РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 г. Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Соболевой Ж.В.
при секретаре Гусейновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 Аре ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. В обоснование иска административный истец указал, что по данным органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, за административным ответчиком в налоговые периоды 2017-2018 зарегистрированы транспортные средства: автомобиль ВАЗ 321074 госномер № мощностью 73,40 л.с., ВАЗ 21053 госномер № мощностью 71,40 л.с., автомобиль ГАЗ3302 госномер № мощностью 98,20 л.с., автомобиль ЛАДА 217050 госномер №, мощностью 106,90 л.с., ВИС 23450020 № в отношении которых он был обязан платить транспортный налог. Согласно сведений, предоставленных органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, за ФИО1 в налоговые периоды 2017-2018 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости: квартиру, расположенную по адресу: <адрес>40, № ввиду чего административный ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Административному ответчику были направлены налоговое уведомление № от 23.08.2018 с расчетом суммы налогов и указанием срока их уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом суммы налогов и указанием срока их уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку уплата налогов не была произведена в полном размере в адрес налогоплательщика были направлены требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по налогам и пени.
В связи с неисполнением в установленные в требовании сроки обязанности по уплате налога, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки и пени. Судебный приказ был вынесен мировым судьей, однако впоследствии отменен на основании заявления должника.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> просит взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 466,65 рублей, пени в размере 97,38 рублей, задолженность по транспортному налогу в размере 7 694 рублей, пени в размере 432,87 рублей.
Представитель административного истца ФИО3, действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие, настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен путем направления судебной повестки по адресу регистрации по месту жительства (статья 165.1 ГК РФ), о причинах неявки не сообщил, возражений против иска не представил.
Согласно пункту 1 статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному ответчику направлены своевременно и не получены административным ответчиком по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
В силу части 2 статьи 150 КАС РФ, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу
В соответствии со ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не просивших об отложении судебного разбирательства.
Суд, изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
В силу пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".
Согласно статьей 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу подп. 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.
В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Из материалов дела следует, что по данным органа, осуществляющего регистрацию транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество за административным ответчиком в налоговые периоды 2017, 2018 год были зарегистрированы автомобиль ВАЗ 321074 госномер № мощностью 73,40 л.с., ВАЗ 21053 госномер № мощностью 71,40 л.с., автомобиль ГАЗ3302 госномер № мощностью 98,20 л.с., автомобиль ЛАДА 217050 госномер №, мощностью 106,90 л.с., ВИС 23450020 №, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, №, следовательно, ФИО1 является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
Административному ответчику были направлены: налоговое уведомление: № 55567778 от 23.08.2018 с расчетом суммы налогов и указанием срока их уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому начислены налоги за 2017 год, в том числе: транспортный налог в размере 7 930 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 2 202 рублей. Факт направления налогового уведомления подтверждается Списком № почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ; налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом суммы налогов и указанием срока их уплаты – не позднее ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому начислены налоги за 2018 год, в том числе: транспортный налог в размере 7 694 рублей, налог на имущество физических лиц в размере 2 422 рублей. Факт направления налогового уведомления подтверждается Списком № почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет налога административным ответчиком не оспаривался, у суда оснований не доверять расчету налога, приведенному в налоговом уведомлении, не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 48 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как усматривается из материалов дела, поскольку уплата налогов административным ответчиком не была произведена, в установленный законом срок, в соответствии с положениями статьи 32 НК РФ, налоговым органом были направлены; требование № об уплате недоимки по налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу – 7 930 рублей, пени – 326,25 рублей, по налогу на имущество физических лиц – 2 202 рублей, пени – 90,59 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование № об уплате недоимки по налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу – 7 694 рублей, пени – 106,62 рублей, по налогу на имуществу физических лиц – 489,91 рублей, пени – 6,79 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Данное требование было оставлено без исполнения, поэтому налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки с ФИО1 На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки по налогам и пени. На основании заявления ФИО1 данный судебный приказ был отменен определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами административного дела №а-1233/2021 обозревавшегося судом.
Право на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки, по требованию № об уплате недоимки по налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требованию № об уплате недоимки по налогам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникло у налогового органа после неисполнения требования об уплате недоимки в указанный в требовании срок. Обращение административного истца к мировому судье последовало до истечения шести месяцев с указанного момента, а в суд с иском о взыскании недоимки по налогам - в срок до шести месяцев после отмены судебного приказа, т.е. срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности налоговым органом не пропущен.
Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе и доказательств своевременной и в полном объеме уплаты транспортного налог земельного налога а и налога на имущество физических лиц за спорный налоговый период, не представлено.
Таким образом, требование административного истца о взыскании недоимки по налогам подлежит удовлетворению в полном объеме.
Поскольку материалами дела подтверждаются доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено нарушение сроков уплаты суммы транспортного налога, то в силу статьи 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом налогоплательщику обосновано начислены пени исходя из следующего представленного административным истцом расчета: по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ: сумма недоимки по транспортному налогу за налоговый период 2018 7 694 рублей (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ) и пени за неуплату транспортного налога за налоговый период 2018 в размере 106,62 рублей рассчитанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 в размере 489,91 рублей (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2422 рублей) и пени за неуплату налога на имущество за налоговый период 2018 в размере 6,79 рублей, рассчитанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с удержанием по ранее выданным судебным актам и взыскании недоимки за налоговые периоды до 2018 образовалась излишне взысканная сумма в размере 1932,09 рублей зачтенная в счет погашения недоимки за налоговый период 2018г 2422-1932,09=489,91 рублей. Так как судебный приказ №а-1233/2021 отмене с восстановлением пропущенного срока, то до подачи заявления об отмене судебного приказа налоговым органом был получен судебный приказ и предъявлен к исполнению. До отмены судебного приказа №а-1233/2021 частично удержаны суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018 в размере 23,26 рублей (7,58+0,31+14,31+1,02+0,04). По требованию №: сумма пени за неуплату транспортного налога за налоговый период 2017 в размере 326,26 рублей рассчитанные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основной долг и пени взысканы судебным приказом №а-694/2019 вынесенный на основании требования № от ДД.ММ.ГГГГ, где пени рассчитаны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сумма пени за неуплату налога на имущество физических лиц за налоговый период 2017 в размере 90,59 рублей рассчитаны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Основной долг и пени взысканы судебным приказом №а-694/2019 вынесенный на основании требования № с ДД.ММ.ГГГГ, где пени рассчитаны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени включены в требование № от ДД.ММ.ГГГГ.
Расчет пени, представленный административным истцом, суд полагает верным. В связи с чем, считает необходимым взыскать с административного ответчика пени в размере, указанном в административном исковом заявлении.
В соответствии со статьей 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, что составит 400 руб.
В пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного суда Российской Федерации) относится к доходам бюджетов городских округов, в связи с чем, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета г.о. Тольятти.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд,
решил:
Иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (место жительства: <адрес>) задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 466,65 рублей, пени в размере 97,38 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2018г. в размере 7 694 рублей, пени в размере 432,87 рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03.11.2021
Председательствующий: Соболева Ж.В.