Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-11/2020 от 10.06.2020

Дело № 11-11/2020

УИД 10MS0016-01-2020-000132-04

Мировой судья Судебного участка №2

Медвежьегорского района Республики Карелия,

Кондратенко Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    07 июля 2020 года                                      г. Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Теребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица ООО «Автоспецтранс» на решение мирового судьи Судебного участка №2 Медвежьегорского района Республики Карелия от 07.04.2020 №2-94/2020, вынесенное по иску ООО «ЕИРЦ РК» к Алешиной В.П., Алешину Д.С. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Решением мирового судьи Судебного участка №2 Медвежьегорского района Республики Карелия от 07.04.2020, вынесенным по делу №2-94/2020, ООО «ЕИРЦ РК» отказано в удовлетворении заявленных к Алешиной В.П. и Алешину Д.С. требований о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.

С решением не согласно третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Автоспецтранс», принесло на него апелляционную жалобу, в которой указывает, что является региональным оператором по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов на территории Республики Карелия, осуществляет свою деятельность с 01.05.2018. Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность нанимателей и собственников жилых помещений оплачивать коммунальные услуги, в том числе вносить плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Доказательств неоказания коммунальной услуги (актов проверок об оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, составленных в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») в ходе рассмотрения дела мировому судье представлено не было. Несмотря на то, что ближайшее место накопления ТКО от дома <адрес> в спорный период (с сентября 2018 года по июль 2019 года) было расположено с нарушением требований пункта 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 (490 метров), у потребителей Алешиной В.П. и Алешина Д.С. имелась возможность пользоваться услугой по обращению ТКО, используя оборудованную контейнерную площадку. Потребитель в силу требований действующего законодательства в сфере обращении с ТКО лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению (самостоятельно утилизировать), обязан утилизировать их исключительно в порядке, установленном действующим законодательством, посредством деятельности регионального оператора по обеспечению обращения с ТКО (статья 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Алешина В.П. и Алешин Д.С. доказательств заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с иной организацией, которые бы позволили сделать вывод о том, что они не пользовались услугами ООО «Автоспецтранс», не представили. За недостатки деятельности органов местного самоуправления, нарушивших требования относительно удаленности контейнерной площадки от дома, в котором проживают ответчики, ООО «Автоспецтранс» ответственности не несет, несоблюдение расстояния между контейнерной площадкой и жилым домом ответчиков о том, что услуга по вывозу ТКО не была оказана ООО «Автоспецтранс» надлежащим образом, не свидетельствует. Полагает, что у мирового судьи не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Алешиной В.П. и Алешина Д.С. задолженности за оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО и пени за их несвоевременное внесение. Просит отменить решение мирового судьи, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В судебное заседание представитель ООО «Автоспецтранс», представитель истца, ответчики, представители третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В силу части 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).

Пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Во исполнение данных требований Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. №641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 1156), пункте 4 которых предусмотрено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Пунктами 9, 10 Правил №1156 установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге, следовательно, положения указанных правил распространяются на отношения по предоставлению названной услуги. На основании пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 1 и пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Материалами дела подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 45,9 кв.м. находится в муниципальной собственности.

Договор социального найма жилого помещения №119 заключен Алешиной В.П. с ООО «Тепломир», действующим от имени собственника жилого помещения - Великогубского поселения, 26.12.2011. Согласно пункту 3 названного договора совместно с нанимателем Алешиной В.П. в жилое помещение вселен ее сын, Алешин Д.С.

Алешина В.П. зарегистрирована и проживает в названном жилом помещении с 04.10.1980 по настоящее время, вместе с ней в жилом помещении зарегистрированы с 26.07.2006 по настоящее время ее сын Алешин Д.С., с 27.02.2018 по настоящее время – ее несовершеннолетний внук, Алешин А.Д.

Распоряжением Администрации Великогубского сельского поселения от 29.05.2018 №20-р жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Алешина В.П. продолжает проживать в предоставленном ей жилом помещении.

Управление данным многоквартирным домом в спорный период, а также в настоящее время осуществляет ООО «ТеплоМир Сервис».

Предложение (публичная оферта) ООО «Автоспецтранс» о заключении договора по обращению с ТКО, содержащее все существенные условия такого договора, было опубликовано на официальном сайте Администрации Медвежьегорского городского поселения 27.04.2018г., в газете «Карелия» № 12 (2837) от 01.03.2018 и размещено на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет».

С 01.05.2018 ООО «Автоспецтранс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на основании проведенного конкурса Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и оказывает услуги по обращению с ТКО жителям Республики Карелия, в том числе Медвежьегорского района.

На основании агентского договора от 10.04.2018 №340-017, заключенного между АО «ЕИРЦ РК» (агент) и ООО «Автоспецтранс» (принципал), принципал поручает, а агент за обусловленное договором вознаграждение обязуется от своего имени, но за счет принципала совершать юридические и фактические действия по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей за оказываемые принципалом коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителей услуг - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; собственников жилых домов, собственников и нанимателей зданий и сооружений, собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах.

