Дело № 2-1217/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2021 года город Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Чистяковой Н.В.,
при секретаре Цветковой М.Н.,
с участием представителя истцов – Сударкина М.Н., действующего на основании доверенности от 16 апреля 2021 года,
представителя ответчика администрации городского округа Кинешма – Соловьевой Н.С., действующей на основании доверенности от 15 января 2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области гражданское дело № 2-1217/2021 по иску Сироткина Вячеслава Леонидовича, Сироткиной Натальи Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 к администрации городского округа Кинешма, главе городского округа Кинешма Ступину Вячеславу Григорьевичу о признании незаконным постановления администрации городского округа Кинешма, признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»,
УСТАНОВИЛ:
Сироткин В.Л., Сироткина Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6 обратились в суд иском к администрации городского округа Кинешма, главе городского округа Кинешма Ступину В.Г. о признании незаконным постановления администрации городского округа Кинешма от 26 марта 2021 года № 401-п «Об утверждении решения жилищной комиссии от 26 марта 2021 года» в части отказа в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» молодой семьи Сироткина В.Л., о признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области».
Исковые требования мотивированы тем, что истцы Сироткин В.Л. и Сироткина Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке, имеют двоих несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сироткин В.Л. обратился в администрацию г.о. Кинешма с заявлением о признании его семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области». Данное заявление было принято и рассмотрено. Постановлением администрации городского округа Кинешма от 26.03.2021 года № 401-п «Об утверждении решения жилищной комиссии от 26.03.2021 года» истцам отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» на том основании, что ранее у Сироткиной Н.А. имелось в собственности 20/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Согласно договору дарения доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве общей собственности на жилой дом от 11.11.2020 года Сироткина Н.А. подарила принадлежащие ей доли в праве собственности на жилой дом и земельный участок своему отцу ФИО10 Данная сделка сочтена ответчиком как умышленное ухудшение своих жилищных условий семьей Сироткиных. Истцы полагают, что данная сделка не может являться намеренным ухудшением жилищных условий. Действия Сироткиной Н.А. по отчуждению принадлежащих ей долей жилого дома были мотивированы тем, что её семья зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает в квартире, принадлежащей её мужу Сироткину В.Л. по адресу: <адрес>. Сын Сироткиной Н.А. – ФИО5 посещает детский сад № в г.Кинешме. Кроме того, Сироткина Н.А., не использовала отчужденное жилое помещение, при этом несла бремя его содержания, что негативно сказывалось на бюджете её семьи. При вынесении оспариваемого постановления ответчики не учли, что отчужденное имущество никогда не принадлежало другим членам семьи Сироткиной Н.А. – Сироткину В.Л. или несовершеннолетним ФИО5 и ФИО6 В настоящее время оспариваемое постановление нарушает права истцов, так как не позволяет их семье стать участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», а следовательно, лишает возможности улучшить свои жилищные условия с помощью государственной поддержки.
Истцы с учетом уточнения исковых требований просят признать незаконным постановление администрации городского округа Кинешма от 29 марта 2021 года № 401-п «Об утверждении решения жилищной комиссии от 26 марта 2021 года» в части отказа в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» молодой семьи Сироткина В.Л., состоящей из 4 человек: Сироткин В.Л. – муж (заявитель), Сироткина Н.А. – жена, ФИО5 – сын, ФИО6 – дочь; признать истцов с составом семьи 4 человека: Сироткин В.Л. – муж (заявитель), Сироткина Н.А. – жена, ФИО5 – сын, ФИО6 – дочь участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области».
Определением суда от 4 июня 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства и архитектуры Ивановской области.
Истцы Сироткин В.Л., Сироткина Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5 и ФИО6, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены правильно и своевременно, обеспечили явку своего представителя по доверенности Сударкина М.Н.
Представитель истцов Сударкин М.Н. исковые требования поддержал с учетом их уточнения по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации городского округа Кинешма Соловьева Н.С. исковые требования не признала, вместе с тем не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик глава администрации городского округа Кинешма Ступин В.Г. о дне и времени рассмотрения дела извещался правильно и своевременно, о причине неявки не сообщил, возражений на иск, заявлений об отложении слушания дела не направил.
Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен правильно и своевременно, представил отзыв на иск с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с согласия представителей сторон, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Заслушав объяснения представителя истцов Сударкина М.Н., представителя ответчика администрации городского округа Кинешма Соловьевой Н.С., исследовав представленные суду документы, суд приходит к следующему.
В целях содействия улучшению жилищных условий граждан и повышению доступности жилья постановлением Правительства Ивановской области от 6 декабря 2017 года № 460-п утверждена государственная программа Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Ивановской области».
Предоставление социальных выплат молодым семьям в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Ивановской области» регулируется Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года (далее – Правила).
Согласно указанным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктами 18 или 19 Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы. О принятом решении молодая семья письменно или в электронной форме посредством Единого портала уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, а также мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам, предусмотренных Федеральным законом «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».
В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Закона Ивановской области «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области» отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок.
Суд установил, что с ДД.ММ.ГГГГ Сироткин Вячеслав Леонидович и Сироткина (до регистрации брака Макеева) Наталья Александровна состоят в зарегистрированном браке (л.д.14).
Семья истцов состоит из 4 человек: Сироткин Вячеслав Леонидович - супруг, Сироткина Наталья Александровна - супруга, ФИО5 – сын ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6 – дочь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15,16).
Истцы состоят на регистрационном учете по месту жительства и постоянно проживают в квартире общей площадью 38,7 кв.м по адресу: <адрес>. Собственником жилого помещения является Сироткин В.Л. на основании договора № 17224 передачи жилого помещения в собственность граждан от 17 декабря 2002 года и свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 20 июля 2007 года нотариусом Кинешемского нотариального округа Ивановской области Боруновой Э.О. (л.д.37, 38). Сироткина Н.А. зарегистрировалась по месту своего фактического проживания 6 ноября 2013 года.
Иных жилых помещений в собственности либо пользовании членов семьи истцов не имеется.
04 февраля 2021 года истец Сироткин В.Л. обратился в администрацию городского округа Кинешма с заявлением о признании его семьи, состоящей из 4 человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, одновременно с заявлением был представлен весь пакет необходимых документов.
В соответствии с ч.4 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением городской Думы городского округа Кинешма от 29 апреля 2015 года № 84/822 (ред. от 22.03.2020) установлена учетная норма площади жилого помещения (учетная норма) в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - не более 10,0 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
Постановлением администрации городского округа Кинешма № 183-п от 19.02.2021 года утвержден «Список граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, изъявивших желание стать участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области», согласно которому молодая семья Сироткина В.Л. с составом семьи 4 человека признана нуждающейся в жилых помещениях.
Постановлением администрации городского округа Кинешма № 338-п от 12.03.2021 года утвержден «Список граждан для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» (приложение № 3), согласно которому молодая семья Сироткина В.Л. с составом семьи 4 человека признана имеющей достаточные денежные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Оспариваемым постановлением администрации городского округа Кинешма № 401-п от 29.03.2021 года «Об утверждении решения жилищной комиссии от 26.03.2021 года молодой семье Сироткина В.Л. с составом семьи 4 человека отказано в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» на основании пп.3 п.1 ст.54 ЖК РФ, в соответствии с которым не истек пятилетний срок со дня совершения действия, в результате которого семья Сироткиных может быть признана нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 настоящего Кодекса срок.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что молодая семья Сироткиных, как субъект, претендующий на реализацию своего права по установленным условиям государственной программы, вправе быть признана участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Сироткина (Макеева) Н.А. на основании договора № 204 передачи жилого помещения в собственность граждан от 10 мая 2001 года являлась собственником 20/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 123,5 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>. Договор был зарегистрирован постановлением Корниловской сельской администрации Заволжского района Ивановской области № 12 от 10 мая 2001 года, право собственности было зарегистрировано в ЕГРП, запись о государственной регистрации права № (л.д.17).
11 декабря 2020 года по договору дарения доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве общей собственности на жилой дом Сироткина Н.А. подарила свою долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, ФИО10 (л.д.19-23).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Вышеприведенные положения материального закона с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В данном случае, исходя из предмета настоящего иска и характера спорных правоотношений, бремя доказывания совершения истцом умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и, соответственно, наличия правовых оснований для отказа в признании истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы по обеспечению доступным и комфортным жильем населения Ивановской области лежит на ответчике как лице, принявшем такое решение.
В силу части 1 ст.38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В соответствии со ст.31 Семейного кодекса Российской Федерации каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
Суд учитывает, что с 6 ноября 2013 года Сироткина Н.А. зарегистрирована и постоянно проживает вместе с семьей в жилом помещении общей площадью 38,7 кв.м, принадлежащем на праве собственности ее супругу Сироткину В.Л. Жилой дом, долей которого владела Сироткина Н.А., расположен на территории другого муниципального образования – в д.<адрес>, площадь приходящаяся на долю истицы, составляла 24,7 кв.м. Норма жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи Сироткина В.Л., проживающего в квартире <адрес> меньше учетной нормы. При проживании семьи Сироткиных в жилом доме <адрес>, норма жилого помещения, приходящаяся на одного проживающего, исходя из размера доли, принадлежавшей Сироткиной Н.А. (24,7 кв.м), также была бы меньше учетной нормы. Использовать для проживания семьи истцов жилые помещения, расположенные на территории разных муниципальных образований, невозможно. Исходя из норм семейного законодательства, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, совместное воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
Суд полагает необходимым отметить, что действия Сироткиной Н.А. по отчуждению доли жилого помещения были известны на момент принятия администрацией городского округа Кинешма постановления от 19 февраля 2021 года № 183-а об утверждении списков граждан для признания нуждающимися в жилых помещениях, тем не менее, эти действия не помешали семье Сироткина В.Л. быть принятой на учет нуждающейся в жилых помещениях.
Учитывая изложенное, действия Сироткиной Н.А. по отчуждению доли жилого дома, которую она не использовала в течение длительного периода времени, поскольку проживала вместе со своей семьей в квартире, принадлежащей ее супругу, не могут расцениваться в качестве действий, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Таких доказательств в ходе рассмотрения данного дела ответчиками не представлено, в связи с чем постановление администрации в части отказа в признании истцов участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сироткина Вячеслава Леонидовича, Сироткиной Натальи Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации городского округа Кинешма от 29 марта 2021 года № 401-п «Об утверждении решения жилищной комиссии от 26 марта 2021 года» в части отказа в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области» молодой семьи Сироткина Вячеслава Леонидовича с составом семьи 4 человека: Сироткин Вячеслав Леонидович – муж (заявитель), Сироткина Наталья Александровна – жена, ФИО5 – сын, ФИО6 – дочь.
Признать семью Сироткина Вячеслава Леонидовича с составом семьи 4 человека: Сироткин Вячеслав Леонидович – муж, Сироткина Наталья Александровна – жена, ФИО5 – сын, ФИО6 – дочь участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Чистякова
Мотивированное решение составлено 22 июня 2021 года.