Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3306/2015 ~ М-3500/2015 от 22.07.2015

Дело № 2-3336/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2015 г. г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Симоновой Е.В..,

при секретаре судебного заседания – Шкловой Т.А.,

с участием:

заявителя открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс», его представителя Вахляевой Ю. П., действующей на основании доверенности,

представителя органа, чьи действия обжалуются - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Республики Мордовия - Телятниковой Е. П., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Республики Мордовия,

установил:

Открытое акционерное общество «СаранскТеплоТранс» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Республики Мордовия.

В обоснование заявленных требований, указав, что государственной инспекцией труда в Республике Мордовия на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 04.06.2015 года № 7-358-15-ОБ/156/68/2 проведена внеплановая выездная проверка открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс», предметом которой явилось проведение мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав.

По результатам проведения внеплановой проверки «ОАО «СаранскТеплоТранс» выдано предписание № 7-358-15-ОБ/156/68/3 от 29.06.2015 г., о необходимости провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочих мест слесаря по обслуживанию тепловых сетей 3-6 разряда в соответствии со штатным расписанием (85 единиц) на основании ст. 26,17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ, в срок до 01.09.2015 года.

Названное предписание считают незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Просит предписание Государственной инспекции труда в Республики Мордовия в отношении открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» № 7-358-15-ОБ/156/68/3 от 29.06.2015 года признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель заявителя Вахляева Ю.П. заявление поддержала по изложенным основаниям, просила удовлетворить его в полном объеме.

В судебном заседании представитель должностного лица, чье действие обжалуется - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Республики Мордовия Телятникова Е.П. просила в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений статей 353 -356, статьи 382 Трудового кодекса Российской Федерации, Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324 федеральная инспекция труда относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Основные полномочия федеральной инспекции труда определены в статье 356 Трудового кодекса Российской Федерации; к ним отнесены ведение приема, рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 360 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Статьей 361 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность обжалования предписаний инспектора труда как в порядке подчиненности руководителю, так и в судебном порядке.

Материалами дела установлено, что государственной инспекцией труда в Республике Мордовия на основании Распоряжения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля от 04.06.2015 года № 7-358-15-ОБ/156/68/2 проведена внеплановая выездная проверка открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс», предметом которой явилось проведение мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав.

Согласно Акта проверки от 29 июня 2015 года № 7-358-15-ОБ/156/68/3 ОАО «СаранскТеплоТранс» нарушений по вопросу перевода на должность слесаря по обслуживанию тепловых сетей не установлено; нарушений по вопросу понижения разряда слесаря по ремонту оборудования тепловых сетей ФИО1 не выявлено, нарушений законности выдачи уведомления об изменения существенных условий трудового договора не установлено и других нарушений не установлено, но следует провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочих мест слесаря по обслуживанию тепловых сетей 3-6 разряда в соответствии со штатным расписанием (85 единиц) на основании ст. 26,17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ.

По результатам проведения внеплановой проверки «ОАО «СаранскТеплоТранс» выдано предписание № 7-358-15-ОБ/156/68/3 от 29.06.2015 г., о необходимости провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочих мест слесаря по обслуживанию тепловых сетей 3-6 разряда в соответствии со штатным расписанием (85 единиц) на основании ст. 26,17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ, в срок до 01.09.2015 года.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Согласно статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регламентирован главой 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", согласно которой обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ст. 8).

В силу части 2 статьи 4 указанного Закона работодатель обязан обеспечить проведение внеплановой специальной оценки условий труда, в случае получения им предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится в плановом порядке не реже одного раза в 5 лет. Этот срок исчисляется от даты утверждения предыдущего отчета специальной оценки условий труда. Для недавно созданных организаций срок следует исчислять от даты государственной регистрации организации, а при наличии результатов аттестации рабочих мест специальная оценка может не проводиться в течение 5 лет от даты завершения аттестации.

Внеплановая специальная оценка проводится по основаниям, указанным в статье 17 Закона N 426- ФЗ, срок проведения в этом случае ограничен 6 месяцами от даты наступления события, явившегося основанием для внеплановой оценки.

Одним из оснований проведения внеплановой оценки условий труда пункт 2 части 1 статьи 17 называет получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований комментируемого закона.

Для проведения внеплановой специальной оценки необходима совокупность следующих условий: получение работодателем предписания, выданного государственным инспектором труда.

Согласно ч. 2, 6 и 7 ст. 360 ТК РФ государственные инспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей в порядке, установленном законом.

Предметом проверки в данном случае должно являться соблюдение требований Закона № 426-ФЗ.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются: истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства, обращение и заявление граждан, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав; запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте, наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; в ходе проведения указанной проверки выявлены нарушения требований Закона № 426-ФЗ.

Из последнего условия следует, что предписание о проведении внеплановой специальной оценки может быть выдано работодателю только в случае, если выявлены нарушения правил проведения специальной оценки, установленные Законом № 426-ФЗ. В случае обнаружения нарушений иных нормативных правовых актов, в том числе положений ТК РФ, подобное предписание выдано быть не может.

В связи с изменением штатного расписания в ОАО «СаранскТеплоТранс» проведена специальная оценка условий труда на 273 рабочих местах, о чем свидетельствует отчет о проведении специальной оценки условий труда специализированной организацией обществом с ограниченной ответственностью «Центр сертификации», что также нашло отражение на стр. 3 акта проверки государственной инспекцией труда в Республике Мордовия.

Из Акта проверки государственной инспекцией труда в Республике Мордовия от 29.06.2015 № 7- 358-15-ОБ/156/68/2, нарушений правил проведения специальной оценки условий труда, установленные Законом № 426-ФЗ не выявлены.

В соответствии с пунктами 86, 87 и 88 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. приказом Минтруда РФ от 30 октября 2012 г. N 354н, в предписании об устранении выявленных нарушений в обязательном порядке указываются сроки их устранения. Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами Роструда и его территориальных органов, проводившими надзорные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования. Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.

Кроме того, часть 2 статьи 17 Закона № 426-ФЗ устанавливает, что внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев.

Шесть месяцев - это максимальный срок, в который работодатель обязан провести внеплановую специальную оценку в случаях, установленных ч. 1 вышеуказанной статьи.

Одновременно шесть месяцев является и минимальным сроком, который может быть установлен работодателю для проведения внеплановой специальной оценки.

Таким образом, данная норма обязывает работодателя завершить проведение внеплановой специальной оценки до истечения шести месяцев со дня наступления соответствующего обстоятельства. При этом специальная оценка считается завершенной в день утверждения председателем комиссии по проведению специальной оценки условий труда отчета о ее проведении.

Как следует из предписания главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Мордовия от 29.06.2015 № 7-358-15-ОБ/156/68/3, ОАО «СаранскТеплоТранс» обязано провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочих мест слесаря по обслуживанию тепловых сетей 3-6 разряда в соответствии со штатным расписанием (85 единиц) в срок до 01.09.2015 г, о выполнении оспариваемого предписания сообщить в тот же срок с приложением документов, подтверждающих его надлежащее исполнение.

В статье 3 Закона № 426-ФЗ приводится определение специальной оценки условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок проведения специальной оценки условий труда, который состоит из этапов: подготовка к проведению специальной оценки условий труда; идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследование (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; документальное оформление результатов специальной оценки условий труда; предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки условий труда в базы данных уполномоченных государственных органов.

Срок установленный в спорном предписании, обязывающий провести и завершить внеплановую специальную оценку условий труда, составляет менее 6 месяцев, а именно 2 месяца с момента получения предписания (29.06.2015 г.).

Таким образом, предписание, возлагающее на «ОАО «СаранскТеплоТранс» обязанность устранить нарушение трудового законодательства в срок, не предусмотренный законом, является незаконным.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предписание Государственной инспекции труда в Республики Мордовия в отношении открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» № 7-358-15-ОБ/156/68/3 от 29.06.2015 года, следует признать незаконным и отменить.

Руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявления открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» о признании незаконным предписания главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда Республики Мордовия - удовлетворить.

Предписание Государственной инспекции труда в Республики Мордовия в отношении открытого акционерного общества «СаранскТеплоТранс» № 7-358-15-ОБ/156/68/3 от 29.06.2015 года признать незаконным и отменить.

Решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ленинского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия Е.В. Симонова

Мотивированное решение принято 03 августа 2015 г.

Судья - Е.В. Симонова

1версия для печати

2-3306/2015 ~ М-3500/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
открытое акционерное общество "СаранскТеплоТранс"
Другие
Государственная инспекция труда
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Симонова Елена Витальевна
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
22.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2015Передача материалов судье
22.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2015Подготовка дела (собеседование)
28.07.2015Подготовка дела (собеседование)
28.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.07.2015Судебное заседание
03.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2015Дело оформлено
15.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее