дело № 2-465/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 4 августа 2021 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) к Ефимова.С.Н. о взыскании незаконно выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты,
У С Т А Н О В И Л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) (далее – Учреждение) обратилось в суд с указанным иском. В обоснование поданного иска Учреждение указало, что Ефимов С.Н. с 23 марта 2012 года являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца. При достижении ответчиком возраста 18 лет ввиду его нетрудоспособности в связи с обучением в Адамовском сельскохозяйственном техникуме – филиале ФГБОУ «Оренбургский ГАУ» по очной форме обучения выплата Ефимову С.Н. пенсии по случаю потери кормильца продолжилась. При оформлении пенсии по случаю потери кормильца Ефимову С.Н. была разъяснена обязанность безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии и федеральной социальной доплаты.
15 июля 2020 года Учреждением из образовательного учреждения была получена справка об отчислении Ефимова С.Н. с 5 июля 2019 года из Адамовского сельскохозяйственного техникума – филиала ФГБОУ «Оренбургский ГАУ». Однако ответчик, вопреки данному им обязательству, о факте отчисления из состава учащихся в Учреждение не сообщил. В результате этого без соответствующих оснований в период с 1 августа 2019 года по 31 июля 2020 года Ефимовым С.Н. была незаконно получена пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата в общей сумме 101459 рублей 84 копейки.
27 октября 2020 года Учреждением ответчику была направлена копия протокола о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии, а также справка о сумме ущерба, однако до настоящего времени Ефимовым С.Н. незаконно полученная сумма пенсии и федеральная социальная доплата добровольно не возвращены.
В связи с указанными обстоятельствами Учреждение просило взыскать с Ефимова С.Н. сумму незаконно полученной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты в размере 101459 рублей 84 копейки.
Представитель истца Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) в судебном заседании участия не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.
Ответчик Ефимов С.Н. в судебном заседании участие не принимал, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительности причин неявки в суд и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.
В силу ст. 1109 ГК РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент возникновения правоотношений, право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ признаются, в числе прочих, дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо отих организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовал до 1 января 2015 года.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке), в число которых входят дети умершего, не достигшие возраста 18 лет, а также дети обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В силу ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 «О страховых пенсиях», физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 31 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2009 года № 805н (действовавших на момент возникновения спорных правоотношений), пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 25 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица;
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 25 декабря 2017 года Ефимов С.Н. обратился в Учреждение с заявлением о возобновлении выплаты социальной пенсии по случаю потери кормильца. Из заявления следует, что требования Закона «О страховых пенсиях», а именно о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, Ефимову С.Н. были разъяснены. На основании решения Управления ответчику была назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно приказу ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» №288-СПО от 5 июля 2019 года, Ефимов С.Н. был отчислен с 5 июля 2019 года из числа студентов университета, обучающихся в Адамовском сельскохозяйственном техникуме - филиале ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет».
Однако об отчислении из учебного заведения Ефимов С.Н. Учреждению не сообщил.
Об отчислении Ефимова С.Н. из Адамовского сельскохозяйственного техникума - филиала ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» Учреждению стало известно только 15 июля 2020 года.
Таким образом, Ефимов С.Н., несмотря на обязательство сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, не поставил в известность пенсионный орган об отчислении из учебного заведения, что привело к незаконному получению им пенсии по случаю потери кормильца.
Доказательств, которые бы опровергали указанные обстоятельства, ответчиком Ефимовым С.Н. в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
23 октября 2020 года на основании протокола № 2310 Управлением был выявлен факт излишней выплаты Ефимову С.Н. страховой пенсии за период с 1 августа 2019 года по 31 июля 2020 года в размере 74399 рублей 64 копейки, федеральной социальной доплаты в размере 27060 рублей 20 копеек. Указанный протокол был направлен Ефимову С.Н., однако до настоящего времени незаконно полученная сумма пенсии ответчиком добровольно не возвращена.
Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что пенсия по случаю потери кормильца и федеральная социальная доплата были получены Ефимовым С.Н. в результате его недобросовестного поведения, выразившегося в неисполнении предусмотренной обязанности уведомить пенсионный орган об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, суд полагает, что он неосновательно обогатился за счет истца, в связи с чем с него подлежат взысканию денежные средства в размере 101459 рублей 84 копеек за период с 1 августа 2019 года по 31 июля 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как истец по настоящему делу был освобожден от уплаты государственной пошлины, то с Ефимова С.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3229 рублей 20 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) удовлетворить.
Взыскать с Ефимова.С.Н. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новотроицке Оренбургской области (межрайонное) денежную сумму в размере 101459 рублей 84 копеек в возмещение незаконно полученной пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты.
Взыскать с Ефимова.С.Н. государственную пошлину в размере 3229 рублей 20 копеек в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: М.К. Абдулов