РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 июня 2021 года город Кинель
Кинельский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Куршевой Н.Г.,
с участием представителя истца Лукьяновой О.А.,
при секретаре Хартенко Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-868/2021 по иску Богомоловой Е. В. к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л
Богомолова Е.В. обратилася в Кинельский районный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Кинель Самарской области о признании незаконным отказа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; признании за истицей право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.о. Кинель; обязании ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по г.о. <адрес>; обязании администрации г.о. Кинель Самарской области предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм предоставления. Свои требования мотивирует тем, что истица с ДД.ММ.ГГГГ согласно Постановлению Администрации <адрес> № находилась под опекой своей бабушки ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>. В данном Постановлении указано, что за истцом закреплено право пользования жилым помещением по адресу, где зарегистрирован ее опекун – бабушка ФИО1. На настоящий момент, истец уже не находится под опекой, поскольку достигла возраста 23 лет. Родителями истца являются ФИО2 и ФИО3. Решением Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав, причем мать ФИО2 сама отказалась от родительских прав на свою дочь, что подтверждено материалами указанного гражданского дела. В ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в МКУ г.о. Кинель Самарской области с просьбой включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городском округе <адрес>. Согласно Постановлению Администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было отказано во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда на основании заключения МКУ г.о. Кинель Самарской области «Управление по вопросам семьи и демографического развития» от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает данный отказ незаконным и подлежащим отмене в силу норм действующего законодательства, приведенных в исковом заявлении. В соответствии со ст. 3 Закона Самарской области №135-ГД от 8 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м общей площади жилого помещения на человека. Как указано, ранее истица передана под попечительство своей бабушки в ДД.ММ.ГГГГ году с этого момента до настоящего времени зарегистрирована постоянно по месту жительства своей бабушки. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма является бабушка истца, помимо нее в квартире проживают еще четыре человека, в том числе и лишенная в отношении истца родительских прав ее мать ФИО2, которая злоупотребляет алкоголем и ведет аморальный образ жизни. Площадь квартиры составляет 63,6 кв.м, зарегистрировано в ней 5 человек, соответственно на одного человека приходится по 12,7 кв.м. Таким образом, истец имеет право на обеспечение ее жилым помещением по нескольким основаниям: не является уже подопечным основного нанимателя жилого помещения, по тому адресу, где зарегистрирована; в жилом помещении проживает человек, который лишен родительских прав по отношению к истцу, отказавшаяся сама от своих прав по отношению к истице; норма площади жилого помещения меньше учетной нормы жилого помещения, полагающейся на одного человека.
В судебное заседание истец Богомолова Е.В. не явилась, ее представитель Лукьянова О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, показала, что ни опекуну, ни самой истице не было разъяснено право на подачу заявления о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений незаконным.
Представитель ответчика Администрации г.о. Кинель Ковнер О.А. в судебное заседание не явилась, судом извещена, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. При этом указала, что отсутствуют основания для включения Богомоловой Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, поскольку было выявлено, что Постановлением администрации города Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней и закреплении права пользования жилым помещением» над Богомоловой Е.В. установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО1 и за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> Кроме того, пояснила, что в их полномочия входит доведение информации до опекуна и опекаемого на подачу заявления о включении опекаемого в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Доказательств того, что такие сведения были доведены до истицы и ее опекуна, представить не смогла, в виду их отсутствия.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2, 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено и в п. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>».
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1, 2 статьи 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 №135-ГД, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 №135-ГД заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда (далее - список), подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в орган местного самоуправления по месту жительства детей в течение 60 календарных дней со дня достижения ими возраста 14 лет или возникновения после достижения ими возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Законом оснований для предоставления указанным несовершеннолетним детям жилых помещений.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные статьей 5 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан на включение в список (ч. 3 ст. 4 Закона).
Согласно п. 3 ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 «Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года №397 акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включение в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Судом установлено, что Богомолова Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей, ее родители ФИО2 и ФИО3 решением Кинельского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ лишены родительских прав. Вместе с тем мать ФИО2 отказалась от родительских прав на несовершеннолетнюю дочь Богомолову Е.В., что подтверждается заявлением, удостоверенным нотариусом Кузнецовой М.Н. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в реестре №.
Постановлением главы местного самоуправления администрации города Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ № над несовершеннолетней Богомоловой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была установлена опека. Опекуном назначена ее бабушка ФИО1. За несовершеннолетней Богомоловой Е.В. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ № Богомоловой Е.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для отказа послужило заключение МКУ городского округа Кинель Самарской области «Управление по вопросам семьи и демографического развития» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения МКУ городского округа Кинель Самарской области «Управление по вопросам семьи и демографического развития» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Богомолова Е.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Заочным решением Кинельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Богомоловой Е.В., ФИО3 и ФИО2, лишены родительских прав. Постановлением администрации города Кинеля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки над несовершеннолетней и закреплении права пользования жилым помещением» над Богомоловой Е.В. установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО1 и за несовершеннолетней закреплено право пользования жилым помещением по адресам: <адрес>. Закрепленное за Богомоловой Е.В. жилье представляет собой неприватизированную трехкомнатную квартиру. Согласно выписке из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ, по данному адресу зарегистрированы: Богомолова Е. В., ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО1. Общая площадь квартиры 63,60 кв.м, что является менее учетной нормы площади жилого помещения, приходящейся на одно лицо, проживающее в данном помещении. Богомолова Е.В. жилья в собственности не имеет. Учитывая вышеизложенные обстоятельства в соответствии с Федеральным Законом №159 от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года №397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства», Закона Самарской области №135-ГД от 28 декабря 2012 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>», МКУ городского округа Кинель Самарской области «Управление по вопросам семьи и демографического развития» считает необходимым отказать Богомоловой Е.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Из анализа части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставленных по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилого помещения или
2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным.
Богомолова Е.В. проживает вместе с опекуном ФИО1 в квартире по Договору № найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО1, по адресу: <адрес>, где имеет регистрацию.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, основным квартиросъемщиком является ФИО1, зарегистрировано 5 человек, общая площадь квартиры составляет 63,6 кв.м, соответственно на одного человека приходится по 12,7 кв.м.
В силу п. 5 ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 года №135-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет 14 кв.м общей площади жилого помещения на человека.
Установлено и это следует из материалов дела, Богомолова Е.В. жилья на праве собственности не имеет, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями, в отношении истца данное обязательство не было исполнено, то это не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение в соответствии с требованиями законодательства, действующими на момент разрешения спора.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о признании отказа Богомоловой Е.В. во включении ее в список детей-сирот незаконным, поскольку квартира по адресу: <адрес>, в которой истица имеет регистрацию по месту жительства, находится в пользовании по Договору найма жилого помещения ее бабушки (основной квартиросъемщик), а также в ней, помимо иных лиц, зарегистрирована и проживает мать истицы, лишенная родительских прав. Иным закрепленным жильем Богомолова Е.В. не располагает, поэтому имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также приведенные выше законоположения в их взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что имеются законные основания для включения Богомоловой Е.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в случае проживания на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Стороной ответчика не представлено каких-либо доказательств возможности проживания истицы в жилом помещении, в котором Богомолова Е.В. имеет регистрацию по месту жительства, не является членом семьи нанимателя, где также проживает и зарегистрирована ее мать, которая лишена родительских прав. Также ответчиком не представлено доказательств того, что они надлежащим образом исполнили свои обязанности по осуществлению контроля за своевременной подачей Богомоловой Е.В. либо ее опекуном заявления о включении несовершеннолетней в список детей-сирот для обеспечения ее жилым помещением.
При таких обстоятельствах, суд считает, что за истцом должно быть признано право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в судебном порядке, поскольку Богомолова Е.В. по уважительным и объективным причинам не смогла реализовать свое конституционное право на жилище в сроки установленные законом.
На основании изложенного и исследованных судом материалов дела, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить в части. Вместе с тем считает, что требование о признании за Богомоловой Е.В. права на однократное предоставление жилого помещения из специализированного жилищного фонда не подлежит удовлетворению, поскольку является излишне заявленным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ
Исковые требования Богомоловой Е. В. удовлетворить в части.
Признать незаконным отказ Администрации городского округа Кинель Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № о включении Богомоловой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, отставших без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Администрацию городского округа Кинель Самарской области включить Богомолову Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г.о. <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа Кинель Самарской области предоставить Богомоловой Е. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Кинельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Решение в окончательной форме составлено 22 июня 2021 года.
Председательствующий судья -