Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1521/2019 ~ М-1123/2019 от 22.05.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2019 года г. Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Топчиёвой Л.С., при секретаре Блиновой Е.С.,

с участием: административного истца Астраханцева Ю.В., его представителя Новосельцева В.В.,

представителя административного ответчика — Аладина В.Ю. (по
доверенности);

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1521/19 по административному исковому заявлению Астраханцева Юрия Владимировича к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения, возложения обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Астраханцев Ю.В. обратился в Ставропольский районный суд Самарской области с указанным административным исковым заявлением, в котором просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок на обжалование решения об отказе государственной регистрации права собственности от 26.11.2018 года, признать незаконным решение административного ответчика от 26.11.2018 года по заявлению об отказе в государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости, по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Сосновый Солонец, с юго-восточной стороны <адрес>, площадью 111 437 кв.м., с кадастровым номером: , обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Заявленные требования мотивированы тем, что 16.08.2018 г. административным истцом было подано заявление в Управление Росреестра по Самарской области о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Сосновый Солонец, с юго-восточной стороны <адрес>, площадью 111 437 кв.м., с кадастровым номером: . На указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства «Зерносклад » (кадастровый ), площадью 942 кв.м., «Гараж бригады » (кадастровый ), площадью 419,7 кв.м., «Весовая» (кадастровый ), площадью 10,3 кв.м., принадлежащие ФИО2, что послужило основанием для обращения в администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о выкупе этого земельного участка. Земельный участок был приобретен в собственность у администрации муниципального района Ставропольский 18.04.2011 г. по договору купли-продажи земельного участка . 18.02.2012 г. Астраханцевым Ю.В. было подано заявление о государственной регистрации перехода права на указанный земельный участок. 02.03.2012 г. государственная регистрация была приостановлена, а позже в регистрации было отказано. Одной из причин было постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Ставропольского района УФССП России по Самарской области, которое после было отменено, запрет был снят. 16.08.2018 года административным истцом вновь было подано заявление о регистрации перехода права на земельный участок. 23.08.2018 г. было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации права, поскольку площадь земельного участка значительно превышает площади объектов капитального строительства, находящиеся на этом участке и принадлежащие Астраханцеву Ю.В. 26.11.2018 года регистрирующим органом вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Административный истец считает указанное решение, незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. 14,26,27 закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает права и законные интересы административного истца, как собственника земельного участка. Также административный истец считает, что срок на обжалование решения об отказе в государственной регистрации права собственности им пропущен по уважительной причине, поскольку о вынесенном решении и нарушении своего права ему стало известно только в марте 2019 г.

Административный истец и его представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, пояснив суду, что при подаче заявления в Управление Росреестра по Самарской области о регистрации прав собственности на указанный земельный участок, государственная регистрация сначала была приостановлена, а затем был получен отказ в регистрации, после устранения причин и приостановки, было снова подано заявление о регистрации прав собственности на данный земельный участок. основанием приостановки регистрации, согласно полученному уведомлению, послужило то, что площадь земельного участка значительно превышает площадь капитального строения. В отказе было указана ссылка на Градостроительные нормы, хотя земля предназначена для сельхозназначения. Велась многочисленная переписка с ответчиком, 26 ноября 2018 года было отказано в регистрации, отказ получен истцом 06 марта 2019 года, срок на обжалование был пропущен по уважительной причине.

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании административные исковые требования не признал, в удовлетворении требований просил отказать, по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценивая собранные по делу доказательства суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований ввиду следующего:

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении своих прав, свобод и законных интересов.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого решения, суд приходит к следующему выводу. Как следует из материалов дела решение Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в регистрации за Астраханцевым Ю.В. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Сосновый Солонец, с юго-восточной стороны <адрес>, площадью 111 437 кв.м., с кадастровым номером: , вынесено 26.11.2018 года.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно штампу приемной суда, настоящее административное исковое заявление подано в суд 22.05.2019 года, то есть по истечении срока для обжалования.

Вместе с тем, суд считает, что срок для обращения в суд не пропущен, поскольку административному истцу о нарушении его прав стало известно 06.03.2019 года, после получения уведомления об отказе в государственной регистрации, о чем имеется отметка.

Сведений о получении административным истцом уведомления об отказе в иные сроки, суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 той же статьи не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Положениями п.п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Из материалов дела следует, что 18.04.2011 года между Администрацией муниципального района Ставропольский Самарской области и Астраханцевым Юрием Владимировичем заключен договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Сосновый Солонец, с юго-восточной стороны <адрес>, площадью 111 437 кв.м., с кадастровым номером: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения для размещения промышленных объектов, право зарегистрировано на объект с видом использования земель (Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства), что также подтверждается актом-передачи земельного участка.

