РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года г. Белогорск
Белогорский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Ко А.И.,
при секретаре судебного заседания Киевской Е.В.,
с участием представителя административного истца <иные данные>., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, административное дело №А-58/2021 (УИД: №) по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <иные данные> ФИО2 об оспаривании бездействия Министра обороны Российской Федерации и руководителя федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», выразившегося в непринятии мер по учету на его накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих инвестиционного дохода, -
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министра обороны РФ и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – ФГКУ «Росвоенипотека»), выразившееся в непринятии мер по учету на его именном накопительном счете (далее - ИНС) инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, который был бы начислен при своевременном включении его в реестр участников накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года.
В целях устранения допущенного нарушения административный истец просит суд обязать руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» произвести ему расчет денежной суммы недополученного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года и произвести перерасчет инвестиционного дохода, который подлежал бы учету на его именном накопительном счете с 1 февраля 2016 года с учетом недополученного инвестиционного дохода за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года, а также обязать Министра обороны РФ перечислить на его ИНС денежные средства в размере, рассчитанном ФГКУ «Росвоенипотека».
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании поддержал исковые требования и пояснил, что в июле 2013 году у ФИО2 возникло право на участие в НИС, однако, в связи с несвоевременным оформлением необходимых документов должностными лицами войсковой части № в которой ФИО2 проходил военную службу, он был включен в реестр участников НИС лишь в январе 2016 года с датой возникновения оснований для этого – 23 июля 2013 года.
Далее представитель истца пояснил, что с 1 февраля 2016 года ФИО2 производятся начисления накоплений для жилищного обеспечения, в том числе доход от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, однако на его ИНС произведены накопительные взносы за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года без учета доходов от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, которые должны были бы ему начислены при своевременном включении в реестр участников НИС – 23 июля 2013 года, что является незаконным.
Также, представитель истца пояснил, что ФИО2 с <дата> по настоящее время производится расчет инвестиционного дохода без учета инвестиционного дохода, который должен быть ему начислен за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года, что также нарушает его права.
Кроме того, представитель истца пояснил, что срок обращения в суд ФИО2 не пропущен, поскольку допущенное в отношении него нарушение является длящимся, так как он продолжает являться участником НИС.
ФИО2, Министр обороны РФ, руководители департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ и ФГКУ «Росвоенипотека», а также командиры войсковых частей №, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не прибыли, при этом не сообщили об уважительности причин не явки, что в соответствии с положениями ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного искового заявления.
Представитель руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО4 в своих письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что каких-либо нарушений прав истца ФГКУ «Росвоенипотека» не допущено.
Начисление ФИО2 инвестиционного дохода с даты возникновения основания для включения в реестр участников НИС, полагает ФИО4, действующим законодательством не предусмотрено, а рассчитать предполагаемый доход ФИО2 не представляется возможным по причине отсутствия методики расчета.
В связи с изложенным, указалФИО4, а также, поскольку несвоевременное включение ФИО2 в реестр участников НИС произошло не по вине ФГКУ «Росвоенипотека», оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Представитель Министра обороны РФ ФИО5 в своих письменных возражениях на административное исковое заявление указал, что Министерством обороны РФ каких-либо нарушений прав ФИО2 не допущено, а получение военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, ФИО5 полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению в связи с пропуском им срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку ФИО2 с 2013 года не обращался в Министерство обороны РФ по поводу несвоевременного включения его в реестр участников НИС.
Выслушав объяснения представителя административного истца, а также, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно контрактам и выписке из послужного списка старший прапорщик ФИО2 проходит военную службу по контракту с <дата> по настоящее время, при этом второй контракт о прохождении военной службы заключен им <дата>. С декабря 2011 года по февраль 2016 года ФИО2 проходил военную службу в войсковой части №, после чего был переведён в войсковую часть №.
Из рапорта ФИО2 видно, что <дата> он обратился к командиру войсковой части № с просьбой включить его в реестр участника НИС.
Как усматривается из справок с войсковой части 98671 от 22 апреля и <дата>, а также справки с войсковой части № от <дата> ФИО2 был включен в реестр участников НИС лишь в 2016 году, в связи с несвоевременным оформлением необходимых документов должностными лицами войсковой части №.
Из уведомления о включении военнослужащего в реестр от <дата> видно, что ФИО2 включен в реестр участников НИС с даты возникновения оснований для этого – <дата>, имеет регистрационный №.
<дата> ФИО2 обратился в адрес ФГКУ «Росвоенипотека» с заявлением, в котором выразил просьбу сообщить размер накоплений на его ИНС за период с <дата> по <дата>, дату поступления инвестиционного дохода на накопительные взносы, учтенные за период с июля 2013 года по январь 2016 года, а в случае отсутствия такого дохода, произвести его начисление.
Из ответа начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) ФГКУ «Росвоенипотека» от <дата> на заявление ФИО2 следует, что на основании поступивших из Департамента жилищного обеспечения сведений о включении его в реестр участников НИС в течение десяти рабочих дней ему был открыт ИНС, на котором установленным порядком учитываются накопления для жилищного обеспечения. Накопленные взносы из федерального бюджета учитываются на ИНС ФИО2 с даты возникновения основания для его включения в реестр участников НИС, после чего передаются в доверительное управление управляющим компаниям в целях получения инвестиционного дохода.
Кроме того, из ответа ФГКУ «Росвоенипотека» следует, что начислить на ИНС ФИО2 инвестиционный доход, который мог бы быть им получен в случае своевременного включения его в реестр участников НИС (за период, в котором его накопительные взносы не инвестировались), не представляется возможным.
