.
Взыскать с Кандрашова О.А., <дата обезличена> года рождения, <данные изъяты> в пользу общества с ограниченной ответственностью «Томский Инженерно-технический Центр» (ОГРН 1057002639748) денежные средства, затраченные на обучение работника, в размере 39293 (тридцать девять тысяч двести девяносто три) рубля 25 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.О. Макаренко
Мотивированный текст решения суда изготовлен 14.10.2020
УИД 70RS0017-01-2020-000450-42