Дело № 2-4234/2021
76RS0014-01-2021-003549-82
Изготовлено 24.12.2021 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 7 декабря 2021 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Фокиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Грачевой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Елены Станиславовны к Государственному казенному учреждению Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля о признании незаконным отказа в признании безработным, возложении обязанности произвести выплату пособия по безработице,
у с т а н о в и л :
Воробьева Е.С. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение (приказ) Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля об отказе в признании безработным, возложить на ответчика обязанность восстановить истца на регистрационном учете в качестве безработной в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года включительно, назначить, исчислить и выплатить истцу пособие по безработице за указанный период в сумме 8 217 рублей 09 копеек, возвратить уплаченную при подаче иска государственную пошлину.
В судебном заседании истец Воробьева Е.С. и ее представитель Воробьев А.М. доводы иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные тексту иска, указали, что никаких извещений о явке в Центр в личный кабинет (на портал), на адрес электронной почты истца, а также лично либо по почте не поступало, истец не был извещен о необходимости явки в указанные ответчиком даты. Истец был заинтересован в получении пособия, самостоятельно звонила в Центр уточнить ситуацию по заявлению, в результате узнала о принятом отказе. Телефон не отключала, электронную почту и уведомления на портале проверяла ежедневно, уведомлений не поступало. Представила в обоснование доводов распечатку телефонных переговоров, а также с портала «Работа России» с госуслуг, электронной почты. Полагает, что имела основания для признания безработной, получения пособия.
Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск, доводы которого сводятся к надлежащему уведомлению истца о явке в Центр для признания безработным по средствам размещения Центром занятости уведомления в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», но в назначенную дату: 27.07.2021 года истец не явилась, что явилось основанием для отказа в назначении пособия. Также Центром осуществлялись звонки на номер телефона истца, однако телефон был отключен. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав истца и представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев представленные истцом документы, суд считает доводы иска обоснованными, исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.1-3 статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат, в том числе, перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
Безработными не могут быть признаны граждане, в том числе не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона).
Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан, утвержден приказом Минтруда России от 15.01.2013 №10н.
В связи с поэтапным снятием ограничительных мер в Ярославской области пунктом 3 постановления Правительства Ярославской области от 15.05.2020 № 418-п «О работе организаций и индивидуальных предпринимателей» государственным казенным учреждениям Ярославской области центрам занятости населения предписано обеспечить предоставление в помещениях указанных центров государственных и иных услуг, предоставление которых может осуществляться исключительно в помещениях указанных центров, при условии обеспечения предварительной записи граждан.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В соответствии с п.2 Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 п.2 Временных правил).
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан") утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы; Правила регистрации безработных граждан; требования к подбору подходящей работы. Данный документ утратил силу в связи с изданием Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 "О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Данные Правила действуют с 18.11.2021 года.
В силу п. 9 постановления Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, действующего на момент обращения истца в ЦЗН, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае: неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным.
Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 постановления №891).
Как следует из материалов дела, Воробьева Е.С. ДД.ММ.ГГГГ года в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» заполнила и представила в электронной форме в ГКУ ЯО ЦЗН г.Ярославля заявление о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, зарегистрированное за №. Приказом ГКУ ЦЗН города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года № Воробьевой Е.С. отказано в признании безработным в связи с неявкой в срок, установленный государственным учреждением службы занятости населения, для принятия решения о признании безработным.
ДД.ММ.ГГГГ года Воробьевой Е.С. посредством почты направлено уведомление № об отказе в признании ее безработным в связи с неявкой в срок для регистрации и принятия решения о признании её безработным.
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратилась в ГКУ ЦЗН города Ярославля с жалобой на отказ в регистрации в качестве безработного, указала, что никаких извещений о явке не получала, принятое решение нарушает ее права на получение пособия и не обеспечивает гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.
ДД.ММ.ГГГГ года в адрес истца направлен ответ на жалобу, в котором указывалось на информирование Воробьевой Е.С. о явке в Центр ДД.ММ.ГГГГ года в 08.30 часов, о чем посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» в разделе «Текущий статус заявления» специалистами Центра занятости ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ года были оставлены сообщения о явке (кабинет №, окно №). Также специалистом Центра занятости ДД.ММ.ГГГГ года осуществлялся телефонный звонок по номеру телефона, указанному истцом в заявлении, но телефон был отключен.
Истец указанные обстоятельства оспаривает, представила суду распечатки с портала «Работа в России» (вход через госуслуги), с электронной почты, распечатку телефонных переговоров, из которых не следует поступление каких-либо уведомлений, звонков, сообщений и т.д.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд соглашается с доводами истца.
Так, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств уведомления Воробьевой Е.С. о необходимости явки ДД.ММ.ГГГГ года в 08.30 часов в Центр занятости на личный прием.
Доводы о направлении истцу ДД.ММ.ГГГГ года уведомлений посредством личного кабинета информационно-аналитической системы являются голословными, достоверных доказательств данным утверждениям ответчиком не представлено (отчет о доставке электронного сообщения, уведомления о его прочтении получателем и т.п.). Получение от ответчика каких-либо уведомлений ДД.ММ.ГГГГ года истцом в ходе судебного разбирательства дела оспаривалось.
Кроме того, истцом при заполнении электронного заявления указывался, в том числе контактный номер телефона, а также адрес электронной почты (как приоритетный способ уведомления). Указанными способами уведомления ответчик не воспользовался.
Доводы ответчика об осуществлении телефонного звонка истцу в день приема опровергаются представленными Воробьевой Е.С. доказательствами, а именно детализацией звонков, из которой не следует поступление входящего звонка от Центра занятости. Кроме того, телефонные звонки с целью уведомления истца о явке в назначенную дату истцу ранее ДД.ММ.ГГГГ года не поступали.
Доводы стороны ответчика о размещении на официальном сайте Департамента государственной службы занятости населения Ярославской области ДД.ММ.ГГГГ года информации о регистрации граждан в качестве безработных и их перерегистрации в очном порядке в центрах занятости населения по предварительной записи также не свидетельствуют об уведомлении истца о необходимости явиться на личный прием ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что имеются правовые основания для признания незаконным приказа Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в признании безработным Воробьеву Е.С., назначении ей пособия по безработице за указанный в иске период и его выплате.
В силу ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.
В соответствии с п. 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев. Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.
Гражданам предпенсионного возраста, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", состоявшим в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 4 месяца - в размере 60 процентов такого заработка, в дальнейшем - в размере 45 процентов такого заработка. При этом размер пособия по безработице указанным гражданам не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, определенных в соответствии с пунктом 5 статьи 34.2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", увеличенных на размер районного коэффициента (п. 14 постановления).
Истец относится к категории граждан предпенсионного возраста, соответственно, размер пособия с учетом представленной суду информации о среднем заработке за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года составил в сумме 8 217 рублей 09 копеек.
Приведенный в иске расчет пособия, ответчиком не оспорен и не опровергнут, проверен судом и признан верным.
Иные имеющие значение для назначения пособия обстоятельства судом также проверены (дата увольнения истца, дата приема на последующую работу, средний заработок по последнему месту работы и т.д.).
Таким образом, доводы истца нашли подтверждение в судебном заседании, способ защиты права избран правильно, требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Воробьевой Елены Станиславовны удовлетворить.
Признать незаконным приказ Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в признании безработным Воробьеву Елену Станиславовну.
Возложить на Государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля обязанность выплатить Воробьевой Елене Станиславовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 8 217 рублей 09 копеек.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Ярославля в пользу Воробьевой Елены Станиславовны возврат уплаченной государственной пошлины в сумме 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.
Судья Т.А.Фокина