Как следует из справки представителя ФГКУ «Росвоенипотека» ФИО4 от <дата> ИНС участника НИС ФИО2 с регистрационным номером 04№ открыт <дата> с датой возникновения основания для включения в реестр <дата> на основании сведений о включении его в НИС, поступивших от регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти (федерального государственного округа), в котором участник НИС проходит военную службу.
Учет накоплений на ИНС ФИО2 и передача их в доверительное управление производится с <дата>, инвестиционный доход начисляется и учитывается на ИНС с <дата>. Целевой жилищный заем для приобретения жилого помещения ФИО2 не предоставлялся, денежные средства с ИНС не выплачивались.
По состоянию на <дата> на ИНС ФИО2 учтены накопления за период с <дата> по <дата> в размере 2457 902 рубля 52 копейки, в том числе доход от инвестирования накоплений – 538 145 рублей 25 копеек.
На основании п.15 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от <дата> № ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; иных не запрещенных законодательством РФ поступлений.
Как следует из ч.4 и 6 названной статьи Федерального закона, учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии со ст.7 этого же Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их ИНС.
Пунктами 2 и 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников НИС, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> №, предусмотрено открытие такого счета уполномоченным федеральным органом в отношении каждого участника.
Согласно п.7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных названным постановлением Правительства РФ, уполномоченный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющими компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Функции уполномоченного федерального органа в соответствии с распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» выполняет ФГКУ «Росвоенипотека».
Поскольку ФИО2 не был своевременно включен в реестр участников НИС со дня возникновения оснований по обстоятельствам, обусловленным нераспорядительностью должностных лиц войсковой части №, он оказался в неравных условиях с другими военнослужащими, получившими право на тех же условиях и в одно с ним время стать участниками НИС и имевшими возможность реализовать это право фактически, в связи с чем, его права были нарушены и подлежат восстановлению.
При этом отсутствие методики расчета величины инвестиционного дохода, который должен быть учтен на ИНС истца, а также источника финансирования, не должно умалять право последнего на учет на его ИНС доходов от инвестирования с даты возникновения основания для включения в реестр – <дата>.
По указанным основаниям доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека»ФИО4 и представителя Министра обороны РФ ФИО5 об отсутствии правовых оснований для восстановления нарушенных прав административного истца военный суд признает несостоятельными, поскольку несвоевременное включение ФИО2 в реестр участников НИС указывает на возможность получения им инвестиционного дохода с момента возникновения у него права на такой доход в таком же размере, в каком данный доход учтен на именных счетах других военнослужащих, которым именные накопительные счета открыты своевременно – 3 квартале 2013 года.
Доводы представителя ФГКУ «Росвоенипотека»ФИО4 о фактической невозможности производства расчета недополученного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, а также об отсутствии выделения средств инвестиционных накоплений из федерального бюджета, военный суд считает несостоятельными, поскольку данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений, что в силу ст.3 КАС РФ является задачей административного судопроизводства.
Доводы ФИО4 о том, что нарушенное право административного истца на получение инвестиционного дохода может быть восстановлено за счет других участников НИС из поступающего и распределяемого ФГКУ «Росвоенипотека» инвестиционного дохода, военный суд также признает несостоятельными, поскольку этим будут нарушены права других участников НИС, которым инвестиционный доход начисляется с момента своевременного включения в реестр.
Вопреки мнению представителя Министра обороны РФ ФИО5 истец не пропустил срок на обращение в суд, поскольку его участие в НИС не прекращено и у административного ответчика сохраняется обязанность по реализации права ФИО2 на инвестирование учтённых на его именном накопительном счёте накоплений в период с <дата> по <дата>, а поэтому нарушение этого права является длящимся.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца, военный суд считает необходимым обязать руководителя ФГКУ «Росвоенипотека» произвести расчет инвестиционного дохода, который подлежал начислению административному истцу с даты возникновения оснований для его включения в реестр участников НИС с <дата> по <дата>, с последующим перечислением Министерством обороны РФ на ИНС ФИО2 рассчитанной ФГКУ «Росвоенипотека» суммы инвестиционного дохода за указанный период, что в полной мере соответствует положениям ч.4 и 6 ст.5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
Принимая во внимание, что административному истцу с <дата> производится расчет инвестиционного дохода без недополученного инвестиционного дохода за период с <дата> по <дата>, суд считает необходимым возложить на ФГКУ «Росвоенипотека» обязанность произвести перерасчет инвестиционного дохода, который подлежал бы учету на именном накопительном счете административного истца с <дата> с учетом недополученного инвестиционного дохода за период с <дата> по <дата>, а также обязать Министра обороны РФ перечислить на ИНС ФИО2 денежные средства в размере, рассчитанном ФГКУ «Росвоенипотека».
Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Климова Александра Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министра обороны Российской Федерации и руководителя федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», выразившееся в непринятии мер по учету на именном накопительном счете ФИО2 инвестиционного дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года.
Обязать руководителя федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» произвести ФИО2 расчет денежной суммы инвестиционного дохода на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (регистрационный номер участника - №) от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление для получения инвестиционного дохода, которая подлежала начислению ФИО2 за период с 23 июля 2013 годапо 31 января 2016 года, а также произвести перерасчет начисленного инвестиционного дохода за период с 1 февраля 2016 года с учетом инвестиционного дохода, который подлежал начислению ФИО2 за период с 23 июля 2013 года по 31 января 2016 года, и истребовать от Министерства обороны Российской Федерации установленным порядком денежные средства на указанные цели.
Обязать Министра обороны Российской Федерации в десятидневный срок со дня поступления из федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» данного расчета перечислить на именной накопительный счет ФИО2 (регистрационный номер участника – №) денежные средства в размере, рассчитанном федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».
Об исполнении судебного решения необходимо сообщить в Белогорский гарнизонный военный суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Восточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий А.И. Ко