Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3406/2017 ~ М-2481/2017 от 22.03.2017

Дело № 2-3406/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 апреля 2017 года              г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фурсов В.А.,

при секретаре Тягушевой С.М,

с участием истца М,, представителя истца - Представитель1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению М, к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения, обязании произвести социальную выплату,

УСТАНОВИЛ:

М,, обратилась в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указала, что *** года обратилась в Министерство социальной защиты населения Амурской области с заявлением о предоставлении социальной гарантии в виде выплаты на приобретение или приобретения жилья, в связи с утратой жилого помещения после чрезвычайной ситуации - наводнения 2013 года. К указанному заявлению были приложены документы: копия паспорта гражданина РФ, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства рождения ребенка, копия решения суда, копия договора дарения доли в праве собственности на недвижимое имущество, копия свидетельства о праве собственности на земельный участок, копия акта обследования №*** от *** года, копия заключения №*** от *** года. Письмом от *** года исх. ***, полученным *** года, Министерством социальной защиты населения Амурской области заявителю было оказано в рассмотрении заявления по причине отсутствия в заключении межведомственной комиссии №*** от *** года ссылки на то обстоятельство, что принадлежащее ей имущество было повреждено в результате чрезвычайной ситуации - наводнения. Вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда от *** г. на Министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность рассмотреть заявление. Кроме того, указанным решением установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***, что данный дом был затоплен в результате чрезвычайной ситуации – наводнения в августе 2013 года, требует проведения капитального ремонта, что подтверждается актом обследования помещения № *** от *** г. Ответом Министерства социальной защиты населения Амурской области № *** от *** года истцу отказано в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

На основании изложенного, просит суд: признать незаконным решения Министерства социальной защиты населения Амурской области № *** от *** года, обязать произвести социальную выплату М, на приобретение или строительство жилья.

Определением Благовещенского городского суда при подготовке к делу были привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация города Благовещенска, Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов РФ в лице УФК, ГКУ АО «Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску, Управление ЖКХ при Администрации г. Благовещенска.

Правовая позиция ответчика изложена в письменных возражениях, представленных в материалы дела, согласно которым, представитель ответчика возражает против предъявленных требований, в обоснование указав, что во исполнение решения Благовещенского городского суда от *** г., вступившего в законную силу *** г., комиссией министерства по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года № 520 были рассмотрены документы М, с составом семьи из 2-х человек, претендующей на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Амурской области в августе-сентябре 2013 года. По результатам рассмотрения представленных М, документов комиссией принято решение об отказе в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по заявлению от *** г. в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 раздела I Правил № 520 (пп. «а», п. 10 раздела II Правил № 520) – по сведениям территориального органа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Указанному в заявлении на получение социальной выплаты члену семьи заявителя (М,) с *** г. и по настоящее время на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 25 к.м., расположенное по адресу: ***. Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территории Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» была предусмотрена необходимость выделения средств на строительство нового жилья взамен утраченного в чрезвычайной ситуации гражданам, признанными пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами. Указанная мера государственной поддержки предусматривалась за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1050. Финансирование данных мероприятий установлено на 2014 год и в 2015 году не предусмотрено. Постановление правительства области от 28.10.2013 г. № 520 утратило силу 01.01.2015 г., денежные средства на финансирование данных мероприятий из федерального бюджета не поступают. Таким образом, министерство не наделено полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, на которые претендует истец.

Доводы, изложенные в письменных отзывах Правительства Амурской области, Управления ЖКХ Администрации г. Благовещенска аналогичны правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, представленных Министерством социальной защиты населения Амурской области.

На судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом представители ответчика, третьих лиц: Правительства Амурской области, Управления ЖКХ Администрации г. Благовещенска, ходатайствующие о рассмотрении дела в их отсутствие, а также представители третьих лиц: Министерство финансов Амурской области, Министерство финансов РФ в лице УФК, ГКУ АО «Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску, Администрации г. Благовещенска, не предоставившие суду сведений об уважительности причин их неявки.

В судебном заседании истец, его представитель настаивали на требованиях, изложенных в исковом заявлении, просили удовлетворить.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).

Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011—2015 годы» (далее — постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы).

Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной категории споров № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г., из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.

Согласно пункту 1 раздела I Правил предусмотрены условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.

Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. № 57).

Из раздела II указанных правил следует, что на территории Амурской области органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решений о предоставлении (отказе в предоставлении) социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Пунктом 2 раздела I Правил № 520 было установлено, что право на получение мер социальной поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.

Решением Благовещенского городского суда от *** года заявленные требования М, удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области, выраженный в письме № *** от *** г. На Министерство социальной защиты населения Амурской области в порядке устранения допущенного нарушения возложена обязанность повторно рассмотреть заявление М, от *** г. с учетом обстоятельств, установленных в мотивировочной части решения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** года решение Благовещенского городского суда от *** года оставлено без изменения.

На основании данных судебных актов, комиссией Министерством социальной защиты населения Амурской области по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в рамках Правил № 520 были повторно рассмотрены документы М, с составом семьи из 2-х человек, претендующей на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Амурской области в августе-сентябре 2013 года.

По результатам рассмотрения представленных М, документов принято решение № *** от *** г. об отказе М, в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по заявлению от *** г. в связи с несоответствием заявителя требованиям п. 2 раздела I Правил № 520 (пп. «а», п. 10 раздела II Правил № 520) – наличие на праве собственности у указанного в заявлении члена семьи собственника жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации иного пригодного для проживания жилья. Кроме того, указано на то, что с 1 января 2015 года Постановлением Правительства Амурской области было принято постановление от 25.12.2014 г. № 776, которым было признано утратившим силу с 01 января 2015 года Постановление № 520, определяющее порядок реализации в Амурской области мероприятий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на приобретение или строительство жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно сведениям, представленным ФГБУ «ФКП Росреестра» от *** г. № ***, М, принадлежит на праве собственности земельный участок и расположенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: ***

Однако, как следует из представленных Министерством социальной защиты возражений, *** г., то есть на момент рассмотрения заявления М, с приложенными документами от *** г., М, на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью *** кв.м., расположенное по адресу: ***. Отчуждение в последующем данного жилого помещения не влияет на правовую позицию, выраженную при вынесении решения № *** от *** г. об отказе М, в предоставлении социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по заявлению от *** г.

Таким образом, в связи с несоответствием заявителя пункту 2 раздела I Правил № 520 предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья, в предоставлении социальной выплаты М, было отказано.

Также, в связи с завершением в *** году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, утратившим жилые помещения, а также гражданам, являющимся собственниками или нанимателями поврежденных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, Правительством Амурской области принято постановление от 25 декабря 2014 г. N 776, которым признано утратившим силу с 1 января 2015 г. постановление Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья".

Утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693 в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.

Кроме того, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий по такому направлению также не предусмотрено.

Таким образом, в связи с прекращением с 1 января 2015 г. действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, а также в виду несоответствия заявителя пункту 2 раздела I Правил № 520 предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья – наличие иного жилья на момент чрезвычайной ситуации, кроме жилого помещения, расположенного по адресу: ***, у суда не имеется правовых оснований и для возложения на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанности по включению М, в списки пострадавших граждан для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении (отказе в предоставлении) гражданам таких выплат Министерство было наделено именно в соответствии с названным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования М, к Министерству социальной защиты населения Амурской области о признании незаконным решения Министерства социальной защиты населения Амурской области № *** от *** года, обязании произвести социальную выплату М, на приобретение или строительство жилья – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья В.А.Фурсов

Мотивированное решение изготовлено 17 апреля 2017 года.

2-3406/2017 ~ М-2481/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Морозова Светлана Владимировна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Фурсов В.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
22.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2017Передача материалов судье
27.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2017Судебное заседание
17.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее