Дело № 2-691/2019
УИД № 44RS0005-01-2019-000852-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2019 года
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Серовой Н.И.,
при секретаре Ясневой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прусаковой Ольги Геннадьевны, действующей по доверенности от имени Виноградова Николая Александровича, к Лебедевой Елене Александровне о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Прусакова Ольга Геннадьевна, действующая по доверенности от имени Виноградова Николая Александровича, обратилась в суд с иском к Лебедевой Елене Александровне о признании права собственности на жилой дом общей площадью 64,9 кв.м., в том числе жилой 40,1 кв.м., лит. А, инвентарный №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти (ФИО), умершей (дата).
Требования обосновывает тем, что (дата) умер отец истца – (ФИО). После его смерти открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 64,9 кв.м., в том числе жилой 40,1 кв.м., лит. А, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку на момент смерти с (ФИО) проживала его супруга (ФИО) (мать истца), она своим проживанием совершила юридически значимые действия, свидетельствующие о том, что (ФИО) фактически приняла наследство. Однако, юридически свои права (ФИО) не оформляла.
(дата) (ФИО) умерла. После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 64,9 кв.м., в том числе жилой 40,1 кв.м., лит. А, инвентарный №, расположенного по адресу: <адрес>.
Истец является наследником первой очереди после ее смерти. Кроме него наследницей также является Лебедева Е.А. (дочь умершей), которая на наследство не претендует. Иных наследников не имеется.
06.06.2017года истец фактически принял наследство, открывшееся после смерти матери, в том числе, получив свидетельство о праве на наследство на другое наследственное имущество (денежные вклады).
В выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов, в связи с чем истец вынужден был обратиться в суд.
Позднее истец уточнил требования в части того, что после смерти отца ни он, ни сестра (ответчик Лебедева Е.А.) фактически наследство не принимали, наследственных прав не оформляли, на наследство не претендовали. Поскольку с отцом до дня его смерти проживала мать – (ФИО), решили, что наследство после смерти (ФИО) приняла именно она.
Истец Виноградов Н.А. в судебном заседании не присутствовал. Уведомлен надлежаще. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам. Дополнительно пояснил, что (дата). умер его отец – (ФИО), (дата). умерла мама – (ФИО) После смерти отца открылось наследство в виде жилого дома, общей площадью 64,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Поскольку на момент смерти с отцом проживала мать истца, то она фактически приняла наследство в виде жилого дома. К нотариусу после его смерти никто не обращался. После же смерти матери, истец обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства на жилой дом, но ему было отказано в связи с недостаточностью правоустанавливающих документов. Также пояснил, что жилой дом не состоит на кадастровом учете, но имеется свидетельство о праве на наследство на земельный участок.
Представитель истца Прусакова О.Г. требования истца поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что после смерти отца, истец и его сестра не вступали в права наследования, к нотариусу не обращались. Дети не принимали наследство после смерти отца, они отдали это право своей матери. Обратились к нотариусу лишь после смерти матери.
Ответчик Лебедева Е.А. не возражала против удовлетворения требований истца. Дополнительно пояснила, что после смерти матери обращалась к нотариусу, где написала заявление об отказе от наследства в пользу своего брата – Виноградова Н.А.
Представитель третьего лица Администрации Буйского муниципального района в судебное заседание не явился. уведомлен надлежаще. каких-либо ходатайств не представлено.
Суд пришел к выводу о рассмотрении гражданского дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
(дата) умер отец истца – (ФИО), что подтверждается свидетельством о его смерти 1-ГО № от (дата).
После смерти (ФИО) открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, а также справке о данных технического учета по жилому дому, сведения о правообладателях отсутствуют.
Однако, факт принадлежности жилого дома (ФИО) подтверждается следующими документами:
Как следует из постановления администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области №177 от 26.12.2011года, утвержден Перечень адресных наименований (адресного хозяйства) по территориальным отделениям Центрального сельского поселения. Согласно выписки из адресного реестра, в селе <адрес> значится за (ФИО).
Согласно архивной выписке администрации Буйского муниципального района Костромской области от 12.07.2019года, в похозяйственной книге архивного фонда Елегинского сельского Совета народных депутатов Буйского района Костромской области в лицевом счете № за 1991-1995годы <адрес> значится хозяйство (ФИО). Членом семьи значится (ФИО) (жена). В похозяйственной книге № архивного фонда Елегинской сельской администрации Буйского района Костромской области в лицевом счете № за 1997-2001г <адрес> значится хозяйство (ФИО). Член семьи (ФИО) (жена). В похозяйственной книге № архивного фонда Елегинской сельской администрации Буйского района Костромской области в лицевом счете № за 2002-2006г <адрес> значится хозяйство (ФИО). Член семьи (ФИО) (жена). В похозяйственной книге архивного фонда Елегинского сельского поселения администрации Буйского района Костромской области в лицевом счете № за 2007-2011г <адрес> значится хозяйство (ФИО). Член семьи (ФИО) (жена).
Таким образом, принадлежность жилого дома расположенного по адресу: <адрес> умершему (ФИО) не вызывает у суда сомнений.
Как следует из пояснений истца и ответчика (они же наследники первой очереди), наследство, открывшееся после смерти (ФИО) в виде жилого дома расположенного по адресу: <адрес> приняла их мать – (ФИО), которая фактически вступила в права наследования: проживала в этом доме и после смерти (ФИО), о чем свидетельствует представленная в суд справка администрации Центрального сельского поселения Буйского муниципального района Костромской области (л.д. 31).
Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются и пояснениями свидетелей.
Так, свидетель (ФИО) в судебном заседании пояснил, что проживает в <адрес> 25 лет. Знал (ФИО) и его супругу (ФИО). Сначала умер (ФИО), потом умерла (ФИО). Они проживали совместно до последнего. У них двое детей. Дети после смерти отца приезжали, выкашивали огород, следили за домом. Похоронами отца занимался сын.
Свидетель (ФИО) суду пояснил, что (ФИО) он знал как соседа. (ФИО) строил дом своими руками, когда они были в браке с (ФИО) Всю жизнь они проживали вместе с супругой и на день смерти тоже. После смерти (ФИО), жена и дети ухаживали за домом, огород сажали. Приезжали дети, сын даже чаще приезжал. Дети занимались похоронами.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц, причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Факт проживания (ФИО) в спорном жилом доме после смерти наследодателя свидетельствует о фактическом принятии ею наследства после смерти ее супруга.
(дата) (ФИО) умерла, что подтверждается свидетельством о её смерти 1-ГО № от (дата).
После смерти (ФИО) открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, которое она фактически приняла в наследство после смерти супруга, а также денежных вкладов, открытых на ее имя.
(дата) истцу выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства, хранящиеся в подразделении № Северного Банка ПАО Сбербанк, с причитающимися процентами и компенсациями.
В выдаче свидетельства о праве на наследства на жилой дом было отказано в виду отсутствия правоустанавливающих документов.
После смерти (ФИО), в соответствии с ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, дети наследодателя Виноградов Н.А. и Лебедева Е.А. относятся к наследникам по закону первой очереди.
Согласно ответа нотариуса нотариального округа Буйский Костромской области Зайцевой Г.О., дочь наследодателя – Лебедева Е.А. от принятия наследства после смерти матери (ФИО) отказалась в пользу Виноградова Н.А. (л.д. 39)
Таким образом, Виноградов Н.А. является единственным наследником, желающими вступить в права наследования после смерти (ФИО).
Нахождение наследодателя и Виноградова Н.А. в родственных отношениях подтверждается представленной копией свидетельства о рождении истца с указанием в графе «мать» (ФИО).
Таким образом, при отсутствии иных наследников (ФИО), желающих вступить в права наследования, исковые требования Виноградова Н.А. не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы других лиц, фактическое принятие наследства имеет место.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц, причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из исследованных при рассмотрении дела доказательств следует, что наследство после смерти (ФИО) истцом фактически было принято; Он пользуется домом, несет расходы по его содержанию.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
С учетом изложенного, за истцом подлежит признанию право собственности на жилой дом №, лит. А по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти (ФИО).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Прусаковой Ольги Геннадьевны, действующей в интересах Виноградова Николая Александровича, удовлетворить.
Признать за Виноградовым Николаем Александровичем в порядке наследования после смерти матери (ФИО), умершей (дата), право собственности на дом, общей площадью 64,9 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, инвентарный №.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Буйский районный суд Костромской области.
Судья: Серова Н.И.