Кроме того, между АО «ЕРЦ РК» и ООО «ЕИРЦ РК» заключен договор от 28.05.2018 №98, согласно условиям которого ООО «ЕИРЦ РК» приняло на себя обязательства оказывать услуги по ведению претензионно-исковой работы в отношении потребителей - физических лиц, в т.ч. по взысканию задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени за просрочку платежей в судебном порядке.

В спорный период ООО «ЕИРЦ РК» выставляло Алешиной В.П. счета-квитанции за обращение с ТКО по жилому помещению, занимаемому ответчиками. Расчет задолженности был произведен в соответствии с установленными тарифами и нормативами накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия. Плата за обращение с ТКО за период с сентября 2018 года по июль 2019 года Алешиной В.П. и Алешиным Д.С. внесена не была, в связи с чем последовало обращение ООО «ЕИРЦ РК» к мировому судье с соответствующим иском.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, мировой судья исходил из требований пункта 2 статьи 22, пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам, требований, установленных пунктами 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к накоплению отходов в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, а также СанПиН 42-128-4690-88, определяющих, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта; площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями; площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. (пункты 2.1.3, 2.2.3), и СанПиН 2.1.2.2645-10, согласно пункту 8.2.5 которых для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Так, мировым судьей было установлено, что контейнерная площадка для оказания услуг по вывозу ТКО, находящаяся на удалении 50 метров от дома <адрес> была оборудована лишь в конце ноября 2019 года.

До установки названной контейнерной площадки ближайшей к дому по <адрес> являлась крытая площадка наполнения ТКО, расположенная по адресу <адрес>, сбор и вывоз ТКО с которой осуществлялся оператором ООО «Автоспецтранс» навальным способом.

Удаленность крытой площадки, расположенной по адресу <адрес>, от адреса дома ответчиков Алешиной В.П. и Алешина Д.С. составляет 490 метров, что не соответствует требованиям СанПиН 42-128-4690-88, при этом факт пользования ответчиками названной контейнерной площадкой истцом доказан не был, фактическое оказание услуги по вывозу ТКО ответчикам в спорный период (с сентября 2018 года по июль 2019 года) не подтверждено.

Оснований не согласиться с выводами мирового судьи у суда не имеется.

Крытая площадка у дома по <адрес>, расположенная на расстоянии 490 метров от дома <адрес>, в котором проживают ответчики, согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 не может быть признана площадкой, предназначенной для обслуживания дома <адрес>.

В силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истце ООО «ЕИРЦ РК» и третьем лице ООО «Автоспецтранс» лежала обязанность по предоставлению доказательств фактического пользования ответчиками Алешиной В.П. и Алешиным Д.С. услугой по обращению с ТКО путем использования с этой целью контейнерной площадки у по <адрес>, а не на ответчиках – по предоставлению доказательств, подтверждающих отрицательный факт – неиспользование ими указанной контейнерной площадки.

Поскольку доказательств фактического пользования ответчиками услугой по обращению с ТКО путем использования с этой целью контейнерной площадки у дома <адрес> истцом и третьим лицом при рассмотрении настоящего дела не представлено, в удовлетворении иска ООО «ЕИРЦ РК» о взыскании денежных средств в счет оплаты данной услуги мировым судьей отказано правомерно.

Наличие возможности пользоваться контейнерной площадкой, установленной с нарушением требований СанПиН, а равно то, что ООО «Автоспецтранс» осуществляло вывоз ТКО с контейнерной площадки у дома <адрес>, само по себе о надлежащем оказании услуги Алешиной В.П. и Алешину Д.С. не свидетельствует

Отсутствие актов проверок об оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества, составленных в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в связи с вывозом ТКО с контейнерной площадки у дома <адрес>, правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, данный довод апелляционной жалобы суд полагает несостоятельным.

Доводы жалобы ООО «Автоспецтранс» о том, что обязанность по оборудованию контейнерных площадок возложена не на регионального оператора по обращению с ТКО, а на органы местного самоуправления, на правомерность выводов мирового судьи не влияют, ООО «Автоспецтранс» не лишено возможности требовать с органа местного самоуправления взыскания убытков, причиненных невозможностью взыскания с жителей Медвежьегорского района платы за оказание услуг по обращению с ТКО в связи с нарушениями, допущенными органами местного самоуправления при размещении контейнерных площадок для сбора ТКО.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи Судебного участка №2 Медвежьегорского района Республики Карелия от 07.04.2020, вынесенное по гражданскому делу №2-94/2020, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО «Автоспецтранс» - без удовлетворения.

Судья                                                                                                 М.Л. Свинкина

Полный текст апелляционного определения изготовлен 13 июля 2020 года

11-11/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Единый информационно-расчетный центр Республики Карелия"
Ответчики
Алешин Дмитрий Сергеевич
Алешина Вера Петровна
Другие
Администрация Муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район"
Администрация Великогубского сельского поселения
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Автоспецтранс"
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоМир Сервис"
Муниципальное унитарное предприятие "Медвежьегорское энергосетевое предприятие"
Общество с ограниченной ответственностью "Автоспецтранс"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Дело на странице суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
10.06.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.06.2020Передача материалов дела судье
15.06.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
07.07.2020Судебное заседание
13.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2020Дело оформлено
16.07.2020Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее