16 марта 2020 года г. Луга
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело № 2-357/2020)
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Шулындиной С.А.
секретаря Яковлевой У.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании c участием:
истца Петровой Л.Ю.
представителя ответчика – Шагашова С.Г.
гражданское дело по исковому заявлению Петровой Л.Ю. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лужском районе Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании назначения пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Л.Ю. обратилась в суд с иском к УПФР в Лужском районе Ленинградской области, в обоснование которого указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ №, принятым по результатам рассмотрения её заявления от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик отказал в назначении страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия страхового стажа не менее ДД.ММ.ГГГГ лет.
При рассмотрении заявления о назначении страховой пенсии, ответчик не включил в страховой стаж периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение УПФР в Лужском районе Ленинградской области № противоречит требованиям ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривающей учет в страховой стаж периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Истец просит суд признать решение пенсионного органа незаконным, возложить на ответчика обязанность досрочно назначить страховую пенсию в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В судебном заседании истец Петрова Л.Ю. на удовлетворении иска настаивала.
Представитель УПФР в Лужском районе Ленинградской области Шагашов С.Г., действующий на основании доверенности от 09.01.2020 г., исковые требования не признал. В обоснование имеющихся возражений указал, что истец Петрова Л.Ю. неверно применяет положения ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ, предусматривающей возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет, который подлежит исчислению по правилам ч. 9 ст. 13 этого же закона, не допускающей включение в страховой стаж времени нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
Суд, выслушав объяснения сторон спора, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено:
Истец Петрова Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась ДД.ММ.ГГГГ в УПФР в Лужском районе Ленинградской области года с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в связи с наличием страхового стажа продолжительностью ДД.ММ.ГГГГ лет и достижением возраста ДД.ММ.ГГГГ лет (л.д. 15, 25-32).
В ходе рассмотрения заявления, ответчиком истребованы сведения из ЦГАЛС СПБ, согласно которых Петрова Л.Ю. находилась в отпусках по уходу за детьми в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21 оборот)
Решением УПФР в Лужском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого возраста и страхового стажа на дату обращения за назначением пенсии (л.д. 45-46).
В тексте Решения указано, что право на установление страховой пенсии по старости возникает у Петровой Л.Ю. в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не ранее 02 мая 2020 г. Для назначения страховой пенсии ранее указанной даты в соответствии с частью 1.2 статьи 8 названного закона у Петровой Л.Ю. не хватает страхового стажа (не менее ДД.ММ.ГГГГ лет), который фактически составляет ДД.ММ.ГГГГ дней. В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж истца пенсионным органом не были включены периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку включение указанных периодов в страховой стаж при назначении страховой пенсии на основании части 1.2 статьи 8 не предусмотрено законом (л.д. 45 оборот, 46).
С принятым решением истец не согласна со ссылкой на возможность включения в страховой стаж периодов ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности, что предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которым установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (части 1, 2, 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Приложением 6 к названному Федеральному закону предусмотрено поэтапное (на протяжении 5 лет) увеличение пенсионного возраста мужчин и женщин, установленного по состоянию на 31 декабря 2018 года (55 лет для женщин и 60 для мужчин), начиная с 2019 года.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста для женщин, которым в 2019 году исполняется 55 лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
На основании приведенных положений закона у Петровой Л.Ю., достигшей ДД.ММ.ГГГГ г. возраста ДД.ММ.ГГГГ лет, право на страховую пенсию по старости возникнет не ранее ДД.ММ.ГГГГ года (ДД.ММ.ГГГГ), о чем указано в решении ответчика (л.д. 45-46).
Согласно ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Истец настаивает на применении приведенной нормы закона и полагает, что с учетом спорных периодов, подлежащих включению в её страховой стаж (период времени отпусков по уходу за детьми), таковой будет насчитывать требуемые ДД.ММ.ГГГГ лет, что дает ей право на назначение страховой пенсии по старости с даты достижения возраста ДД.ММ.ГГГГ лет – ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, подлежащие включению в страховой стаж, а также порядок его исчисления установлены главой 3 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Для лиц, указанных в ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», порядок подсчета страхового стажа установлен ч. 9 ст. 13 данного Закона, согласно которой при исчислении страхового стажа этих лиц в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Из приведенных предписаний закона следует, что в страховой стаж лиц, претендующих на страховую пенсию по старости на льготных основаниях, предусмотренных ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежат включению лишь следующие периоды:
- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 закона);
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2 части 1 статьи 12 закона).
Согласно прямому указанию в Законе, при подсчете страхового стажа указанных лиц не подлежит применению часть 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», из которой следует, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Исходя из изложенного, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», не относится к периодам, которые подлежат включению в страховой стаж лиц, претендующих на страховую пенсию по старости на льготных основаниях, предусмотренных ч. 1.2 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В связи с чем, приведенные истцом доводы основаны на неправильном толковании и применении положений законодательства, регулирующего основания и порядок назначения в Российской Федерации страховой пенсии по старости.
К спорным правоотношениям не подлежат применению и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 в силу прямого указания, содержащегося в части 9 статьи 13 закона. Указанные Правила регулируют иные правоотношения (порядок подсчета страхового стажа в целях досрочного назначения пенсии лицам, выполнявшим определенные виды работ - статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Учитывая установленный федеральным законодателем специальный состав и порядок подсчета страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», включение в страховой стаж Петровой Л.Ю. периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является неправомерным.
Исковые требования о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, возложении на ответчика обязанности досрочно назначить страховую пенсию, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░ 2020 ░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-357/2020 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ __________________2020 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
47RS0012-01-2020-000026-20