РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2013 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего судьи Волкова В.В.,
при секретаре Милехине И.И.,
с участием истца Грачева И.А.,
представителя ответчика ГУ ТО <адрес> <адрес>» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-598/2013 по исковому заявлению Грачева Игоря Александровича к ГУ ТО <адрес> <адрес> <адрес>», <адрес> <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки как ветерану труда,
у ст а н о в и л:
Грачев И.А. обратился в суд с иском и просил признать за ним право на предоставление мер социальной поддержки на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение и коммунальные услуги, обязать Государственное учреждение <адрес> «<адрес> <адрес>» назначить ему как ветерану труда ежемесячную денежную выплату и выдать справку установленного образца для приобретения единого месячного льготного проездного билета.
Свои требования истец мотивировал тем, что является пенсионером за выслугу лет в уголовно-исполнительной системе. С ДД.ММ.ГГГГ имеет удостоверение «Ветеран труда». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ <адрес> <адрес>» с заявлением о предоставлении ему вышеуказанных мер социальной поддержки, но получил отказ, мотивированный тем, что он является получателем ежемесячной денежной выплаты как инвалид ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ считает незаконным, в связи с тем, что ответчиком нарушено его право на выбор основания предоставления ему ежемесячной выплаты.
Истец Грачев И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, подтвердил, что является получателем ежемесячной денежной выплаты, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг, так как является инвалидом ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать за ним право на меры социальной поддержки как за ветераном труда в связи с возможным снятием инвалидности. Истец не отрицает, что не отказывался от ежемесячной денежной выплаты на основании имеющейся у него инвалидности.
Представитель ответчика ГУ ТО <адрес> <адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования Грачева И.А. не признала, пояснив, что истец использовал свое право и выбрал в качестве основания для назначения ему ежемесячной денежной выплаты наличие у него инвалидности ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика <адрес> <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца и представителя ответчика ГУ ТО <адрес> <адрес>», счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика <адрес> <адрес>.
Выслушав истца, представителя ответчика ГУ ТО <адрес> <адрес>» и исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии со ст.22 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьёй 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В силу ст.3 Закона в качестве меры социальной поддержки ветеранам труда при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются льготы по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, оплата в размере 50% коммунальных услуг.
Право на меры социальной поддержки ветеранам труда предоставлено п.2 ст.1 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Ст.7 указанного Закона говорит о том, что ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на ежемесячную денежную выплату.
Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утверждён постановлением Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.03.2005 года № 201.
Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 введён на территории Тульской области единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года.
В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ст.5 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по государственному пенсионному обеспечению назначаются в том числе и пенсии за выслугу лет.
Положения ст.3 Закона № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» не содержат конкретных указаний на необходимость достижения возраста, дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин.
Судом установлено, что Грачев И.А. является пенсионером за выслугу лет в органах уголовно-исполнительной системы с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается пенсионным удостоверением № (лист дела №). Истец признан ветераном труда на основании удостоверения серии № №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, и имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленных ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах» (лист дела №).
С учетом того обстоятельства, что Грачев И.А. является пенсионером за выслугу лет, имея статус ветерана труда, он имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст.3,7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», а также на получение единого месячного льготного проездного билета, при условии соблюдения требований Федерального закона «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ Грачев И.А. обратился в ГУ ТО <адрес> <адрес>» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, на что получил отказ, поскольку является получателем ЕДВ как инвалид ДД.ММ.ГГГГ по федеральному закону (лист дела №).
Согласно п.3 ст.13 Федерального закона «О ветеранах» при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Из содержания данной нормы следует, что законодатель закрепил право ветерана выбирать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.
Такое же положение закреплено и в ст.8 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».
Возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям ФЗ «О ветеранах», а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 ФЗ «О ветеранах», однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.
В настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» не содержит механизма суммирования мер социальной поддержки по разным основаниям и не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.
Проверяя обоснованность возражений представителя ответчика, судом установлено и подтверждается материалами дела, что Грачев И.А. является инвалидом ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ему предоставляется ежемесячная денежная выплата.
Истец также является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ и Законом Тульской области от 28.12.2004 года N 493-ЗТО.
Кроме того, Постановлением Администрации Тульской области «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» от 15.02.2006 года № 83 предусмотрено предоставление единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси), в том числе для инвалидов III группы.
Указанные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались.
Федеральный закон от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также не предусматривает возможность одновременного получения инвалидом льгот по нескольким основаниям, установленным другими федеральными законами.
Таким образом, истец реализовал свое право выбора основания пользования мерами социальной поддержки как инвалид ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», отказываться от предусмотренных федеральным законом выплат истец не намерен, в связи с чем правовых оснований для получения мер социальной поддержки как ветеран труда по условиям и нормам Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» у Грачева И.А. не имеется.
Доводы истца о том, что признание за ним как ветераном труда права на получение мер социальной поддержки без их назначения не нарушает требований законодательства о получении мер по одному из оснований, являются несостоятельными, поскольку согласно п.8 Порядка назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» назначение ежемесячной денежной выплаты связывается с моментом возникновения права на указанную выплату.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Грачева Игоря Александровича о признании права на получение мер социальной поддержки как за ветераном труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий В.В.Волков