На указанном земельном участке расположены объекты капитального строительства «Зерносклад » (кадастровый номер ), площадью 942 кв.м., «Гараж бригады » (кадастровый номер ), площадью 419,7 кв.м., «Весовая» (кадастровый номер ), площадью 10,3 кв.м., принадлежащие Астраханцеву Ю.В., что и послужило основанием для обращения в Администрацию муниципального района Ставропольский с заявлением о выкупе этого земельного участка.

16.08.2018 г. Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области, в лице представителя по доверенности Виноградовой Т.Г. и Астраханцев Ю.В. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации перехода права и права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 111437 .

23.08.2018г. Управление Росреестра по Самарской области приостановило осуществление государственной регистрации прав в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по причине несоответствия представленных на государственную регистрацию документов требованиям законодательства Российской Федерации на срок по 23.11.2018 г. включительно.

В связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих регистрации, 26.11.2018 г. Управлением Росреестра по Самарской области в осуществлении государственной регистрации было отказано.

Обстоятельствами, послужившими основаниями для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности истца, явились следующие.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которому Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области продает, а Астраханцев Ю.В. покупает спорный земельный участок.

Согласно ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для её приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации.

Как следует из п. 13 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации при проведении правовой экспертизы документов государственный регистратор должен исключить ничтожность сделки, являющейся основанием для государственной регистрации права.

В рассматриваемой ситуации при проведении правовой экспертизы государственнымрегистратором было установлено, что земельный участок предоставлен административному истцу при отсутствии обоснования предоставления земельного участка площадью, значительно превышающей площадь объектов недвижимости. расположенных на нём.

Согласно п. 1 ст. 35 ЗК РФ и п. 3 ст. 552 ГК РФ при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята данной недвижимостью и необходима для её использования.

В силу указанных положений действующего законодательства во взаимосвязи с подп. 6 п. 2 ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, в том числе следует, что размеры земельного участка, предоставляемого собственнику объекта недвижимости в собственность, определяются необходимостью использования таких объектов.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 01.03.2011 г. № 13535/10, от 03.06.2014 г. № 1152/14, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества.

Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному п. 1 ст. 36 ЗК РФ, только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

Приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.

По сведениям из ЕГРН на земельном участке расположены следующие объекты капитального строительства: нежилое здание, с кадастровым номером: 63:32:2302011:190, площадью 942 кв.м; нежилое здание, с кадастровым номером: 63:32:2302011:195, площадью 419,70 кв.м; нежилое здание, с кадастровым номером: 63:32:2302011:196, площадью 10,30 кв.м.

Как следует из договора купли-продажи, земельный участок был предоставлен административному истцу как собственнику зданий, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

Однако, площадь выкупаемого земельного участка 111 437 кв.м. значительно превышает площади объектов капитального строительства, принадлежащих Астраханцеву Ю.В.

Для получения необходимой информации государственным регистратором был направлен соответствующий запрос в администрацию муниципального района Ставропольский Самарской области, однако, поступивший ответ № 9119 от 03.09.2018 г. не устранил причины, препятствующие проведению государственной регистрации.

Согласно ответу и.о. руководителя КУМИ, земельный участок был предоставлен Астраханцеву Ю.В. по договору купли-продажи, как собственнику строения. Также указано, что бремя доказывания того, какой размере земельного участка, подлежащего выкупу, является необходимым, возлагается на лицо, которое желает его выкупить.

Однако, данные сведения в Управление Росреестра по Самарской области предоставлены не были, в связи с чем, 26.11.2018 г. государственным регистратором было принято правомерное решение об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности на указанный земельный участок.

Суд признает вынесенное Управлением Росреестра Самарской области решение от 26.11.2018 года законным и обоснованным.

В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 3 части 1 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Следует отметить, что при рассмотрении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права собственности суды вправе давать самостоятельную оценку соответствия сделки требованиям действующего законодательства (императивным нормам).

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов, в частности осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.

Размер испрашиваемого земельного участка зависит от функционального назначения объекта, должен быть экономически обоснованным.

Предоставление земельного участка под объектами недвижимого имущества, площадь которого многократно превышает площадь объектов недвижимого имущества, нарушает требования статьи 552 Гражданского кодекса РФ, статьи 39.20 Земельного кодекса РФ и может свидетельствовать о злоупотреблении правом.

Согласно сведениям ЕГРН, на заявленном земельном участке расположены объекты капитального строительства, с кадастровым номерами: 63:32:2302011:190, площадью 942 кв.м., 63:32:2302011:196, площадью 10,30 кв.м., 63:32:2302011:195, площадью 419,70 кв.м.

Площадь выкупаемого административным истцом земельного участка, площадью 111434 кв.м. значительно превышает площадь объектов капитального строительства, принадлежащих административному истцу – 1372 кв.м. (942+10,30+419,70). Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть указанного земельного участка не занята объектами капитального строительства.

Сведения в ЕГРН о наличии иных объектов на спорном земельном участке отсутствуют.

Таким образом, на регистрацию не были представлены документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого земельного участка для эксплуатации объектов капитального строительства «Зерносклад » (кадастровый номер ), площадью 942 кв.м., «Гараж бригады » (кадастровый ), площадью 419,7 кв.м., «Весовая» (кадастровый номер ), площадью 10,3 кв.м., принадлежащие Астраханцеву Ю.В

Из указанного выше следует, что при формировании земельного участка учитывалась не площадь участка в границах, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, а используемая административным истцом без законных оснований, однако предоставление земельного участка, не предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на нём, собственнику такого объекта, недопустимо.

При таких данных, правовых оснований для государственной регистрации перехода права и права собственности административного истца на указанный земельный участок не имеется, ввиду чего решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 26.11.2018 года об отказе в государственной регистрации права собственности за административным истцом на земельный участок является законным, оснований для признания его незаконным не имеется.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорный земельный участок, входит в границы ФГБУ «Национальный парк «Самарская Лука» на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 28.04.1984г. №161 «О создании национального парка «Самарская Лука», Решения исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов «О создании государственного природного Национального парка «Самарская Лука» № 333 от 10.08.1984г. и Положения о Национальном парке «Самарская Лука» утвержденного приказами Минприроды России от 25.02.2015г. № 69 и № 358 от 10.07.2017г.

Данный земельный участок, по функциональному зонированию, согласно Положения о национальном парке "Самарская Лука" (в редакции приказов Минприроды России от 25.02.2015г. № 69 и № 358 от 10.07.2017г.), относится к зоне хозяйственного назначения.

Поскольку данный участок входит в границы национального парка, на него налагается обременение по режиму использования, в соответствии с утвержденным Положением о национальном парке "Самарская Лука" (в редакции приказа Минприроды России от 25.02.2015 № 69).

В соответствии с п.6 ст.95 Земельного кодекса РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Таким образом, указанный земельный участок не подлежит передачи в государственную собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Следовательно, к государственной собственности относятся земельные участки, находящиеся в федеральной собственности (статья 17 ЗК РФ), находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (ст.18 ЗК РФ), а также земельные участки участки на которые установлена государственная собственность, но она не разграничена между федеральной и собственностью субъекта Российской Федерации.

Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Фз"Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ), и пункта 2 статьи 95 ЗК РФ следует, что особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В зависимости от статуса и ведомственной принадлежности особо охраняемых природных территорий земли данных территорий могут находится в федеральной собственности, собственности Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Из смысла постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности на федеральную собственность,

государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и п.6 статьи 95 ЗК РФ следует, что, в силу прямого указания закона, земельные участки в границах национального парка относятся к федеральной собственности.

Таким образом, применительно к землям охраняемых природных территорий разграничение государственной собственности межу публично-правовыми образованиями осуществлено на законодательном уровне и представляет собой нормативный механизм, в соответствии с которым земли национальных парков признаются федеральной собственностью в силу закона.

В силу того, что право федеральной собственности на земли национальных парков возникает в силу закона, отсутствие государственной регистрация прав российской Федерации на отдельные земельные участки включенные в границы национального парка, не свидетельствует об их выбытия из федеральной собственности.

Наличие в границах национальных парков земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, законодательством не предусмотрено.

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отказ в государственной регистрации права Астраханцева Ю.В. на земельный участок произведен при наличии установленных законом оснований.

Оснований для удовлетворения требований административного иска о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, возложении обязанности на регистрирующий орган осуществить регистрацию перехода права на спорный земельный участок за Астраханцевы Ю.В. – не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 140, 175, 218-219 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Астраханцева Юрия
Владимировича к Управлению Росреестра по Самарской области об
оспаривании решения, возложения обязанностей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2019 года.

Судья

2а-1521/2019 ~ М-1123/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Астраханцев Ю.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Филиал ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области
Другие
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Адвокат Коллегии адвокатов №23 г. Самары Новосельцев Вадим Викторович
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Топчиёва Л.С.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
22.05.2019Регистрация административного искового заявления
22.05.2019Передача материалов судье
23.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2019Судебное заседание
09.07.2019Судебное заседание
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее