Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-189/2012 (2-7326/2011;) ~ М-6966/2011 от 04.10.2011

2-189/5

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 января 2012 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., с участием помощника прокурора Швецовой М.С., при секретаре Ермишиной Е.С., с участием представителей ответчика Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Бочинского О.А., Николаева А.С., представителя ответчика Администрации Петрозаводского городского округа Павловой Н.В., представителя ответчика ОАО «МРСК Северо-Запада» Быстрова Л.Г., представителей третьих лиц Кашина С.Г., Тишкина Н.А., Бондаревой Г.И., Тарасенкова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа, Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что на территории Петрозаводского городского округа в квартале 123 выдел 12 Пригородного лесничества на землях лесного фонда расположена несанкционированная свалка мусора. Поскольку ответственность за ликвидацию указанной несанкционированной свалки несет Администрация Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Карельский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 123 выдел 12 Пригородного лесничества.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом привлечен Филиал ЮКЭС МРСК Северо-Запад Карелэнерго.

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ судом произведена замена третьего лица ЮКЭС МРСК Северо-Запад Карелэнерго на юридическое лицо ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОАО «МРСК Северо-Запада»).

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судом привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Объединение гаражных кооперативов «Лососинка».

В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истец требования дополнил, просит обязать ответчиков ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 123 выдел 12 Пригородного лесничества, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ к рассмотрению дела привлечено в качестве соответчика ОАО «МРСК Северо-Запада» филиал «Карелэнерго», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ГСК «Лососинка 2/3», ГСК «Лососинка 3», ГСК «Лососинка 7», ГСК «Лососинка 8», ГСК «Лососинка 18А», входящие в Объединение гаражных кооперативов «Лососинка».

В судебном заседании старший помощник прокурора Швецова М.С. иск поддержала в полном объеме.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Павлова Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Представители Министерства по природопользованию и экологии РК по доверенности Бочинский О.А. и Николаев А.С иск не признали.

Представитель ответчика ОАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности Быстрова Л.Г. иск не признала.

Представитель третьего лица ГСК «Лососинка 2/3» Бондарева Г.И., действующая на основании протокола общего собрания, с иском не согласна.

Представитель третьего лица ГСК «Лососинка 3» Кашин С.Г., действующий на основании протокола общего собрания, с иском не согласен.

Представитель третьего лица ГСК «Лососинка 7» Тарасенков С.Е., действующий на основании протокола общего собрания, с иском не согласен.

Представитель третьего лица ГСК «Лососинка 8» Тишкин Н.А., действующий на основании протокола общего собрания, с иском не согласен.

Представитель третьего лица ГСК «Лососинка 18А» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что в квартале 123 выдел 12 Пригородного лесничества на землях лесного фонда расположена несанкционированная свалка мусора, на расстоянии 2 метров от опоры ЛЭП Л-64П, находящейся в ведении ОАО «МРСК Северо-Запада» филиал «Карелэнерго».

В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В статье 4 указанного выше Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.

Согласно требованиям статьи 51 Закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов на указанных землях.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве по природопользованию и экологии Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства РК от 06.10.2010 года №206-П, Министерство по природопользованию и экологии РК осуществляет следующие полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности), защиту (заисключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (заисключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;

В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Статья 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 года №414, предусматривает, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). Согласно подпункту «б» части 3 Правил, санитарно - оздоровительные мероприятия в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечивается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 39 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Кроме того, согласно требованиям статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что ответственность за ликвидацию вышеуказанной несанкционированной свалки следует возложить на Администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство по природопользованию и экологии РК.

Доводы представителей Администрации Петрозаводского городского округа и Министерства по природопользованию и экологии РК о том, что указанные юридические лица не являются надлежащими ответчиками, не нашли в судебном заседании своего объективного подтверждения.

В иске к ОАО «МРСК Северо-Запада» филиал «Карелэнерго» следует отказать, поскольку в судебном заседании доводы представителей надлежащих ответчиков не нашли подтверждение в том, что указанное юридическое лицо является надлежащим ответчиком.

Судом установлено, что территория, на которой установлено расположение свалки отходов,не относится к зоне ответственности данного юридического лица, также как и не относится к зонам ответственности вблизи расположенных гаражных кооперативов ГСК «Лососинка 2/3», ГСК «Лососинка 3», ГСК «Лососинка 7», ГСК «Лососинка 8», ГСК «Лососинка 18А», входящие в Объединение гаражных кооперативов «Лососинка», которое не являющееся юридическим лицом. При этом суд учитывает Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ГУ РК «Прионежское центральное лесничество» (л.д.7), Акт осмотра комиссией специалистов Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42), Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» (л.д.58), согласно которым свалка бытового мусора расположена в охранной зоне электрических сетей. Свалка бытового мусора вблизи ЛЭП была выявлена МРСК в июне 2010 года при проведении обхода данной линии, не вызвана деятельностью МРСК, обращения МРСК в УВД г.Петрозаводска с целью установления виновных лиц (л.д.45) и в Администрацию Петрозаводского городского округа с целью ликвидации захламления указанной территории (л.д.46) остались без ответа. Принимая во внимание, что земельный участок, где расположена свалка бытового мусора, не принадлежит на праве собственности МРСК и не находится в аренде и ином праве, а также в силу ст.8 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» оснований для возложения ответственности по уборке несанкционированной свалки бытового мусора на МРСК не установлено. Ссылку Администрации на п.15 ст.5 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных решением Петрозаводского городского совета от 27 апреля 2010 года №26/41-813, суд не может признать обоснованной, принимая во внимание отсутствие соглашения о закреплении территории для уборки с МРСК. Кроме того, указанная норма оспаривается МРСК в Арбитражном суде РК (л.д.152).

Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных статьей 42 Конституции Российской Федерации, так как наличие несанкционированных свалок повлекло за собой загрязнение природной среды, а в дальнейшем может повлечь и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения, в связи с чем прокурором подается иск в соответствии со статьей 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.

На основании ст.103 ГПК РФ с надлежащих ответчиков подлежит взысканию в бюджет Петрозаводского городского округа государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты> рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить.

Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в квартале 123 выдел 12 Пригородного участкового лесничества в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, Администрации Петрозаводского городского округа в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину по <данные изъяты> рублей с каждого.

В удовлетворении иска к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца.

Судья Овчинникова О.В.

Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ

составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-189/2012 (2-7326/2011;) ~ М-6966/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Карельский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
ОАО «МРСК Северо-Запад» филиал «Карелэнерго»
Другие
ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»
Объединение гаражных кооперативов «Лососинка»
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Овчинникова О.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
04.10.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2011Передача материалов судье
05.10.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2011Судебное заседание
02.11.2011Судебное заседание
17.11.2011Судебное заседание
01.12.2011Судебное заседание
16.12.2011Судебное заседание
12.01.2012Судебное заседание
25.01.2012Судебное заседание
06.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2012Дело оформлено
11.04.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее